Рейсшина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: рейсшина предназначена для чертежных работ на горизонтальной поверхности. Сущность изобретения: рейсшина содержит линейку со шкалами, валики, корпус и поворотный механизм, обеспечивающий отключение поступательного движения и выполнение поворота рейсшины на любой угол. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 43 1 7/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Щ ,Ж ф (21) 4858964/12 (22) 03.05.90 (46) 15.09.92. Бюл. ¹ 34 (75) В.А.Соха и О.Ю.Соха (56) Авторское свидетельство СССР

N 1509290, кл. В 43 L 7/02, 1972.

Изобретение предназначено для чертежных работ на горизонтальной поверхности, Аналогами данного устройства являются кульман и рейсшины с поворотной линейкой, позволяющей проводить параллельные линии под указанным углом к оси от рейсшины, недостатком обоих аналогов является ограниченность зоны действия размерами самих устройств, а при больших их размерах — громоздкостью, к тому же для рейсшины с поворотной линейкой в процессе работы необходимы периодические перекладки, т.к. она захватывает полосу поверхности, соответствующую ее габаритам, Таким образом, оба аналога имеют ограниченность в использовании при выполнении чертежей.

Прототипом данного устройства является чертежный прибор, состоящий из корпуса, двух валов, сведенных на конце к середине прибора, соединенных шарнирно с упором и механизмом стабилизации этих валов.

Недостатками чертежного прибора являются сложность изготовления (большое число деталей и их сочленение) и некоторые

„„. Ж„„1761554 А1 (54) РЕЙСШИНА (57) Использование; рейсшина предназначена для чертежных работ на горизонтальной поверхности. Сущность изобретения: рейсшина содержит линейку со шкалами, валики, корпус и поворотный механизм, обеспечивающий отключение поступательного движения и выполнение поворота рейсшины на любой угол. 3 з.п. ф-лы, 2 ил. неудобства в работе. Так, при недожатии упора может не произойти полное соприкосновение скошенных на конус частей валов, а зто может сместить центр при повороте на какой-либо угол прибора, Также на приборе отсутствует шкала длины поступательного движения, Целью изобретения является упрощение в изготовлении и повышение удобства пользования рейсшиной.

Поставленная цель достигается тем, что рейсшина, состоящая из корпуса слинейкой и с угломерной шкалой, валов, установленных подвижно с возможностью вращения вокруг горизонтальных осей в корпусе, и механизма поворота, содержит иное строение механизма поворота и корпус содержит окна справа и слева от рукоятки поворотного над валами механизма со шкалами для измерения перемещений с различной точностью flo насечкам, расположенным на валах.

Сущность изобретения состоит в использовании поворотного механизма, который обеспечивает поворот рейсшины на

1761554 необходимый угол, с памятью на начальное угловое положение, Существенность отличий рейсшины от прототипа состоит в упрощении изготовления поворотного механизма и больших удобствах в работе из-за полного исключения возможности смещения центра при поворотах, возможности отслеживания смещений при поступательном движении и памяти на начальное угловое положение рейсшины. По сравнению с кульманом рейсшина обладает любым (доступным для человека) захватом чертежа, что и определяет ее большие возможности, Дополнительно рейсшина обладает гораздо меньшими габаритами, чем кульман, Рейсшина состоит из известных деталей, но использование их в предложенном варианте связей придает рейсшине новое качество.

На фиг, 1 и 2 изображена предлагаемая рейсшина.

Рейсшина состоит из корпуса 1 со шкалами точного смещения 2, грубого смещения 3 и угла поворота 4, составного направляющего вала 5, нанесенных по его краям ободков из резины 6, линейки 7 со шкалами 8 и 9 и разметкой центра 10, поворотного механизма 11 с насечкой 12 для определения угла поворота, Поворотный механизм (см. фиг, 2) состоит из поворотного вала 13, втулки 14, фиксирующей поворот рейсшины резиновой прокладкой 15 и прорезями 16, в которые вставлены винты 17, соединенные с поворотным валом 13, плоской трехлепестковой пружиной 18, соединенной жестко с поворотным валом 13 винтом 19, упора 20, резиновой прокладкой 21 и скобами 22 для удержания плоской трехлепестковой пружины 18, на трех концах которой расположены колесики 23 для обеспечения облегчения вращения, фиксирующей 24 и удерживающей 25 пружин, навинчивающихся на поворотный вал 13 ручки 26.

Сборка поворотного механизма производится следующим образом, В скобы 22 упора 20 вставляется плоская пружина 18 и на ее три конца неразьемно одеваются колесики 23. В дальнейшем эта часть механизма неразборна, винтом 19 плоская пружина 20 жестко соединяется с поворотным валом 13, сверху на вал одеваются поочередно фиксирующая пружина 24 и втулка 14., которая через две прорези 16 в ней привинчивается винтами 17 к поворотному валу 13 таким образом, чтобы втулка могла перемещаться вдоль оси вала на длину прорези. Собранная часть вставляется снизу в корпус 1 рейсшины и на выступаю55

50 щую часть поворотного вала 13 надевается удерживающая пружина 25 навинчивается ручка 26. B статическом состоянии жесткость пружины 24 и пружины 25 подобрана таким образом, чтобы втулка 14, прижатая пружиной 24, удерживала весь механизм поворота при помощи винтов 17, вставленных в прорези 16 и закрепленных с поворотным валом 13, а пружина удерживала весь механизм от упора в поверхность снизу рейсшины, т.е. поверхность прокладки 21 находилась выше нижней части 5, В работе рейсшина имеет два режима движения — поступательное, т.е. само движение рейсшины, и поворот на месте вокруг центра рейсшины. В первом режиме поворотный механизм 11 находится в статическом положении и расстояние, пройденное рейсшиной по поверхности, определяется по шкалам 2 и 3. Второй режим — режим поворота. В нужном месте (по насечкам 10) рейсшина останавливается и пальцем вдавливается ручка 26 в глубь линейки, при этом проходит три фазы.

1-я фаза, Упор 20 через прокладку 21 упирается и сцепляется с поверхностью.

2-я фаза. Винты 17, проходя всю длину прорезей 16 во втулке 14, отодвигают ее от корпуса 1, в этот момент уже возможен поворот рейсшины вокруг центра, но вал 5 еще касается поверхности.

3-я фаза, Плоская трехлепесковая пружина, выгибаясь под воздействием силы нажатия на поворотный вал 13 и упираясь в упор 20, поднимает рейсшину над поверхностью, а колесики 23 облегчат поворот рейсшины, После выполнения поворота на нижний угол следует плавно отпустить ручку

26.

За счет шкалы 4 и насечки 12 на ручке

26 определяется угол поворота, с помощью этих же элементов реализуется память на начальное угловое положение рейсшины.

В сравнении с прототипом рейсшина имеет дополнительную, новую возможность в работе — поворот на любой угол всей рейсшины с памятью о начальном положении рейсшины, что позволит облегчить и ускорить труд при выполнении чертежей и схем на горизонтальной поверхности.

Разработка проведена на уровне схемы устройства.

Формула изобретения

1, Рейсшина, содержащая корпус с линейкой и угломерной шкалой, валики, установленные подвижно с возможностью вращения вокруг горизонтальных осей в корпусе, и механизм поворота со штоком для поворота вокруг него корпуса с указате1761554 лем угла поворота и с рукояткой, закрепленной сверху на штоке, отл ич а ю щая с я тем, что, с целью упрощения в изготовлении и повышения удобства в пользовании, механизм поворота имеет подпружиненную втулку, установленную подвижно на штоке, и упор, соединенный со штоком посредством трехлепестковой пружины, основание которой прикреплено винтом к торцу штока, а ее лепестки установлены подвижно в выполненных на упоре скобах с возможностью взаимодействия с нижней частью корпуса посредством колесиков, закрепленных на концах лепестков, при этом втулка выполнена с фланцем и с прорезями по бокам для взаимодействия с винтами, закрепленными на штоке и расположенными в прорезях втулки, а на упоре и фланце втулки закреплены резиновые прокладки для фиксации, 2. Рейсшина пои. 1,отл и ч а ю ща я с я

5 тем, что пружины, поджимающие упруго штоки втулку, расположены соответственно под рукояткой штока и между фланцем втулки и основанием трехлепестковой пружины.

3. Рейсшина по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ10 а я с я тем, что на линейке корпуса по ее центру выполнены насечки.

4. Рейсшина попп. 1 — 3,отличающа я с я тем, что корпус выполнен с окнами, 15 расположенными по обе стороны от рукоятки штока над валами, и со шкалами для измерения перемещений с различной точностью по винтовым насечкам, расположенным на валах.

1761554

Составитель В,Соха

Техред М.Моргентал Корректор В,Петраш

Заказ 3223 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101