Амортизатор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в системах защиты приборов от вибраций. Амортизатор содержит корпус (1), конические пружины (2,3), шток

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 F 1/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

)о ,М

С> Ю (21) 4896382/28 (22) 25.12.90 (46) 15.09,92. Бюл. ¹ 34 (71) Киевский политехнический институт им.50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) П.А,Гирак, В.М.Слюсарь, Ю.А.Мамзенко и А.И.Стендик (56) Суровцев Ю.А, Амортизация радиоэлектронной радиоаппаратуры. М,: Советское радио, 1974, с.126 — 135.

Авторское свидетельство СССР

¹ 439650, кл. F 16 F 13/00, 1971. (54) АМОРТИЗАТОР (57) Использование: в системах защиты приборов от вибраций. Амортизатор содержит

Изобретение относится к средствам защиты объектов от вибраций и может быть использовано в приборо- и машиностроении, Широко известны амортизаторы с фрикционным демпфированием, содержащие витые пружины и демпферы сухого трения.

Однако общим недостатком для них является ухудшение виброизоляции, когда амплитуда возбуждения уменьшается при увеличении частоты, Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предполагаемому изобретению является амортизатор, содержащий полый цилиндрический корпус, установленный в нем при помощи двух конических пружин шток с шайбами и демпфирующий элемент, состоящий из сухарей, расположенных между шайбами и поджатых к внутренней поверхности корпуса при помощи кольцевой пружины. При вибрации рассеяние энергии

„„5U„„1762027 At корпус (1), конические пружины (2,3), шток (4), дополнительные шайбы (5), втулку (6), винт (7), упругие элементы (8), шайбы (9), сухари (10), кольцевую пружину (11), Амортизатор также снабжен дополнительными шайбами, установленными на штоке соосно основным и предварительно поджатыми в осевом направлении упругими элементами, размещенными между последними и дополнительными шайбами, а витки меньшего диаметра конических пружин связаны с последними. Эффективность амортизации при малых амплитудах виброускорения возрастает в 1,5 — 10 раз, в 1,5 — 2 раза снижается амплитуда резонансных колебаний в горизонтальной плоскости, 1 ил. продольных колебаний происходит за счет трения сухарей, поджатых упругим элементом, о внутреннюю поверхность цилиндрического корпуса амортизатора, Поперечные вибрации гасятся за счет трения сухарей о поверхность фрикционных шайб.

Недостатками амортизатора являются отсутствие эффективной виброзащиты при малых уровнях виброускорения из-за характера демпфирования (cyxoe трение) и недостаточная эффективность демпфирования при вибрации в поперечном направлении, Целью изобретения является повышение эффективности амортизации в широком диапазоне частот. По сравнению с прототипом эффективность амортизации при малых уровнях ускорений возрастает в 1,5...10 раз в зависимости от частоты и амплитуды виброускорения и, кроме того, снижается амплитуда резонансных колебаний в горизонтальной плоскости.

1762027

3 .

50

Это достигается тем, что амортизатор, содержащий корпус, установленные в нем шток с шайбами, размещенные между ними фрикционные элементы, распертые в радиальном направлении упругим элементом, и конические пружины, витками большего диаметра связанные с корпусом, снабжен дополнительными шайбами, установленными на штоке соосно основным и предварительно поджатыми в осевом направлении упругими элементами. размещенными между последними и дополнительными шайбами, а витки меньшего диаметра конических пружин связаны с последними.

Сравнительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемый амортизатор отличается наличием двух упругих элементов, которые предварительно поджаты в осевом направлении и двух дополнительных шайб, причем каждый из упругих элементов соединен одной из поверхностей с основными шайбами. а другой — с дополнительными шайбами, установленными ка штоке.

На чертеже приведен поперечный разрез амортизатора, Амортизатор содержит корпус 1. в котором установлены две.конические пружины

2 и 3. Между пружинами расположен шток

4 с двумя дополнительными шайбами 5, которые с ним жестко соединены при помощи втулки 6 и винта 7. Между шайбами 5 установлены два упругих элемента 8, соединенные одной из поверхностей с шайоами 5, а другой — с основными шайбами 9, а между шайбами 9 установлен демпфлрующлй элемент, состоящий из сухарей 10, поджатых кольцевой пружиной 11 к внутренней поверхности корпуса. Упругие элементы выполкены из материала, допускающего значительные относительные деформации по трем осям, например, из губчатой резины. Корпус установлен на основании 12.

Объект виброзащиты 13 закреплен на штоке

Амортизатор работает следующим образом, Вибрационные нагрузки воспринимаются штоком 4. Относительные перемещения штока вызывают деформацию упругих элементов 8, Если при вертикальной вибра5

30 ции сумма сил инерции, упругости и демпфирования в осевом направлении меньше или равна силе трения между корпусом

1 и сухарями 10 то демпфирующий элемен неподвижен относительно ксрпуса i, B:п;потивном случае демпфируащий элемент г;Оиходит в движение. Если соотношение между силами, указанными выше, и силой трения, действующей между сухарями 10 и шайбами

9, не выполняется при горлзонталь,îé вибрации, то опорные площадки начинают псремещаться относительно сухарей.

Указанная сумма слл растет по мере увеличения амплитуды виброускоре -:.я Осков .— ния. Следовательно, фрикциoккь,й демг:фе., заг ерт на малых уровнях вибрсуско„"еки,:

Но при этом, ввиду деформации упри. :: элементов, обеспечивается снижение амплитуд абсолютного виброускооения обьект= виброзащиты 13. При бог=L nx уровнях ьи.. роускорения, в случае. если ампл,:-уда ..:n:—е .-баний больше, чем допустимая .= рор .-,ац.. упруглх элемек -ов (что имеет м=-:ñòñ пр, резонансе), начикае работать фри;цлс нкыи демпфер, сбеспечивая =-ффек-;ивкое демпфирование интенсивных вибрас ий. Г1оскол ькg gп pgгие элема.lты 8 г1 рcдва ри— тел но поджаты в Осевол а:Оавл.=,"и;..О ь поперечном направлении пес.:;. ;;. ействует сила трения. 3;r. пс ýi,:ьает =.þ:ñðå Т IX B Н 0 С т Ь д С М П ф и р О В а ", я О .: .. ; Е . . > Ь х колебаниЙ.

ЭоpMna in:-.rá ice ã-..:,;.,;,n

Амортизатор, содержащий кор> c. у с.новленные B нем шток с:«айбами, раз 1ещенныMè между ними (iриKövoíные элементы, распертые в радиальком направлении упругим элементом, и конические пружины, витками большего ди;.. етоа связанные с корпусом, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективное и амортизации в широком диапа онз частот. он снабжен дополнительными шайбами. ус тановленными на штоке сооско основным .: предварительно поджатыми в осевом на правлении упругими элементами. размещенными между последними и дополнительными шайбами, а витки меньшего диаметра конических пружин связаны с последними, 1762027

Составитель П,Гирак

Редактор Н,Сильнягина Техред М.Моргентал Корректор С.Лисина

Заказ 3246 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина, 101