Способ транспортирования при циклично-поточной технологии работ

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к горному делу и позволяет осуществлять раздельное транспортирование нескольких типов полезных ископаемых из карьера по одному конвейерному тракту при разработке крутопадающих месторождений. Цель изобретения - обеспечение сменной производительности карьера по добыче сырья различного состава при обеспечении раздельного его транспортирования для складирования. На существующем концентрационном горизонте располагается перегрузочный пункт, оборудованный бункерами-накопителями с вибропитателями в количестве соответствующем числу разновидностей добываемых полезных ископаемых. Каждый бункер обслуживает один тип добываемого полезного , ископаемого. Разгрузка бункеров произво-1 дится последовательно после их заполнения на 50-100% с интервалом времени, позволяющим произвести поворот и установку консоли разгрузочного устройства на поверхности, которое обеспечивает складирование каждой разновидности полезного ископаемого в необходимом месте. 2 ил. ъ/ Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)з Е 21 С 41/26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4858883/03 (22) 13,08,90 (46) 23.09,92, Бюл. ¹ 35 (71) Днепропетровский горный институт им.Артема (72) И,Л.Гуменик, В.А,Сиротюк и P.A.Êoâà-. лев (56) Ржевский В.В, Открытые горные работы, ч.2, — M.: Недра, 1985,.с.437 — 444.

Новожилов M,Г; и др. Технология и комплексная механизация открытых разработок, — М.; Недра, 1971, с,340-346. (54) СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ПРИ

ЦИКЛИЧНО-ПОТОЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

РАБОТ (57) Изобретение относится к горному делу и позволяет осуществлять раздельное транспортирование нескольких типов полезных ископаемых из карьера по одному конвейерному тракту при разработке крутоИзобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.

Известны способы разработки месторождений с использованием схем цикличной, технологии, включающие экскаваторную погрузку и раздельное транспортирование различных типов полезных ископаемых автомобильным или железнодорожным транспортом (M.Ã. Новожилов и др ."Технология открытой разработки месторождений полезных ископаемых" M.. "Недра", 1971, часть 2, С.252-262).

Недостатком указанных способов раздельного транспортирования является:,,5Q,, 1763666 А1 падающих месторождений; Цель изобретения — обеспечение сменной производитель- . ности карьера по добыче сырья различного состава при обеспечении раздельного его транспортирования для складирования. На существующем концентрационном горизонте располагается перегрузочный пункт, оборудованный бункерами-накопителями с вибропитателями в количестве соответствующем числу разновидностей добываемых полезных ископаемых. Каждый бункер об- . служивает один тип добываемого полезного, ископаемого. Разгрузка бункеров произво- дится последовательно после их заполнения на 50-100 с интервалом времени, позволяющим произвести поворот и установку консоли разгрузочного устройства нэ . поверхности, которое обеспечивает складирование каждой разновидности полезного 2 ископаемого в необходимом месте, 2 ил. (гд — значительное увелйчение эксплуата- О» ционных затрат с увеличением глубины раз- (Ь работки, что вызывается необходимостью О устройства перегрузочных пунктов в авто- в железнодорожный транспорт, поскольку ввод железнодорожного транспорта на

° вЬ нижние горизонты крутопадающих месторождений затруднен.

Наиболее близким по сущности и достигаемому результату является использова:ние циклично--поточной технологии с применением конвейерного транспорта в схемах с бункерной перегрузкой (смотри, например, "Циклично-поточная технология добычи руды на карьерах Кривбэсса" К.Тех1763666 ника. 1978. авт, Тартаковский В,Н, и др, С.55 — 11).

Недостатком указанного способа по сравнению с предлагаемым является то, что при этом не обеспечивается раздельная доставка различных типов полезных ископаемых на поверхность одним конвейером, Целью изобретения является обеспечение сменной производительности карьера по добыче сырья различного состава при обеспечении раздельного его транспортирования для складирования в необходимом месте.

Поставленная цель достигается тем, что на существующем концентрационном горизонте располагается перегрузочный пункт, оборудованный бункерами-накопителями с вибропитателями в количестве, соответствующем числу разновидностей добываемых йолезных ископаемых, Каждый бункер обслуживает один тип добываемого полезного ископаемого. Разгрузка бункеров производится последовательно после их заполнения на 50 †10 с интервалом времени, позволяющим произвести поворот и установку консоли разгрузочного устройства на поверхности, которое обеспечивает складирование каждой разновидности полезного ископаемого в необходимом месте.

Отличительными признаками заявляемого решения являются:

: — число бункеров устанавливают соответствующим числу разновидностей транспортируемого сырья; — загрузку бункера производят сырьем одного состава на 50-100% его обьема; — разгрузку бункеров производят последовательно с интервалом времени, обеспечивающим возможность разгрузки сырья в новое место на поверхности.

Иэ других источников известны только отдельные элементы отличительных признаков заявляемого технического решения, но ни один из них не позволяет достичь желаемой цели: обеспечения раздельного транспортирования нескольких типов полезных ископаемых из карьера по одному конвейерному тракту.

Исключение хотя бы одного из признаков делает весь способ неосуществимым.

Следовательно, признаки. отличающие заявляемый способ от прототипов, являются существенными, Фиг.1 и 2 поясняют предлагаемый способ.

Раздельное транспортирование различных типов минерального сырья из карьера осуществляется следующим образом, На концентрационном горизонте оборудуется перегрузочный пункт (ПП), состоящий из системы бункеров-наКопителей (1). Каждая разновидность сырья, подлежащая транспортированию на поверхность, загружается автотранспортом в соответствую5 щий бункер. После его заполнения производится разгрузка, Сырье через вибропитатель (7) поступает на виброгрохот (2) и перегрузочное устройство (3) и подается на конвейер (6). Надгрохотный продукт раэ10 мером более 400 мм, направляется в дробилку (4), иэмепьчается и наклонным конвейером (5) подается в перегрузочное устройство (3) и на конвейер (6).

Емкость бункера-накопителя должна

15 учитывать мьксимальную сменную производительность карьера по каждому виду сырья, подлежащего транспортированию и рассчитывается из выражения

iTi 3600 и(Е Т Кн Кв! 3

20 б т, К, (1) где m — коэффициент, учитывающий емкость бункера по сравнению со сменной производите lbHocTblo карьера no i-му виду ППИ;

m =05-1,0, 6 см ппи где ni — количество работающих экскаваторов по добыче i-го вида сырья, шт;

Š— емкость ковша экскаватора, м; з.

30 Т вЂ” продолжительность смены, час

Кн,Кр,Кв — соответственно коэффициен- . ты наполнения ковша экскаватора, разрыхпения i-ro вида сырья и использования экскаватора во времени; ц — продолжительность цикла, с.

Время разгрузки бункера функционально зависит от производительности конвейерной установки и определяется иэ выражения

40 Ai р —, мин, (2)

60(0,9  — 0,05) V c где  — ширина ленты,м: с — коэффициент, зависящий от угла откоса материала на ленте и угла наклона роликов;

V — скорость движения конвейерной ленты, м/с.

После полной разгрузки бункера, с интервалом времени At íà÷èíàåòñÿ разгрузка . нового бункера, Интервал времени At необходим для перемещения разгрузочного устройства (1) на поверхности в новую точку для разгрузки (фиг,2), 55 At = —, мин, l; где li — расстояние между точками разгрузки различных типов полезных ископаемых, м; в — скорость передвижения разгрузочного устройства, м/мин, рад/мин.

1763666

Пример. Раздельное транспортира- водительности по исходному сырью (625 вание сырья иэ карьера рассмотрим на при- м /ч) используется дробилка ШДП-12х15 с мере отработки Ингулецкого . размером загрузочного отверстия железнорудного месторождения в Кривбас- 1200х1500 мм, производительностью 280 се. 5 м /ч.

На концентрационном горизонте же- По сравнению с прототипом предлагаелезорудного месторождения оборудуется мый способ позволяет . перегрузочный пункт„состоящий из систе- 1) избежать потерь минерально- сырьемы бункеров-накопителей (фиг,1), вых ресурсов;

Раздельномускладированиюподлежат: 10 2) снизить площади, отчуждаемые под мигматиты, пригодные для производства отвалы; щебня высоких марок, амфиболиты, пригод- 3) получить дополнительную прибыль от ныенакаменноелитье,сланцыкварц-амфи- реализации попутных полезных ископаеболитовые — для производства щебня мых, что снизит себестоимостьдобычиоснизких марок. 15 новного полезного ископаемого (железной

Среднегодовой объем добычи указан- руды). ных разновидностей соответственно со- Расчет зкономической эффективности ставляет: 2,0; 1,0 и 1,5 млн,м, а сменная от использования предлагаемого способа производительность равна 2,2; 1,1 и 1,65 . раздельного транспортирования сырья при, 20 циклично-поточной технологии.

Емкость бункеров-накопителей опреде- Расчет эко::омической эффективности ляет из выражения (1). При m = 0,5 она рассмотрен на примере эксплуатации Ингу з з изменяется от 0,6 тыс.м до 1,1 тыс.м . При- лецкого месторождения железных кварцинимает для всех типов транспортируемого тов в Кривбассе. сырья объем бункера-накопителя 2,0 тыс.м, 25 Месторождение предлагается осваиз что обеспечивает нормальную работу до- вать комплексно, т.е. наряду с основным бычного и транспортного обаоудования, а полезным ископаемым — железной рудой также минимальное количество поворотов будут перерабатываться попутные полезотвального оборудования для селективной ные ископаемые (ППИ), представленные

30 скальными породами, пригодными для проЗагрузка бункеров производится 75 изводства различных видов стройматериатонными автомобилями БелАЗ вЂ” 549. Пол- лов. В настоящее время ППИ ную загрузку бункера обеспечивает 40 авто- транспортируются из карьера валово и склапогрузок. дируются в отвал, где безвозвратно теряютВремя разгрузки наполненного бунке- 35 ся, как сырьедля стройиндустрии. ра будет определяться по выражению (2) и За базовый обьект принят способ составит при V=1,5 м/с, В = 1,5 м, с = 550. . транспортирования полезных ископаемых

Для лотковой формы лента при углах накло- из карьера конвЕйернымтранспортом(Тарна боковых роликов 20 и углах материала таковский Б.Н, и др. "Циклично-поточная на ленте 20 1 час 20 мин. Разгрузочное 40 технология добычи руды на карьерах Кривсырье через вибропитатель ПВà — 1,4/4,0(7) басса", К, Техника, 1978. С.5-11). производительностью 1500 т/ч поступает Критерием при определении эффективна виброгрохот (2) и перегрузочное устрой- ности предлагаемого способа по сравнению ство (3), с базовым объектом является: снижение заПри разгрузке полного бункеранеобхо- 45 трат на отчуждение земельнь)х площадей димая производительность вибропитателей под отвалы — Э>. т.е.раздельно доставленсоставляет 2300 т/ч. Для разгрузки прини- ное сырье, которым являются попутные помаем два вибропитателя ПВà — 1,4/4,0. лезные ископаемые из пород вскрыши, Сырье диаметром менее 400 мм посту- поступает на переработку, а также прибыль. пает на конвейер и транспортируется на 50 полученная от реализации полученной топоверхность. Для обеспечения заданной варной продукции из этого сырья Э2. производительности принят ленточный конвейер С-160 (ширина ленты 1.5 м. про- . Э =Э1+ Эр, р б.

-ъру . иэводительность Q» = 2500 т!ч, скорость движения ленты 1,5 м/c). 55 Снижение затрат на отчуждение эеМатериал крупностью более 400 м по мельных площадей определится из выражеколосниковому грохоту поступает в дробил- ния (1). ку. Согласно данным ПО "КривбассвэрывпЭ ром" количество фракции более 400 мм не

Э1 =- — „- Ц, руб/год д. 10" превышает 10 . Исходя иэ часовой проиэ1763666 где V- годовой объем попутно добываемого минерального сырья, м . Для рассматриваемого примера V = 4,5 млн.м /год: д — удельная вместимость отвалов (По данным НИГРИ для условий Кривбасса д =- 5

=40 м /м );

Ц вЂ” стоимость 1 га земель (Согласно постановления Совета Министров Украинской ССР от 11 октября 1983 г„И. 429 стоимость 1 га земель в Днепропетровской 10 области составляет 20100 руб).

Годовая экономия земель при использовании 4,5 млн,м сырья составит — 1,25 гэ, з

Тогда снижейие затрат на отчуждение земель равно Э1 = 226 тыс,руб. 15

Прибыль, полученная от реализации го . тового продукта из попутно добываемого сырья

Э2= Э 2+ Э 2.+ Э z, руб. где Э2 — прибыль, полученная при реэлиза- 20 ции щебня высокого качества из мигматитов. руб

Э 2 = V К 8 (Ц вЂ” С), руб.;

V — объем перерэбатываемйх мигматитов. м;, . : 25

V = 2,0 млн.м /год;

К вЂ” коэффициент выхода готового продукта (для пород i типа (прочные, однород-. ные абразивные) 1 группа (изверженные).

К = 0,9 — "Норма технологического проек- 30 тирования предприятий промышленности нерудных строительных материалов", Л„

Стройиздат. 1977, 365 с,):

Ц,С; цена и себестоимость производства 1 м щебня (По данным ПО "Днепроне- 35 рудпром" Ц = 3,2 руб/м; С = 2,5 руб/м ), l тогда Э2=2 10 09(3,2 — 2,5)=126 млн.руб.

Э г — прибыль, полученная при реализа- 40 ций амфиболйтов на каменное литье, руб.

Э 2 = V К в (Ц вЂ” С), руб., где V — объем перерэбатываемых амфиболитов,:

Чi — 1.0 ММпН НММ3; 45

К, — коэффициент выхода готового продукта, K> = 0,3;

Ц и С вЂ” цена и себестоимость камнелитых иэделий (по данным института Н ИГРИ и для камнелитых изделий из амфиболитов

Кривбасса С = 3,5 руб/м, Ц = 75,0 рубlмз).

Тогда Э г - 1,0 10 0,3 (5.0 — 3,5) = 0,45 млн,м /год

Щ

Э 2 — прибыль, полученная при реализации щебня низких пород, из сланцев кварцамфиболита, руб, Э 2 = Ч" К (Ц вЂ” С), руб., где V — объем переработки сланцев, м V =

=1,5 млн,м;

К3 — коэффициент выхода готового про-. дукта (для пород первого типа второй группы (метаморфические) К > =- 0,7);

Ц.С вЂ” соответственно цена и себестоимость щебня (по данным ПО "Днепронерудпром" Ц = 2,8 руб/м, С = 2,5 руб,м ). Тогда

Эз= 1,5 10 0,7(2,8 — 2,5) =-0,305 млн.руб/год

Эр= 1,26+ 0,45+ 0,305 = 2,015 мл н. руб/год.

Общий эффект составит

Э = 0,226+2,015 = 2,241 млн.руб/год.

Экономический эффект от применения предлагаемого способа по сравнению с базовым объектом составит 2,241 млн.руб.

Формула изобретения

Способ транспортирования при циклично-поточной технологии работ, включающий перемещение сырья к перегрузочному пункту, загрузку объема бункера, разгрузку

его на транспортный конвейер, транспортирование сырья с последующей разгрузкой на поверхности, о т л и ч а ю щ и й.c я тем, что. с целью обеспечения сменной производительности карьера по добыче сырья различного состава при обеспечении раздельного его транспортирования для еклэдирования, число бункеров устанавливают соответствующим числу разновидностей транспортируемого сырья, загрузку бункера производят сырьем одного состава на 50 †1 g, его объема, производят последовательную разгрузку бункеров, прйчем разгрузку бункера производят с интервалом времени, равным времени разгрузки сырья в новое место на поверхности.

1763666

Составитель И.Гуменюк

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор M .Андрушенко

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3439 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раувская наб., 4/5