Неразъемное соединение деталей с натягом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в машиностроении в неразъемных соединениях типа вал-втулка. Сущность изобретения: одна из соединяемых деталей выполнена полой, а другая - с кольцевой канавкой на сопрягаемой поверхности . Кольцевой выступ полой детали размещен в кольцевой канавке другой детали. В кольцевой канавке полой детали, расположенной со стороны ее свободной поверхности в зоне выступа, размещена винтовая пружина, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 В 4/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4904926/27 (22) 24.01,91 (46) 15.09.92. Бюл. М 34 (71) Новосибирский электротехнический институт (72) В.М. Архипов, M.Ñ. Качан, Г.Ф. Копейкин и Н.П. Пронина (56) Орлов П.M. Основы конструирования. M., Машиностроение, 1977, т, 2, с. 225, рис. 233в, (54) НЕРАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАflEA С НАТЯГОМ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей типа втулка-втулка.
Известно неразъемное соединение деталей, состоящее из охватывающей и охватываемой деталей с натягом, содержащих на сопряженных, например, цилиндрических поверхностях, профилированные элементы жесткой посадки указанных деталей, .последние выполнены в виде выступов с фасками, образованных продольными канавками, причем ширина выступов обеих деталей меньше ширины канавок, а указанные детали сопряжены вершинами выступов с натягом (авт. св. % 665128, 1979).
Недостатком этого соединения является низкая надежность соединения из-за того, что происходит только фрикционное замыкание охватываемой и охватывающей поверхности деталей.
Кроме того, известно неразъемное соединение с натягом предварительно нагре!
Ж, „1761990 А1 (57) Использование: в машиностроении в неразъемных соединениях типа вал-втулка.
Сущность изобретения: одна из соединяемых деталей выполнена полой, а другая — с кольцевой канавкой на сопрягаемой поверхности. Кольцевой выступ полой детали размещен в кольцевой канавке другой детали.
В кольцевой канавке полой детали, расположенной со стороны ее свободной поверхности в зоне выступа, размещена винтовая пружина, 2 ил. той охватывающей деталью, сопрягаемые поверхности которых имеют введенные друг в друга кольцевые канавки и выступы, причем кольцевые канавки выполнены в охватывающей детали, а кольцевые выступы— на охватываемой, при этом наружный диаметр выступов меньше наружного диаметра канавок (авт. св. hh 596746, 1978);
Недостатком данного соединения является низкая надежность соединения изэа малой поверхности контактируемых площадок охвртываемой и охватывающей деталей.
Известно, также, что неразъемное соединение деталей с натягом и принятое за прототип, содержащее охватываемую и охватывающую детали, одна из которых выполнена полой, а другая по меньшей мере, с одной кольцевой канавкой на сопрягаемой поверхности, в которой размещен кольцевой выступ сопрягаемой поверхности полой детали, выполненной с кольцевой канавкой
1761990 со стороны ее свободной поверхности в зоне кольцевого выступа.
Недостатком этого технического решения является низкая надежность соединения, так как для оформления кольцевого выступа в одной из деталей необходимо иметь незначительную толщину, которая является определяющей для прочности соединения, тем более, что при деформировании возникает как пластическая деформация, так и упругая, а последняя образует раскрытие стыка в месте соединения деталей.
Целью предлагаемого изобретения является повышение надежности соединения.
Поставленная цель достигается тем, что неразъемное соединение де алей с натягом, содержащее охватываемую и охватывающую детали, одна из которых выполнена полой, а другая по меньшей мере с одной кольцевой канавкой на сопрягаемой поверхности, в которой размещен кольцевой sbl" ступ сопрягаемой поверхности полой детали, выполненной с кольцевой канавкой со стороны ее свободной поверхности в зоне кольцевого выступа, оно снабжено винтовой пружиной, установленной в контакте с полой деталью со стороны ее свободной поверхности, при этом по меньшей мере часть витков пружины размещена в кольцевой канавке полой детали.
Заявителю не известны аналоги и другие технические решения, в которых описано неразъемное соединение деталей с натягом, в котором введена винтовая пру>кина, взаимодействующая с полой деталью со стороны свободной поверхности, причем часть витков винтовой пружины размещена против кольцевой канавки.
Таким образом, предлагаемое изобретение соответствует "критерию" "СУЦЕСТВЕННЫЕ ОТЛИЧИЯ".
На фиг. 1 изображено предлагаемое соединение у которого полая деталь с внутренней свободной поверхностью; на фиг. 2 — предлагаемое соединение, у которого полая деталь с наружной свободной поверхностью.
Предлагаемое соединение содержит деталь 1 с кольцевой канавкой 2 и, установленную в нее, полую деталь 3 со свободной поверхностью 4, винтовую пружину 5, взаимодействующую с полой деталью 3 со стороны свободной поверхности 4, которая устанавливается в деталь 3 с HBTAl.oM, при этом часть витков винтовой пружины 5 размещена против кольцевой канавки 2 детали
5 1.
Предлагаемое соединение осуществляется следующим образом.
В деталь 1 вводят деталь 3, на свободной поверхности 4 которой установлена с
10 натягом винтовая пружина 5. Соединение производится радиальным обжатием витков винтовой пружины 5.
При этом участок детали 3, находящийся против кольцевой канавки 2 детали 1, 15 деформируется в радиальном направлении, образуя геометрическое замыкание деталей
1 и 3, после чего и получается неразъемное соединение деталей с натягом.
Таким образом, предлагаемое соедине20 ние обладает следующими преимуществами по отношению к прототипу: боле высокой надежностью соединения за с эт воздействия витков винтовой пружины я радиальном направлении на со25 единяемые детали, которые воспринимают часть нагрузки в радиальном направлении; более высокой нагрузочной способностью за счет фрикционного и геометрического замыкания сопрягаемых
30 поверхностей, получаемого из-за канавки; возможностью соединения тонкостенныхдеталей вследствие повышения жесткости и прочности соединения за счет витков винтовой пружины.
35 Формула изобретения
Неразьемное соединение деталей с натягом, содержащее охватываемую и охватывающую детали, одна из которых выполнена полой, а другая — с по меньшей мере одной
40 кольцевой канавкой на сопрягаемой поверхности, в которой размещен кольцевой выступ сопрягаемой поверхности полой детали, выполненной с кольцевой канавкой со стороны ее свободной поверхносчти в
45 зоне кольцевого выступа, отл ич а ющеес я тем, что, с целью повышения надежности соединения, оно снабжено винтовой пружиной, установленной в контакте с полой деталью со стороны ее свободной
50 поверхности, по меньшей мере часть витков
r.ðóæèHû размещена в кольцевой канавке полой детали.
1761990
7 2
QLl8. l Рог. 2
Составитель А. Архипов
Техред М.Моргентал Корректор М. Керецман
Редактор Н. Сильнягина
Заказ 3244 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул, Гагарина. 101