Способ пилотирования при монтаже груза с помощью двух вертолетов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (! 9) ((1) (s»s В 64 D 1/22

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (22) 13.11,90 (46) 23.09,92, Бюл. ¹ 35 (71) Научно-производственное объединение применения гражданской авиации в народном хозяйстве (72) С. А, Барабаш (56) 1. Авторское свидетельство СССР

¹ 782257, кл. В 64 D 1/22, 1976 г.

2. Руководство по летной эксплуатации вертолета МИ-8. M.: Воздушный транспорт, 1988 r.. раздел 5,2.3, л. 6. (54) СПОСОБ ПИЛОТИРОВАНИЯ ПРИ

МОНТАЖЕ ГРУЗА С ПОМОЩЬЮ ДВУХ

ВЕРТОЛЕТОВ

Изобретение касается применения авиационной техники в народном хозяйстве, в частности монтажа груза с помощью двух вертолетов.

Известен способ пилотирования при монтаже груза с помощью двух вертолетов, при котором одной из операций выполнения полета при монтаже груза является зависание обоих вертолетов над зоной монтажа на параллельных курсах (11.

Известен также способ пилотирования при строительно-монтажных работах, включающий подлет вертолетов с монтируемым грузом параллельными курсами к зоне монтажа, зависание вертолетов над зоной монтажа и вертикальное снижение вертолетов до момента установки груза (21.

Согласно известным способам все маневры вертолетов в непосредственной близости от зоны монтажа выполняются по () р менения авиационной техники в народном хозяйстве и может быть использовано при монтаже груза с помощью двух вертолетов, Цель изобретения — повышение эффективности проведения монтажных работ за счет визуализации зоны монтажа. Способ включает подлет вертолетов с монтируемым грузом параллельным курсами к зоне монтажа, зависание вертолетов над зоной монтажа, поворот одного или обоих вертолетов вокруг оси несущего винта до относительного положения вертолетов, при котором разность между их курсами на висении составляет 180 +а, где а = 0...20, и вертикальное снижение вертолетов до момента установки груза. 2 ил. командам, получаемым летчиками от бортоператоров.

Недостатком известных способов является то, что при монтаже груза двумя вертолетами летчики, пилотирующие вертолеты, подходящие к зоне монтажа параллельными курсами, при выполнении наиболее сложной фазы полета — монтажа груза находятся в неравных условиях в смысле обзора зоны монтажа.

Согласно правилам выполнения полета строем при выполнении транспортной операции двумя вертолетами предполагается строй правый пеленг с углом 15-20 и превышением 2-4 м ведомого вертолета над ведущим. При выполнении полета строем летчику ведущего вертолета (идущему впереди) ставится задача выдерживать параметры полета по показаниям приборов (скорость, курс, высота), в То время как лет1763292

15 чику ведомого вертолета ставится задача выдерживать параметры строя (дистанция, пеленг, превышение). Командиром группы вертолетов является летчик ведомого вертолета.

Если летчик ведомого вертолета, находящийся на левом сиденье, способен наблюдать за положением общей внешней подвески через остекление кабины, то летчик ведущего вертолета, также находящийся на левом сиденье, не имеет воэможности наблюдать за положением и поведением как внешней подвески, так и монтируемого груза. Его задачей является пилотирование вертолета по командам летчика ведомого вертолета, а при монтаже груза он должен учитывать также и информацию бортоператоров. Из-за отсутствия полной визуализации зоны монтажа возможны повторные операции по монтажу груза, что существеннб снижает эффективность проведения монтажн ых работ.

Целью изобретения является повышение эффективности проведения монтажных работ за счет визуализации зоны монтажа.

Цель достигается тем, что в способе выполнения полета при монтажных работах с помощью двух вертолетов, включающем подлет вертолетов с мойтируемым грузом параллельными курсами к зоне монтажа, зависание вертолетов над зоной монтажа и вертикальное снижение вертолетов до момента установки груза, согласно изобретению, после зависания один или оба вертолета поворачивают вокруг оси несущего винта до относительного положения обоих вертолетов, при котором разность между их курсами на висении составляет

180 - а, где а = 0...20, На фиг, 1 схематически изображено положение вертолетов и зон обзора во время монтажа груза в вертикальной плоскости; на фиг. 2 — то же, в горизонтальной плоскости, По предлагаемому способу вертолеты— ведущий 1 и ведомый 2, связанные между собой распорной балкой 3 и несущие груз 4, подлетают к зоне монтажа параллельными курсами и зависают над зоной монтажа, 3атем осуществляют поворот вокруг оси несущего винта одного или обоих вертолетов 1 и 2 до положения, удобного для обзора зоны монтажа обоими летчиками. Безусловно, что такое положение достигается при разности между их курсами на висении, составляющей 80 +. а, где а= 0...20, После этого вертолеты 1 и 2 производят вертикальное снижение и устанавливают груз 3.

Теоретически наилучшая визуализация зоны монтажа обеспечивается при разности курсов вертолетов на висении в 180 . Однако практически с учетом того, что в условиях пилотирования вертолета на режиме висения всегда имеют место небольшие перемещения вертолетов вокруг оси несущего винта, а также учитывая физические воэможности летчика (рост, длина рук и ног, направление наиболее удобного взгляда и т.д.) разность между курсами вертолетов на висении составляет 180 «-20О.

Пилотирование по способу позволяет летчикам, пилотирующим вертолеты, непосредственно наблюдать за положением груза относительно монтажной зоны, контролировать процесс монтажа и управлять им, что сокращает время монтажа, а следовательно, приводит к повышению эффективности проведения монтажных работ.

Пример. Выполняют монтажные операции с помощью двух вертолетов Ка-32.

Устройство для осуществления транспортной и монтажной операций содержит распорную балку, связывающую внешние подвески вертолетов и оснащенную узлом для крепления монтируемого груза, Полет вертолетов с грузом к зоне монтажа выполняется с соблюдением правил полета строем, т.е. строй правый пеленг с углом 15-20 и превышением 2-4 м ведомого вертолета над ведущим, Зависание вертолетов производят на высоте, обеспечивающей расстояние от груза до монтажной зоны — 10 м. Направление (курс) висения ведущего и ведомого вертолетов выбирают таким образом, чтобы обеспечить наилучший обзор груза и монтажной зоны, Так, что в частном случае осуществляют подворот вокруг оси несущего винта ведомого вертолета влево на угол j3 30О. Ведущий вертолет поворачивают вокруг оси несущего винта по кратчайшему пути вправо на угол p".150О, Таким образом, висение вертолетов во время осуществления монтажной операции выполняется на встречных курсах. При необходимости для улучшения визуализации фрагментов обстановки доворачивают один или оба вертолета на угол

10-15О:

Формула изобретения

Способ пилотирования при монтаже груза с помощью двух вертолетов, заключающийся в подлете вертолетов с монтируемым грузом параллельными курсами к зоне монтажа, зависание вертолетов над зоной монтажа и вертикальное снижение вертолетов до момента установки груза, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения

1763292

Составитель B. Штыльков

Техред М.Морге нтал Корректор М, Максимишинец

Редактор

Заказ 3420 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 эффективности проведения монтажных работ за счет визуализации зоны монтажа, после зависания один или оба вертолета поворачивают вокруг оси несущего винта до относительного положения обоих вертолетов, при котором разность между их курсами на висении составляет

180 + а, гдеа=0...20 .