Одноковшовый экскаватор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНЙЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4862152/03 (22) 02.07,90 (46) 23.09.92. Бюл. ¹ 35 (71) Псковский филиал Ленинградского политехнического института им, M. И. Калинина (72) В. Д, Глебов, А, И. Тархов, В, М. Иванова и А. M. Ветлицын (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1481333, кл. Е 02 F 3/28, 1985, (54) ОДНОКОВШОВЫЙ ЭКСКАВАТОР (57) Использование: землеройная техника, разработка грунтов, Одноковшовый экскаватор содержит поворотную платформу 2, рукоять 4 с крюком 6 и ковшом 5. Накопительная емкость включает бункер 8 и опоры в виде гидроцилиндров 9, полости которых сообщены с гидрораспределителями 14 и

Изобретение относится к землеройной технике и может быть применено при разработке грунта одноковшовыми экскаваторами.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является одноковшовый экскаватор, включающий размещенную на ходовом оборудовании поворотную платформу с установленными на ней стрелой с рукоятью и ковшом, и накопительную емкость с опорами и гидравлическим приводом механизма разгрузки (1).

Применение известного экскаватора в сравнении с традиционными позволяет несколько увеличить производительность за счет сокращения продолжительности рйбочего цикла. Однако достигаемое увеличение производительности является весьма не - ,, Я2„„1763586 А1

17. В рабочем положении накопительная емкость устанавливается из условия удобного подъезда самосвалов и минимального поворота повЬрбтной платформы 2 для разгрузки ковша 5 в бункер 8. Поршневые полости гидроцилиндров 9 сообщают через гидрораспределитель 17 с гидроаккумулятором 21, что уменьшает динамические воздействия грунта, падающего из ковша 5 в бункер 8. Для загрузки самосвала его устанавливают под бункер 8 и гидроприводом открывают раздвижное днище. Управление загрузкой осуществляет водитель самосвала, В транспортном положении накопительную емкость устанавливают на поворотной платформе 2 и фиксируют подъем штоков гидроцилиндров 9 до упора в упоры 7 на поворотной платформе, 1 з. и. ф-лы, 2 ил, значительным. Это объясняется большими затратами времени на выполнение достаточно точных операций по соединению рукояти посредством выдвижных захватов с емкостью, подъемом последней над транспортным средством, разгрузкой емкости, ее возвращенИем в исходное положение и разъединением с рукоятью. Время, затрачиваемое на. выполнение указанных операций, эквивалентно времени нескольких рабочих циклов, поэтому существенное увеличениЕ произвбДИФбйьнсЖтй "невбзможно.

Кроме того, применение известного экскаватора обуславливает большие простои транспортных средств пбд погрузкой, что уменьшает производительность, требует большого количества транспортных средств и в конечном итоге увеличивает стоимость выполнения работ. Большая величина вре

1763586 ственным ходом. мени загрузки транспортных средств объяс няется тем, что объем накопительной емкости может содержать лишь несколько объемов ковша экскаватора и для загрузки транспортного средства необходимо заполнять и разгружать несколько таких емкостей. Применение емкости с объемом, обеспечивающим полную загрузку транспортного средства за один раз, невозможно, поскольку при перемещении стрелой такой емкости с грунтом нарушается устойчивость экскаватора.

Целью изобретения является увеличение производительности.

Поставленная цель достигается тем, что одноковшовый экскаватор, включающий размещенную на ходовом оборудовании поворотную платформу с установленными на ней стрелой с рукоятью и ковшом, и накопительную емкость с опорами и гидравлическим приводом механизма разгрузки, снабжен механизмом установки и фиксации накойительной емкости, выполненным в виде системы упоров, размещенных на поворотйой платформе, при этом накопительная емкость имеет гидравлическую систему для установки на платформу экскаватора, на грунт и проезда транспортных средств под ней, а опоры накопительной емкости выполнены в виде гидроцилиндров. корпуса которых установлены на емкости, а штоки имеют установленные на их концах плиты.

Кроме того, гидросистема накопительной емкости выполнена в виде гидроцилиндров, гидроаккумулятора, гидроклапана, обратного клапана, регулируемого дросселя, трехпозиционных гидрораспределителей, при этом первый гидрораспределитель выполнен с возможностью сообщения поршневых и штоковых полостей гидроцилиндров опор с напорной или сливной гидромагистралями, а второй гидрораспределитель установлен параллельно первому и выполнен с возможностью попеременного сообщения упомянутых полостей со сливом или гидроаккумулятором, который первой гидролинией сообщен с гидрораспределителем через параллельно включенные регулируемый дроссель и обратный клапан, второй гидролинией сообщен со сливом через вентиль и третьей гидролинией сообщен с напорной гидромагистралью через управляемый гидроклапан, сообщенный выходом и камерой управления с гидроаккумулятором, причем гидрораспределитель управления механизмом разгрузки установлен на накопительной емкости.

Предложенный экскаватор отличается от прототипа совокупностью отличительных

50 признаков, приведенных в отличительной части формулы изобретения.

На фиг. 1 изображен одноковшовый экскаватор с накопительной емкостью и транспортным средством; на фиг. 2 — то же, вид сверху.

Одноковшовый экскаватор содержит ходовое оборудование 1, поворотную платформу 2, к которой прикреплена стрела 3 с рукоятью 4 и ковшом 5. К рукояти 4 прикреп лен крюк 6, а"к поворотной платформе yrioры 7. Накопительная самозагружающаяся емкость включает бункер 8 с раздвижным днищем и гидроприводом механизма разгрузки (на фиг. 2 не показано) и четыре опоры 9, выполненные в виде гидроцилиндров, прикрепленных к бункеру 8 корпусами. На концах штоков гидроцилиндров 9 установлены опорные плиты 10. Транспортное средство 11, например самосвал, изображено под бункером 8 в положении загрузки.

Одноименные полости гидроцилиндров 9 сообщены между собой и через гидролинии

12, 13 — с гидрораспределителем 14, а через гидролинии 15, 16 — с гидрораспределителем 17. Гидрораспределитель 17 сообщен со сливом 18 и через регулируемый дроссель 19 и обратный клапан 20 — с гидроаккумулятором 21, который через вентиль 22 сообщен со сливом и через гидроклапан 23 — с напорной гидромагистралью 24. В верхней части накопительной емкости на балке

25 установлен захват 26 для подъема емкости, Механизм разгрузки бункера 8 включает раздвижное днище выполненное из двух створок 27 и 28 и гидроцилиндры 29 и 30 выдвижения створок, сообщенные гидролиниями с гидрораспределителем 31, Гидрораспределитель 31 установлен на бункере 8 таким образом, что водитель самосвала может им легко управлять из кабины, Одноковшовый экскаватор действует следующим образом.

В нерабочем положении, например, при перевозке экскаватора накопительную емкость устанавливают на поворотную платформу 2 (на фиг. 2 показано прерывистыми линиями). В указанном положении штоки гидроцилиндров 9 втягйвают до упора плит

10 в упоры 7, посредством гидрораспределителя 14, который затем устанавливают в нейтральную позицию, а золотник гидро- распределителя 17 переключают вправо от нейтральной позиции, сообщая штоковую полость гидроцилиндров 9 с гидроаккумулятором 21. Это обеспечивает надежную фиксацию накопительной емкости на поворотной платформе 2 экскаватора во время его перевозки или перемещения соб1763586

После подъезда к месту работы экскаватора золотник гидрораспределителя 17 приводят в нейтральную позицию, а золотник гидрораспределителя 14 переключают вправо от нейтральной позиции, сообщая поршневые полости гидроцилиндров 9 с напорной гидромагистралью, а штоковые — со сливом. Штоки гидроцилиндров 9 выдвигаются, упираются плитами 10 на грунт и поднимают накопительную емкость над поворотной платформой 2 экскаватора. Затем экскаватор перемещают от накопительной емкости, поворачивают поворотную платформу 2, соединяют крюк 6 с захватом

26, поднимают, перемещают и устанавливают накопительную емкость в рабочее положение (изображено на фиг. сплошными линиями). Указанное рабочее положение выбирается из условий удобного подъезда к емкости транспортных средств и разгрузки в нее ковша экскаватора с минимальным поворотом платформы. Установив накопительную емкость в выбранное рабочее положение золотник гидрораспределителя 17 переключают влево от нейтральной позиции, оставляя гидрораспределитель 14 в исходной нейтральной позиции. Рабочий процесс экскаватора включает элементы рабочего процесса традиционных экскаваторов, т. е. набор грунта в ковш, поворот его и разгрузка. Разгрузка ковша 5 производится в накопительную емкость. При этом динамические нагрузки, возникающие при падении грунта из ковша 5 в емкость демпфируются демпфером, который образуют гидроаккумулятор 21, сообщенный через дроссель 19 и обратный клапан 20 с поршневыми полостями гидроцилиндров 9.

Кинетическая энергия грунта преобразуется в тепловую и через дроссель 19 рассеивается в окружающую среду. Бункер 8 во время разгрузки ковша совершает небольшие вертикальные колебательные перемещения относительно штоков гидроцилиндров 9, неподвижно установленных на опорной поверхности, По мере заполнения бункера 8 накопительной емкости грунтом производится его разгрузка в транспортное средство.

Для этого самосвал перемещают под бункер 8, включают гидропривод механизма разгрузки, например, раздвижное днище и осуществляют загрузку самосвала. Управление механизмом разгрузки, т. е, открытием и закрытием днища осуществляется водителем самосвала посредством гидрораспределителя 31, установленного на накопительной емкости в удобном для управления месте (на фиг. условно не показан). Объем бункера 8 устанавливают больше, чем объем кузова самосвала 11, что обеспечивает быструю и полную загрузку, повышает оборачиваемость самосвалов и снижает их коли:- ество. Однова.еменно повышается производительность за счет безостановочной работы машиниста экскаватора, поскольку в этом случае он не тратит время на загрузку самосвала из накопительной емкости. После выработки элемента забоя машинист перемещает в новую позицию экскаватор и накопительную емкость, захватывая последнюю крюком 6.

Гидроаккумулятор 21 обусловливает наличие упругой связи между бункером 8 и неподвижными штоками опор 9. Упругие свойства этой связи регулируют в соответствие с условиями эксплуатации (вид, состав и состояние грунта) путем задания давления зарядки гидроаккумулятора 21. Давление зарядки изменяют посредством вентиля 22 и затяжкой пружины гидроклапана 23. Де20 мпфирующие свойства регулируют дросселем 19, После окончания работ на данном обьекте и при необходимости перевозки экскаватора накопительную емкость устанавливают в

25 транспортное положение, Для этого экскаватор задней частью поворотной платформы 2 перемещают под бункер 8, штоки гидроцилиндров 9 поднимают, а штоковые полости роаккумулятором 21.

Таким образом, в сравнении с прототипом, применение предложенного экскаватора обеспечивает повышение производительности за счет исключения участия машиниста в операциях, связанных с разгрузкой накопительной емкости в транспортное средство.

Формула изобретения

1, Одноковшовый экскаватор, включающий размещенную на ходовом оборудовании поворотную платформу с установленнь.ми на ней стрелой с рукоятью и ковшом, и накопи35

40 тельную емкость с опорами и гидравлическим приводом механизма разгрузки, о т45 л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения производительности, экскаватор снабжен механизмом установки и фиксации накопительной емкости, выполненным s виде системы упоров, размей енных на поворотной платформе, при этом накопительная емкость имеет гидравлическую систему для установки ее на платформу экскаватора, на грунт и проезда транспортных средств под ней, а опоры накопительной емкости выполнены в виде гидроцилиндров, корпусы которых установлены на емкости, а штоки имеют

55 установленные на их концах плиты, 2. Экскаватор по и. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что гидросистема накопительной

30 сообщают гидрораспределителем 17 с гид1763586 емкости выполнена в виде гидроцилиндров, гидроаккумулятора, гидроклапана, обратного клапана, регулируемого дросселя, трехпозиционных гидрораспределителей, при этом первый гидрораспределитель выполнен с возможностью сообщения поршневых и штоковых полостей гидроцилиндров опор с напорной или сливной гидромагистралями, а второй гидрораспределитель установлен параллельно первому и выполнен с возможностью попеременного сообщения упомянутых полостей со сливом или/и гидроаккумулятором, который первой гидролинией сообщен с гидрораспределителем через параллельно включенные регулируемый дроссель и обратный клапан, второй гидро5 линией сообщен со сливом через вентиль и третьей гидролинией — с напорной гидромагистралью через управляемый гидроклапан, сообщенный выходом и камерой управления с гидроаккумулятором, причем гидро10 распределитель управления механизмом разгрузки установлен на накопительной емкости.

1763586

Составитель В,Иванова

Техред М.Моргентал Корректор И,Муска

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3435 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5