Способ повышения устойчивости транспортного средства при торможении

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Способ относится к автомобилестроению . Цель изобретения - повышение эффективности . Это достигается тем, что в зависимости от давления в тормозной системе задают момент муфты межосевого дифференциала достаточным для перераспределения тормозного момента передних и задних колес и недостаточным для заблокирования дифференциала. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4773170/11 (22) 24.10.89 (46) 15.09.92, Бюл. М 34 (71) Нижегородский автомобильный завод (72) А.В, Малышев (56) Яскевич 3.Н. Ведущие мосты,— М.: Машиностроение, 1985, с, 2985, с, 284, (54) СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ

ТОРМОЖЕНИИ

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к тормозным системам полноприводных колесных транспортных средств.

Известен способ повышения устойчивости колесного транспортного средства при торможении, заключающийся в регулировании момента сопротивления в межосевом дифференциале. При этом происходит блокировка дифференциала при появлении разницы частот вращения колес передней и задней оси, Однако известный способ имеет следующие недостатки: блокировка межосевого дифференциала происходит при появлении разницы частот вращения колес передней и задней оси, т.е. разница частот первична по отношению к блокировке дифференциала, что в начальный момент торможения может приводить к опережающей блокировке колес задней оси и потере устойчивости колесного транспортного средства. Кроме того, при движении на повороте с торможением, заблокированный дифференциал ухудшает устойчивость колесного транспортного средства..Ы2 1 761567 А1 (57) Способ относится к автомобилестроению. Цель изобретения — повышение эффективности. Это достигается тем, что в зависимости от давления в тормозной системе задают момент муфты межосевого дифференциала достаточным для перераспределения тормозного момента передних и задних колес и недостаточным для заблокирования дифференциала. 1 з,п. ф-лы, 2 ил.

Цель изобретения — повышение эффективности.

Указанная цель достигается тем, что для заданной величины замедления величину момента сопротивления в межосевом дифференциале устанавливают в диапазоне величин больших величины момента сопротивления для одновременной блокировки колес передней и задней осей и меньших измеряемой на карданном валу минимальной величины момента сцепления колес передней или задней осей при заданном замедлении.

Другое отличие состоит в том, что в условиях опережающей блокировки колес передней оси величину сопротивления в межосевом дифференциале устанавливают в диапазоне величин от нуля до м Фимальной измеряемой величины момента сцепления колес.

Предлагаемый способ отличается от известного тем, что момент сопротивления в межосевом дифференциале устанавливают в зависимости от величины замедления колесного транспортного средства и, что момент сопротивления в межосевом

1761567 дифференциале остается меньше измеряемого на карданном валу минимального момента сцепления колес, не доводя дифференциал до блокировки.

На фиг, 1 представлен график зависи- 5 мости момента сопротивления межосевого дифференциала для одновременной блокировки колес передней и задней осей, а также минимального момента сцепления колес от относительного замедления колесного 10 транспортного средства; на фиг, 2 — устройство для осуществления способа.

Величины моментов сопротивления межосевого дифференциала и сцепления колес определяются следующими выраже- 15 ниями:

M=; к,+к g

У=-. /к, к -2 Д)! д

Мсц = —. dmin (j) г

g где М, М вЂ” момент сопротивления в межосевом дифференциале для одновременной блокировки колес передней и задней осей при замедлениях в зоне опережающей блокировки колес передней и задней осей соответственно;

Мсц — минимальный момент сцепления колес передней или задней оси, измеряемый на карданном валу;

G — масса колесного транспортного средства;

J — замедление колесного транспортного средства; 35

g — ускорение свободного падения

j/g — относительное замедление колесного транспортного средства;

210). 2Я вЂ” вертикальная реакция при замедлении ) на колеса передней и задней 40 оси соответственно

21(j ) = — (b + h (j g)), G

2 (j) =(- (8 Ь (j/g))

45 где L — база колесного транспортного средства, а, Ь вЂ” расстояние от центра тяжести колесного транспортного средства до передней и задней осей соответственно;

h — высота центра тяжести транспортного средства;

ZmIn(j) — минимальная вертикальная реакция при замедлении j на колеса передней или задней оси; 55

ki, k2 — коэффициент тормозного механизма колес передней и задней оси соответственно

k)=,и и. S1 Rcp u, k2=8 и S 2 Rcp U, где,и — коэффициент трения колодки тормозного механизма; и — число пар трения тормозного механизма;

S1,S2 площадь цилиндра тормозного механизма колес передней и задней оси соответственноо;

R

u — передаточное число тормозного механизма;

r — радиус колеса;

i — передаточное число главной передачи; (ч.н,) — частичная нагрузка колесного транспортного средства; (п.н.) — полная нагрузка колесного транспортного средства;

1 — зона момента сопротивления межосевого дифференциала, обеспечивающая одновременную блокировку колес передней и задней осей без блокировки дифференциала, 2,3 — возможные характеристики момента сопротивления межосевого дифференциала.

Способ осуществляется устройством, включающим в себя межосевой дифференциал 4 с электромагнитной муфтой 5, заполненной магнитным порошком, соленоид 6, установленный в картере коробки передач

7, датчик замедления 8, соединенный с реостатом 9, источник питания 10.

Устройство работает следующим образом, При торможении колесного транспортного средства датчик замедления 8 устанавливает при помощи реостата 9 величин тока в обмотке соленоида 6 пропорционально величине замедления. Возникающее пр этом электромагнитное поле соленоида ( воздействует на магнитный порошок муфть

5, создавая момент сопротивления в меж. осевом дифференциале 4 пропорциональный величине тока. В итоге устанавливается прямая зависимость между замедление транспортного средства и моментом сопро. тивления дифференциала 4.

Формула изобретения

1. Способ повышения устойчивость транспортного средства при торможении заключающийся в регулировании момент; сопротивления в межосевом диф ференциале при торможени транспортного средства, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения эффектив ности, для заданной величины замедлени

17615б7

М(я) (пл) 0,8

0,6

0,4

0,2 величину момента сопротивления в межосевом дифференциале устанавливают в диапазоне величин больших величины момента сопротивления для одновременной блокировки колес передней и задней осей и меньших измеряемой на карданном валу минимальной величины момента сцепления колес передней или задней осей при заданном замедлении.

2, Способ по и. 1, отличающийся тем, что в условиях опережающей блокировки колес передней оси величину момента сопротивления в межосевом дифференциале устанавливают в диапазоне величин от нуля до минимальной измеряемой величины момента сцепления колес.

1761567 фиг. 2

Составитель А. Малышев

Редактор М. Васильева Техред М.Моргентал Корректор А, Долинич

Заказ 3224 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101