Устройство для хранения криогенного топлива
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Область применения в технологии хранения сжиженного природного газа, используемого в качестве моторного топлива на транспортных средствах и к конструкции топливных баков для этих нужд. Сущность изобретения устройство содержит сосуд Дьюара. предохранительный клапан трубопроводов подачи газа к системе питания и включенные встречно обратные клапаны, которые подключают адсорбер, заполненный твердым сорбентом и снабженный нагревателем к сосуду 1 ил.
СОIОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИЛЛИС1ИЧЕСКИX
Р ЕС11У БЛИК (s»s F 17 С 3/00, 11/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ и ОТКРЬIТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ й
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТ8У (21) 4776785/26 (22) 02.01.90 (46) 23.09.92, Бюл, ¹,35 (71) Институт газа АН УССР (72) С. И. Красноокий и Н. IO. Островский (56) Патент США ¹ 3967465, кл. F 17 С 11/00, 1976. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА (57) Область применения: в технологии хранения сжиженного природного газа, исИзобретение относится к технологии хранения сжиженного природного газа (СПГ), используемого в качестве моторного топлива на транспортных средствах (преимущественно автомобилях),. и к конструкции топливных баков для этих нужд.
Изобретение целесообразно использовать в тех случаях, когда периоды потребления топлива чередуются с достаточно длительными (порядка суток) перерывами.
Целью изобретения является сокращение энергозатрат на питание потребителя газифицированным топливом.
На чертеже изображена схема устройства.
В состав устройства входят сосуд Дьюара 1, адсорбер 2. заполненный твердым сорбентом 3, нагреватель адсорбера 4. обратные клапана 5. 6 предохранительный клапан 7, соединительные трубопроводы 8—
10.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
Во время работы двигателя пары криогенного топлива по паропроводy 10 поступают в систему питания двигателя. При остановке двигателя потребление топлива, „SU „„1763786 А1 пользуемого в качестве моторного топлива на транспортных средствах и к конструкции топливных баков для этих нужд. Сущность изобретения: устройство содержит сбсуд
Дьюара. предохранительный клапан трубопроводов подачи газа к системе питания и включенные встречно обратные клапаны, которые подключают адсорбер, заполненный твердым сорбентом и снабженный нагревателем к сосуду, 1 ил. прекращается, давление в сосуде Дьюара возрастает (до 0,01 1У1Па). Открывается обратный клапан 5 и пары топлива поступают в адсорбер 2, где они поглощаются сорбентом 3. Выделяющаяся в процессе сорбции теплота отводится в окружающую среду.
Если до окончания периода остановки двигателя не произойдет полного насыщения сорбента парами топлива, то после запуска двигателя давление в сосуде Дьюара понизится, клапан 5 закроется и поступление паров в адсорбер 2 прекратится.
В случае более длительной остановки поглощающая способность сорбента 3 окажется исчерпанной и начнется дальнейший рост давления в сосуде Дьюара 1. При его повышении до максимально допустимого уровня откроется предохранительный клапан 7 и начнется сброс паров в атмосферу.
Таким образом, изобретение обеспечивает бездренажное хранение криожидкости в течение некоторого ограниченного промежутка времени, определяемого скоростью испарения криогенного топлива в сосуде
Дьюара 1, объемом адсорбера 2 и поглощающей способностью сорбента 3.
1763786
/ Ол жй р
Составитель С Красноокий
Техред M.Ìîðãåíòàë
Редактор М. Кузнецова
Корректор О.Густи
Заказ 3445 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101
Поглощающая способность сорбента 3, Таким образом, технико-экономические частично утраченная во время остановки. преимущества предлагаемого устройства в двигателя, может быть восстановлена во сравненииспрототипомзаключаютсявслевремя его работы. Для этого при работаю- дующем: предлагаемое устройство обеспещем двигателе включают нагреватель ад- 5 чивает поглощение избыточных паров сорбера 4. При нагреве сорбента иэ него сжиженного природного газа на борту выделяются поглощейные пары топлива, транспортного средства во время остановок давление в адсорбере возрастает, от- в работе двигателя без применения внешкрывается обратный клапан 6 и погло- них источников энергии. В результате этого щенные ранее пары поступают в систему 10 снижаются потери криогенного топлива в питания двигателя, атмосферу, повышаются надежность топРасчеты показывают, что при использо- ливной системы, вании в качестве сосудов Дьюара сельско- Формула изобретения хозяйственных транспортных сосудов с Устройство для хранения криогенного экранно-вакуумной теплоизоляцией для 15 топлива, содержащее сосуд Дьюара и под-: обеспечения бездренажного хранения сжи- ключенный к нему и потребителю адсорбер женного природного газа в течение 3-х су- для поглощения избытка испаряющегося ток достаточен обьем сорбента топлива, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с (активированного угля), равный внутренне- целью сокращения энергозатрат на питание му объему сосуда Дьюара. При этом сорбент 20 потребителя газифицированным топливом, может храниться как в отдельном адсорбе- оно снабжено обратными клапанами, один ре (при использовании для хранения СПГ иэ которых установлен между сосудом Дьюстандартных сосудов Дьюара), так и в ад- ара и адсорбером, а другой — между адсорсорбере. составляющем с сосудом Дьюара бером и потребителем. одно целое. Ж Отсами