Система смазки кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сущность изобретения: система смазки кривошипно-шатунного механизма содержит канал 2 подвода масла, выполненный в кривошипе и сообщенный с продольным каналом 3 шатуна А, каналы в подшипниках верхней и нижней головок шатуна. В канале 3 размещена втулка 6 с внутренним продольным выступом 7, причем ее ось лежит в плоскости, перпендикулярной плоскости качания шатуна. Во втулке установлен ротор 8, эксцентричная полость 9 которого охватывает выступ 7. Во втулке по разные стороны выступа 7 выполнены отверстия 12 и 13. Втулка с торцов закрыта крышками 14. Втулка с ротором образуют подкачивающий насос . 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э F 01 М 1/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4897196/06 (22) 26.12.90 (46) 23.09.92. Бюл. М 35 (71) Н аучно-исследовательский институт двигателей (72) Ю.Г.Иссинский (56) Патент ГДР М 76854, кл. 47е, 7 ойублик, 1970. (54) СИСТЕМА СМАЗКИ КРИВОШИПНОШАТУННОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Сущность изобретения: система смазки кривошипно-шатунного механизма содер„„ДЦ„„1763682 А1 жит канал 2 подвода масла, выполненный в кривошипе и сообщенный с продольным каналом 3 шатуна 4, каналы в подшипниках верхней и нижней головок шатуна. В канале

3 размещена втулка 6 с внутренним про.дольным выступом 7, причем ее ось лежит в плоскости, перпендикулярной плоскости качания шатуна. Во втулке установлен ротор

8, эксцентричная полость 9 которого охватывает выступ 7. Во втулке по разные стороны выступа 7 выполненй отверстия 12 и 13.

Втулка с торцов закрыта крышками 14. Втулка с ротором образуют подкачивающий насос. 3 ил.

1763682 стотах вращения вала, разрушение концов подвижной части качающего элемента-насоса, выполненного в виде плунжера с возвратно-поступательным движением.

Целью изобретения является повышение надежности путем снижения износа йодкачивающего насоса, Поставленная цель достигается тем, что в системе смазки кривошипно-шатунного механизма ДВС, содержащей канал подвода масла, выполненный в кривошипе и сообщенный с продольным каналом шатуна, размещенный в продольном канале подкачивающий насос с впускным и выпускным отверстиями, и каналы в подшипниках нижней и верхйей roловок шатуна, подкачивающий насос выполнен в виде втулки с внутренним продольным выступом, ось втулки лежит B плоскости, перпендикулярной плоскости качания шатуна, а ее торцы закрыты крышками с центральными отверстиями; во внутренней полости втулки размещен цилиндрический ротор с эксцентричной полостью, охватывающей выступ с возможностью качания. а впускные и выпускные отверстия выполнены во втулке по разные стороны выступа.

На фиг,1 показана система смазки, общий вид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг, 1; на фиг, 3 — схема конкретного выполнения подкачивающего насоса.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах смазки кривошипно- шатунного механизма быстроходных дизелей.

Известна система смазки подшипников 5 шатуна двигателя внутреннего сгорания, содержащая каналы для подвода масла, расположенные в шатунной шейке коленчатого вала; в крышке шатуна и его стержне и в верхней головке шатуна {В ГШ) (а.с.СССР М 10

1362854; М.кл. F 01 M 1/06, 1986 г.).

Основными недостатками такой системы являются нестабильность подачи масла и обратйая зависимость прокачки масла оТ частоты вращения вала, что снижает надеж- 15 ность работы двлгателя.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемой является система смазки кривошипно-шатунного механизма ДВС, содержащая канал 20 для подачи масла, выполненный в кривошипе, продольный канал в стержне шатуна, размещенный в последнем подкачивающий насос с впускным и выпускным отверстиями (патент ГДР М 76854, кл,47е. 7, опубл. 1970 25

r.).

Основными недостатками известной системы являются ненадежная работа обратных клапанов, особенно при высоких ча1

Система смазки кривошипно-шатунного механизма ДВС содержит кривошип 1 с каналом 2 для подачи масла в продольный канал 3 стержня шатуна 4 и к подшипнику 5 верхней головки шатуна 1. В продольном канале 3, ближе к кривошипу 1, размещена уплотняющая втулка 6 с внутренним продольным выступом 7. Ось втулки 6 лежит в плоскости, перпендикулярной плоскости качания шатуна, Во втулке 6 размещен цилиндрический ротор 8 с эксцентричной полостью 9, взаимодействующей с выступом 7, препятствующим круговому вращению ротора 8. Ротор 8 образует с втулкой 6 всасывающую полость 10 и нагнетательную полость 11. Полость 10 сообщена с каналом

3 отверстием 12, полость 11 сообщена с каналом 3 отверстием 13. Отверстия 12 и 13 выполнены во втулке по разные стороны выступа. По обоим торцам втулки 6 установлены крышки 14 с центральными отверстиями 15. Крышки 14 зафиксированы кольцами 16.

Система смазки работает следующим образом.

При движениях шатуна 4 каждый его элемент, расположенный в стержне, испытываетускорение, переменное по величине, совершает вращательное движение в направлении вращения кривошипа 1, Под действием этого ускорения центр тяжести ротора 8 совершает вращательное движение относительно шатуна 4 в пределах зазора между ротором 8 и втулкой 6, При этом ротор 8, удерживаемый от вращения выступом 7, скользит своей наружной поверхностью по внутренней поверхности втулки 6 в направлении вращения кривошипа 7. совершая плоско-колебательное движение относительно шатуна 1 и вызывая изменения объема полостей 10 и 11. При соответствующем направлении вращения полость 10 увеличивается в объеме и всасывает масло через отверстие 12, полость t1 уменьшается в объеме, что приводит к нагнетанию масла через отверстие 13 в подшипник 5 ВГШ.

Непрерывное плоско-колебательное движеwe ротора 8 обеспечивает постоянную про. качку масла и исключает ударные нагрузки ротора S, Таким образом, предлагаемая система смазки обеспечивает постоянную смазку подшипника верхней головки шатуна независимо от положения и частоты вращения кривошипа и исключает ударные нагрузки качающего элемента, что приводит к повышению долговечности системы смазки. Кроме того использование системы с подкачивающим насосом обеспечивает стабильную подачу масла к верхней головке

1763682 шатуна вне зависимости от частоты вращения.двигателя. что снижает ограничения на форсирование двигателей по частоте вращения, A-A

Составитель Ю.Иссинский

Техред M.Mîðãåíòçë Корректор М .Андрушенко

Редактор

Заказ 3439 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Формула изоб рете н и я

Система смазки кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания, содержащая канал подвода масла, выполненный в кривошипе и сообщенный с продольным каналом шатуна, размещенный в продольном канале подкачивающий насос с впускным и выпускным отверстиями и каналы в подшипниках нижней и верхней

3 головок шатуна.отл ича ющая с я тем, . что, с целью повышения надежности путем снижения износа подкачивающего насоса, последний выполнен в виде втулки с внут5 ренним продольным выступом, ось которой лежит в плоскости, перпендикулярной к плоскости качания шатуна; торцы втулки закрыты крышками с центральными отверстиями. в ее внутренней полости размещен

10 цилиндрический ротор с эксцентричной полостьк), охватывающей выступ с возможностью качания, а вйускные и выпускные отверстия выполнены во втулке bio разные стороны выступа.