Способ испытания на сопротивление усталости лопастей осевых вентиляторных колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к испытанию осевых вентиляторных колес. Цель изобретения - приблизить условия испытания лопастей к реальным условиям эксплуатации путем испытания их в сборе с вентиляторным колесом. Цель достигается возбуждеьием резонансных колебаний последовательно каждой лопасти, когда другие присоедлнечными к ним грузами выводятся из зоны резонансных частот. Когзбания лопастей возбуждаются колебаниями вентиляторного колеса в направлении его оси. О прочности лопастей судят по числам циклов их нагружения до разрушение. 1 ил. о С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

П 9} л (I I }

1762179 Al

I- I}s G 01 N 3/32

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4810208! 28 (22) 04.04.90 (46) 15,09.92. Бюл. Гчг 34 (71) Производственное объединение "Брянский машиностроительный завод" им, В,И,Ленина (72) Л.А.Переяславец и И.М.Гайтельбанд (56) В.А.Назаревич, Л.А.Переяславец. Исследование причин выхода из строя осевых вентиляторных колес тепловозов

2ТЭ10Л,М62. Вопросы транспортного машиностроения., Б ря нск. П риокс кое книжное издательство. Брянское отделение.

1971 г., стр,167 — 174.

Изобретение относится к спосс бам исследования сопротивления усталости массивных многоэлементных конструкций, Область преимущественного использования — осевые вентиляторные колеса.

Известен способ испытаний на сопротивление усталости осевых вентиляторов, заключающийся в том, что к лопасти вентиляторного колеса, закрепленного на плите, прикладывается знакопеременное усилие, вызывающее изгиб лопастей как консоли, Через некоторое число циклов нагружения лопасть разрушается, и величина усилия принимается за предел выносливости надостигнутом числе циклов до разрушения.

Недостатком такого способа испытаний является несоответствие иэгибных деформаций лопастей как консоли действительным, так как разрушения наблюдаются и от (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УСТАЛОСТИ ЛОПАСТЕЙ ОСЕВЫХ

ВЕНТИЛЯТОРНЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к испытанию осевых вентиляторных колес. Цель изобретения — приблизить условия испытания лопастей к реальным условиям эксплуатации путем испытания их в сборе с вентиляторным колесом. Цель достигается возбуждением резонансных колебаний последовательно каждой лопасти, когда др гие присоед.}ненными к ним грузами выводятся из зоны резонансных частот. Коле бания лопастей возбуждаются колебаниями вентиляторного колеса в направлении его оси, О прочности лопастей судят по числам циклов их нагружения до разрушения. 1 ил, резонанснь:х колебаний выпукль х и плоских поверхностей лопасти, Другим, близким по технической сущности и достигаемому результату к данному изобретению, является способ, согласно которому лопасть с вырезанным из барабана сектором испытывается на вибростоле при резонансных колебаниях, Это позволяет испытания осуществлять при деформациях, соответствующих наблюдаемым в эксплуатации, и определять число циклов до разрушения.

Недостатком этого способа является перераспределение сварочных напряжений на лопасти с сектором, вырезанным иэ барабана, отличное от распределения их на колесе в сборе.

Цель изобретения — приблизитьусловия испытания лопастей к реальным условиям

1762179

Составитель Ю.Вино

Техред М.Моргентал

Кооректор Н.Ревская

Редактор

Заказ 3254 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГККТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 эксплуатации путем испытания их в сборе с вентиляторным колесом.

Укаэанная цель достигается тем, что осуществляют нагружение испытуемой лопасти путем возбуждения резонансных частот их колебаний воздействием вибровозбудителя и определяют число циклов до ее разрушения, лопасти в сборе с вентиляторным колесом подвешивают с помощью троса, воздействие вибровозбудителя осуществляют в направлении оси колеса, а остальные лопасти выводят из зоны резонансных частот с помощью присоединенных масс.

На чертеже изображена схема устройства для реализации способа.

Устройство содержит вентиляторное колесо 1 с испытуемой лопастью 2, лопасти

3, прикрепленные к лопасти 3 соответствующие грузы 4, трос 5; которым вентиляторное колесо 1 подвешено за его ступицу, вибровозбудитель 6 и толкатель 7, который соосно соединяет вибростол вибровозбудителя 6 и ось вентиляторного колеса 1.

Способ осуществляют следующим образом.

К лопаткам 3 вентиляторного колеса 1 крепят соответствующие грузы 4. Свободной от груза оставляют лишь одну лопатку

2.. Включают вибровозбудитель 6 и вызывают колебания вентиляторного колеса 1. Изменяя частоту колебаний вибросто вибровозбудителя 6 и, следовательно, частоту колебаний вентиляторного колеса 1 вызывают резонансные колебания испытуемой лопатки 2. Все другие лопатки 3 грузами

5 4 выводятся из резонансных колебаний. Измеряют число циклов до разрушения испытуемой лопатки 2. Затем одну из лопатоок 3 освобождают от соответствующего груза 4 и испытывают ее аналогично на резонансной

10 частоте до разрушения. Аналогичным испытаниям подвергают все лопатки вентиляторного колеса 1, а о их прочности в условиях нагружения, приближенных к рельаным, судят по числам циклов до их разрушения.

15 Формула изобретения

Способ испытания на сопротивление усталости лопастей осевых вентиляторных колес, заключающийся в том, что нагружают испытуемые лопасти путем возбуждения ре20 зонансных частот их колебаний воздействием вибровозбудителя и определяют число циклов до их разрушений, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью приближения условий испытаний к условиям эксплуатации путем

25 испытания лопастей в сборе с вентиляторным колесом, его подвешивают с помощью . троса, воздействие вибровозбудителя осу-, ществляют в направлении оси колеса, а остальные лопасти выводят из зоны резо-, 30 нансных частот с помощью присоединен- ных масс;