Способ определения скорости звука в морских осадках

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к дистанционным методам определения скорости звука в морских осадках. Цель изобретения - упрощение и сокращение времени измерения. Прием рассеянных осадочным слоем в обратном направлении сигналы осуществляют в точке излучения и выделяют на менее двух сигналов, пришедших в точку приема с различных заданных направлений. Излучение и прием проводят в одной плоскости осадочного слоя. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИч Е СКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э G 01 Н 5/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4873985/28 (22) 15.10,90 (46) 15.09.92, Бюл. N 34 (71) Институт океанологии им. П.П. Ширшова (72) Н.Н.Дмитревский, B.Í.Êóçíåöoa, А,В,Куликов, А,В,Носов и Т.Г.Харатишвили (56) Океанология. Т,1. Геофизикаокеанского дна/Под ред, Ю.ll.Непрочнова, M. Наука, 1979, с, 34-39 (прототип).

Веденев А.И., Курьянов Б.Ф„ Гончаров

В.В. Определение акустических характеристик донных осадочных слоев в глубоководных районах океана. Докл. АН СССР, 1984, т. 279, М 2, с, 328-331.

Веденев А.И„ Курьянов Б.Ф. Способ определения скорости звука в морских осадках. Авт.свид. М 1481698.

Изобретение относится к дистанционным методам определения скорости звука в морских осадках.

Известны дистанционные методы определения скорости звука в слое морских осадков, включающие излучение акустического сигнала, прием и регистрацию принятых сигналов. их обработку и расчет скорости звука в осадках, например, метод глубинного сейсмического зондирования и метод автокорреляционного анализа, состоящий в излучение широкополосного сигнала с движущегося судна. его регистрации на автономное записывающее устройство, расположенное в известной точке на дне акватории, построении зависимости разностного годографа от угла зондирования дна с последующим машинным расчетом скорости звука в придонных слоях на основе полученной интерференционной картины. Ж 1762128 А1 (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ

ЗВУКА В МОРСКИХ ОСАДКАХ (57) Изобретение относится к дистанционным методам определения скорости звука в морских осадках, Цель изобретения — упрощение и сокращение времени измерения, Прием рассеянных осадочным слоем в обратном направлении сигналы осуществляют в точке излучения и выделяют на менее двух сигналов, пришедших в точку приема с различных заданных направлений. Излучение и прием проводят в одной плоскости осадочного слоя. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Основными недостатками указанных методов являются необходимость использования разнесенных в пространстве излучающих и приемных устройств (нескольких движущихся судов. стационарных донных станций, радиобуев и т.п,), что в морских условиях значительно усложняет и удорожает эксперимент, а также увеличивает время на его проведение, Известен также способ определения скорости звука в морских осадках, основанный на выделении дифрагированных волн в методе непрерывного сейсмического профилирования, основанный на ненаправленном излучение акустических сигналов с движущегося судна, регистрации дифрагированных акустических волн приемной антенной, установленной на этом же судне, построении годографов дифрагированных волн и расчете на их основе скорости звука в слое осадков.

1762128

Формула изобретения

1. Способ определения скорости звука в морских осадках. заключающийся в том, что излучают звуковые импульсы, принимают рассеянные осадочным слоем в обратном направлении сигналы, измеряют время прихода этих сигналов и рассчитывают скорость звука вслое осадков,,о т л и ч à юшийся тем, что. с целью упрощения и сокращения времени измерения, прием осуществляют в точке излучения и выделяют не менее двух сигналов, пришедших в точку приема с различных заданных направлений.

2, Способ по п,1, отличающийся тем, что излучение и прием проводят в одной плоскости, перпендикулярной плоскости осадочного слоя.

Редактор Ч. Васильева Техред M.Moðãåíòàë Корректор M Демчик

Заказ 3251 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". r. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Однако этот способ также обладает определенными недостатками. Необходимость четкой регистрации годографов дифрагированных волн, предполагает наличие в толще осадков ярко выраженных точек 5 дифракции (неоднородностей), что существенно сужает диапазон применимости метода. Регистрация годографа от точки дифракции требует полного прохода судна над этой точкой с непрерывным процессом 10 излучения-приема сигналов, что усложняет процедуру измерений и увеличивает время на ее проведение, особенно при больших глубинах акваторий.

Целью изобретения является расшире- 15 ние диапазона применимости метода, упрощение процедуры измерений и уменьшение времени, необходимого на ее проведение.

Предложенный способ реализуется сле- 20 .дующей последовательностью операций и поясняется чертежом, Для измерения скорости звука в осадках вначале излучают звуковые импульсы в сторону дна, причем излучение производят 25 в одной плоскости, перпендикулярной плоскости осадочного слоя, Затем приемником, расположенным в точке излучения, принимают рассеянные дном и осадочным слоем

sобратном направлении сигналы,,при этом 30 прием производят в плоскости излучения, Далее выделяют не мене двух различных направлений и для каждого из этих направлений измеряют время прихода сигналов, рассеянных в обратном направлении дном 35 и осадочным слоем. По измеренным временам прихода рассчитывают скорость звука в слое осадков.

Основными преимуществами изобретения являются расширение диапазона применимости метода эа счет возможности его использования в любых районах океана, где осадки имеют слоистую структуру, а также упрощение процедуры измерений и уменьшение времени, необходимого на ее проведение. Последнее обусловлено тем, что процесс измерения скорости звука предлагаемым методом требует проведения только одного цикла излучение — прием, и занимает не более одной минуты судового времени.

При этом измерения не требуют какого-либо маневрирования судна, могут проводиться практически при произвольных направлениях и скоростях его движения и в дрейфе.

Предлагаемый способ может совмещаться с другими научно-исследовательскими работами судна,