Полуприцепной планировщик

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: изобретение относится к землеройным машинам и может быть использовано для планировки полей. Сущность изобретения: планировщик содержит базу 1, подвеску 2 с шарнирами 3, 4 и 5, несущую раму 6 с двуплечим рычагом 7. Передний конец рамы 6 связан с поперечным шарниром 5, а задний - с осью опорных колес 8. Дополнительная рама 9 с ковшом 10 одним концом соединена с осью колес 8, а другим через шарнирную тягу (гидроцилиндр ) 11 - с нижним плечом рычага 7, В продольно несущей раме 6 расположена тяга 12. задний конец которой шарнирно соединен с верхним плечом рычага 7, а передний - через шарнирный рычаг 13 с поперечным шарниром 5. Рычаг 13 и подвеска 2 соединены между собой с помощью разъемного шарнира 14. Рамы 6 и 9 содержат части 15 и 16 замкового элемента для их взаимного соединения. При работе и наезде базы 1 на неровности поля за счет подбора плеч рычага 7 можно свести к минимуму амплитуду вертикального колебания рамы 9 с ковшом 10. 1 з. п. ф-лы. 4 ил. со С

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Е 02 F 3/76

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ г

iсi i /g,(д (Я

l00

А г 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4850355/03 (22) 12,07.90 (46) 23.09,92; Бюл, N. 35 (71) Государственное специальное конструкторское бюро по ирригации (72) P.M,×åðêåçîâ, M,Ï.Êèì, P.Н.Ташимбетов, С. В. Братусь, В. И. Чичулин и Х. В. Котлов (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 724643, кл, Е 02 F 3/62, 1976.

Авторское свидетельство СССР

N 1113481, кл. Е 02 F 3/62, 1983. (54) ПОЛУПРИЦЕПНОЙ ПЛАНИРОВЩИК (57) Использование: изобретение относится к землеройным машинам и может быть использовано для планировки полей. Сущность изобретения: планировщик содержит базу 1, подвеску 2 с шарнирами 3, 4 и 5, несущую раму 6 с двуплечим рычагом 7.. Ж„1763588 А1

Передний конец рамы 6 связан с поперечным шарниром 5, а задний — с осью опорных колес 8. Дополнительная рама 9 с ковшом

10 одним концом соединена с осью колес 8, а другим через шарнирную тягу (гидроцилиндр) 11 — с нижним плечом рычага 7, В продольно несущей раме 6 расположена тяга 12, задний конец которой шарнирно соединен с верхним плечом рычага 7, а передний — через шарнирный рычаг 13 с поперечным шарниром 5. Рычаг 13 и подвеска 2 соединены между собой с помощью разъемного шарнира 14. Рамы 6 и 9 содержат части 15 и 16 замкового элемента для их взаимного соединения. При работе и наезде базы 1 на неровности поля за счет подбора плеч рычага 7 можно свести к минимуму амплитуду вертикального колебания рамы 9 с ковшом 10. 1 3. и. ф-лы, 4 ил.

1763588

Изобретечие относится к землеройным машинам, а именно,к йланировщйкам, и MQжет быть испбльзовано в мелиоративном строительстве для планиравкй полей, Известен планировщик по патенту США 5

¹ 4067395, M.Кл. Е 02 F 3/76, сбстоящий из основной рамы с ковшом и опорными коле сами и дополнительной рами с опорным колесом, Основная и дополнительная рамы соединены между собой таким образом, что 10 изменение их взаимного углового"положе- " ния в продольном направлейии через специальную гидравлическую систему и систему рычагов обеспечивает удержание ковша в определенном положении. 15

Недостатком его является малая надежность из-за сложностй конструкцйи механизма, обеспечивающего слежение и регулирование положения ковша в работе.

Известен также планировщик Ilo а, с. 20

N 724643, М.Кл. Е 02 F 3/62; состоящей "из тягача,"к которому с помощью сцепного механизма через шарнир с двумя"степенями свободы присоединена несущая рама, оснащенная ковшом, конец котброи"соединен с 25 осью опорных колес.

Сцепной мехайизм выйолнен в виде шарнирного четырехзвеннйка, верхние и нижние звенья-которого распоЛожены под углом так, что точка их пересечения нахо- 30 дится в пределах базы тягача.

Такое выполнение степного механизма хотя и обеспечивает уменьшеййе амплиту- ды колебания мгновен його цейтра- поворота, однакб одновременно с уменьшением 35 амплитуды колебаний прспорционально увеличивается частота колебании," что уменьшает качество планировки.

Наиболее близким по технической сущности решением, выбранным в качестве 40 прототипа, является полуприцепйой планировщик по а. с. N. 1113481 (вариант I), М.Кл. E 02 F 3/62, Этот планировщик вклю1ает подвеску с продольным, вертикальным и поперечным 45 шаонирами, несущую раму с шарнирйо расположенным в вертикальной плоскости двуплечим рычагом, передний конец которой связан с поперечным шарниром, а задний с " осью опорных колес, связанную с дополни- 50 тельной рамой, содержащей ковш и соединенной через шарнирную тягу с нижним плечом двуплечего рычага, другое плечо, которого соединено с пазом кронштейна, установленного на подвеске. 55

Недостатком йзвестной конструкции является наличие в кинематической цепи стабилизации ковша пары "плечо двуплечего рычага — паз подвески", постоянно находящейся как в рабочем, так и 6 транспортном положении в зацеплении в условиях трения скольжения, приводит к повышенному интенсивному износу этой пары и частой замене изйошенных деталей. Кроме того эта пара постоянно подвержена изгибающим на:,! грузкам, что требует соответствующего уси1 ления этого узла, Все это приводит в конечном итоге к уменьшению надежности из-за усложнения конструкции.

Целью изобретения является повышени" надежности.

Указанная цель достигается тем, что полуприцепной планировщик, включающий по вескус продольным, вертикальным и поперечным шарнирами, несущую раму с шарнирно расположенным в вертикальной

1 плоскости двуплечим рычагом, передний ко1 нец которой связан с поперечным шарниром, а задний с осью опорных колес, связанную с дополнительной рамой. содержащей ковш и соединенной через шарнирнук тягу с нижним плечом двуплечего рычага, снабжен продольно несущей раме тягой, передний конец которой связан посредством дополнительного шарнирного ! ! рычага с поперечным шарниром, а задний— с верхним плечом двуплечего рычага, при этом дополнительный рычаг выполнен с возможностью соединения с подвеской посредством разъемного шарнира, а несущая и дополнительная рама выполнена с возможностью взаимного соединения посредством замкового элемента, причем ! шарнирная тяга выполнена регулируемой по д|лине.

Шарнирная тяга может быть выполнена в виде гидроцилиндра.

Предлагаемое выполнение полуприцепного планировщика, обеспечивая практически высокое качество планировки, не

1 содержит в системе стабилизации ковша кинематическую пару "плечо двуплечего рычага — паз подвески" усложненную конструктивно и снижающую надежность устройств, как в прототипе, а введение продольной тяги, расположенной вдоль несущей рамы, передний конец которой свя1 зан посредством дополнительного ! шарнирного рычага с поперечным шарниром а задний — с верхним плечом двуплече-.

ro рычага, при условий, что дополнительный рычаг выполнен с возможностью соединения с подвеской посредством разьемного

1 шарйира, а несущая и дополнительная рама

1 — посредством замкового элемента, причем шарнирная тяга выполнена регулируемой по длине, позволяет быстро и удобно откл ючить систему стабилизации ковша при пере1 воде устройства в транспортное положение.

При,этом в транспортном положении сохра1763588

50 няется только одна связь несущей рамы с подвеской базовой машины — при помощи одного поперечного шарнира подвески, в то время как в прототипе в постоянной "работе" находятся все шарнирные соединения, имеющиеся в системе стабилизации ковша.

Это существенно повышает ресурс машины и соответственно ее надежность. Кроме того в планировщике более рационально распределены нагрузки в элементах устройства — тяги работают в основном на растяжение и сжатие, Таким образом, новая компановка отдельных элементов планировщика и их связей позволяет обеспечить сохранение требуемой планирующей способности машины, упростить конструкцию, упростить перевод ее в транспортные положения, уменьшить динамические нагрузки в элементах системы стабилизации в рабочем и особенно в транспортном положении ковша, одновременно за счет исключения трущихся пар элементов конструкции повысить ресурс машины и тем самым повысить его надежность.

Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что заявляемый полуприцепной планировщик отличается тем, что он содержит расположенную вдоль несущей рамы тягу, передний конец которой связан посредством дополнительного шарнирного рычага с поперечным шарниром, а задний — с верхним плечом двуплечего рычага, при этом дополнительный рычаг выполнен с возможностью соединения с подвеской посредством разьемного шарнира, а несущая и дополнительная рамы — посредством замкового элемента, причем шарнирная тяга выполнена регулируемой по длине. Таким образом, заявляемый полуприцепной планировщик соответствует критерию изобретения "новизна".

Сравнение заявляемого решения с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них совокупность признаков, отличающих заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию изобретения "существенные отличия".

На фиг. 1 изображен полуприцепной планировщик в рабочем положении, вид сбоку; на фиг, 2 — то же, в транспортном положении; на фиг. 3 — промежуточное положение планировщика при переводе его в транспортное положение (навесная система опущена вниз); на фиг, 4 — полуприцепной планировщик в рабочем положении при наезде базового трактора на неровность поля, 5

Полуприцепной планировщик включает базовый трактор 1 (фиг, 1), подвеску 2 с продольным 3, вертикальным 4 и поперечным 5 шарнирами, несущую раму 6 с шарнирно расположенным в вертикальной плоскости двуплечим рычагом 7, передний конец которой связан с поперечным шарниром 5, а задний — с осью опорных колес 8. С этой же осью связана дополнительная рама

9, содержащая ковш 10, соединенная через шарнирную тягу 11 с нижним плечом двуплечего рычага 7. Продольно несущей раме

6 расположена тяга 12, задний конец которой шарнирно соединен с верхним плечом двуплечего рычага 7, а передний конец посредством дополнительного шарнирного рычага 13 — с поперечным шарниром 5, Дополнительный шарнирный рычаг 13 и подвеска 2 содержат части разъемного шарнира

14 для их взаимного соединения, а несущая

6 и дополнительная рама 9 содержат части замкового элемента — верхнюю 15 и нижнюю 16 для их взаимного соединения при помощи фиксатора 17.

Полуприцепной планировщик работает следующим образом. При наезде базового трактора 1 (см. фиг. 4) на неровность поля подвеска 2 с шарнирами 5, 14, дополнительный шарнирный рычаг 13, передняя часть несущей рамы 6 и тяги 12 поднимаются вверх (при этом несущая рама 6 и тяга 12 занимают взаимное положение !) или опускаются вниз (при этом несущая рама 6 и тяга 12 занимают взаимное положение II) на определенную величину. Одновременно плечо двуплечего рычага 7, соединенное с тягой 12, будет ею перемещаться в ту же сторону, вперед (или назад), а другое плечо двуплечего рычага с шарнирной регулируемой тягой 11 перемещаются в противоположную сторону, благодаря чему происходит удержание дополнительной рамы 9 с ковшом 10 в заданном положении.

Таким образом, при соответствующем подборе плеч двуплечего рычага 7 можно практически свести к минимуму амплитуду вертикального колебания дополнительной рамы 9 с ковшом 10.

Перевод полуприцепного планировщика в трансйортное положение осуществляют следующим образом. Опускают подвеску 2 до упора (см, фиг, 3). При этом происходит частичное сближение частей

15 и 16 замкового элемента. Уменьшением длины регулируемой тяги 11 приподнимают дополнительную раму 9 с ковшом 10 до совмещения отверстий частей 15 и 16, которые фиксируют фиксатором 17 (фиг, 2). Затем освобождают разъемный шарнир 14 от связи (вынимают палец, на чертеже не пока1763588 зан) и поднятием подвески 2 вверх переводят планировщик в транспортное положение (см. фиг, 2), при котором остается одна связь несущей рамы 6 с подвеской 2 наве- шенной на базовый трактор 1 — при помощи поперечного шарнира 5.

Применение изобретения обеспечивает высокое качество планировки, повышает надежность планировщика за счет исключе- ния из схемы трущихся пар и уменьшения динамических нагрузок в элементах машины в рабочем, а особенно, "в" фанспортном положении, а также снижает массу одной машины по сравнению с прототипом приблизительно на 200 кг.

Ф о р м у л а и з о б р е т е-н и я

1. Полуприцепной планировщик, включающий подвеску с продольным, вертикальным и попеоечным шарнирами,"йесущую раму с шарнирно расположенным в вертикальной плоскости двуплечим рычагом, пе8 ре ний конец которой связан с поперечным шарниром, а задний — с осью опорных колес, связанную с дополнительной рамой, содержа цей ковш и соединенной через шарнир5 ную тягу с нижним плечом двуплечего рычага, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен расположенной продольно несущей раме тягой, ! передний конец которой связан посредст10 во дополнительного шарнирного рычага с поперечным шарниром, а задний — с верхни плечом двуплечего рычага, при этом дополнительный рычаг выполнен с возможнос гью соединения с подвеской посредст15 вом разъемного шарнира, а несущая и дополнительная рамы — посредством замкового элемента, причем шарнирная тяга выполнена регулируемой по длине.

2. Планировщик по и. 1, о т л и ч а ю щ и й20 с я тем, что регулируемая по длине тяга выполнена в виде гидроцилиндра.

1763588

Составитель В.Прокофьев

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор И,Муска

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3435 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5