Электропривод переменного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: для самозапуска машин в режиме повторно-кратковременного включения. Сущность изобретения: обмотка возбуждения синхронного двигателя 11 состоит из двух катушек 2 и 3, расположенных соосно на магнитопроводе индуктора. В пуске при больших частотах скольжения ЭДС обмоток возбуждения замыкается через резисторы 6, 7 и конденсатор 8. По мере увеличения частоты вращения напряжения на конденсаторе 8 возрастает, пробивается динистор 10 и включается тиристор 9 в полупериод тока, в катушке обмотки возбуждения, создающий ускоряющий синхронзирующий момент. Такая реализация узла управления пуском упрощает электропривод и повышает надежность синхронизации. 1 ил. Ю О ь ы о
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)э Н 02 P 1/50
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4834547/07 (22) 04,06.90 (46) 23.09.92. Бюл. ¹ 35 (71) Физико-энергетический институт АН
ЛатвССР (72) В.П.Безруков, И.Е,Овчинников, Л.А. Ковалюк, Н.И,Лебедев и В.А.Бондаренко (56) 1. Ковалек Л.А. Специализированная серия бесконтактных синхронных электродвигателей для нефтепромысловых механизмов, PHTC ВНИИОЭГ. Сер. Машины и нефтяное оборудование, 1977, N. 2, с. 1 5-19.
2. Авторское свидетельство СССР
N 1646033 по заявке ¹ 4682980, кл, H 02 Р 1/50, 1989,, ЫХ,„, 1764130 А1 (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО
ТОКА (57) Использование: для самозапуска машин в режиме повторно-кратковременного включения. Сущность изобретения: обмотка возбуждения синхронного двигателя 11 состоит из двух катушек 2 и 3, расположенных соосно на магнитопроводе индуктора. В пуске при больших частотах скольжения ЭДС обмоток возбуждения замыкается через ре- . зисторы 6, 7 и конденсатор 8. По мере увеличения частоты вращения напряжения на конденсаторе 8 возрастает, пробивается динистор 10 и включается тиристор 9 в полупериод тока, в катушке обмотки возбуждения, создающий ускоряющий синхронзирующий момент. Такая реализация узла управления пуском упрощает электропривод и повышает надежность синхронизации. 1 ил, 1764130
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах злактрапривода для самозапуска машин, работаюших в режиме повторно-кратковременного включения.
Цель изобретения — упрощение конструкции электропривода, На чертеже изображена принципиальная электрическая схема электропривода переменного тока, Электрапривод переменного тока содер>кит синхронный двигатель (СД) 1, у которого якорная обмотка предназначена для подключений к источнику переменного напряжения (ИПН), а одноименные выводы двух катушек 2, 3 обмотки вазбу>кдения (ОВ), располо>кенных соасна на магнитопроводе индуктора, соединены вместе, полумостовой выпрямитель, состоящий из двух вентилей 4, 5 и узел управления пуском, при этом свободный вывод одной и другой катушек 2, 3 соединен со свободным выводом соответственно одного и другого вентиля 4, 5 и предназначен для подключения к ИПН, кроме того, в устройстве параллельно катушкам 2, 3 включены два резистора 6 (Р1) и 7 (Р ). соединенные последовательно. К общей точке катушек 2, 3 подключены вывод конденсатора 8 (С) и тиристора 9, свободный вывод которого cgединен с общей точкой резисторов 6, 7 и через динистор 10 и резистор 11, соединенные последовательна; — с управляющим электродам тиристора S; при этом значения резисторов 6, 7 и конденсатора 8 связаны между собой соотношением
R1 =- В2 = tg 1 /2 KfSnC (1) где О < y < к/4 — фазовый угол первой гармоникой ЭДС в OB и напряжением на конденсаторе в момент коммутации тиристора;
f — частота переменного напряжения;
S> — скольжение, соответствующее подсинхроннай частоте вращения ротора электродвигателя.
Работа электропривада происходит следу ощим образом.:
8 исходном положении выводы якорной обмотки СД 1 и катушки 0В 2, 3 отключейы от ИПН, поэтому ротор машины неподвижен. При пуске переменное напряжение падается на выводы якорной обмотки СД и катушки 2, 3. Переменный ток в расточке статара СД 1 создает вращающееся магнитное поле, которое приводит s движение ротор машины и наводит в катушках 2. 3 ЭДС, частота которой изменяется пропорционально частоте скольжения ротора. В соатветствии са схемой включения катушек 2, 3
ЭДС прикладывается к конденсатору 8 через резисторы 6, 7 и к закрытому тиристору
9. При этом, поскольку частота ЭДС в катушках в этот момент имеет максимальное значение, та сопротивление конденсатора минимально и напряжение на нем ниже уровня включения динистора 10, Закрытый тиристор 9 отделяет вентили 4, 5 от обмотки
10 возбуждения и в катушках 2, 3 протекает переменный ток от источника переменного напряжения, Распределение токов s катушках OB при выключенном выпрямителе таВследствие этого, магнитное поле возбуждения в машйне отсутствует и ротор под действием асинхронного вращающего момента разгоняется до подсинхронной частоты вращения. Равенство значений
20 параметров резисторов 6, 7 (R1 = R2) обеспечивает выполнение условия, при котором через конденсатор 8 нЕ протекает ток, от ИПН и форма ЭДС на конденсаторе не
25 искажается. Снижение частоты тока в цепи конденсатора 8 в процессе пуска вызывает увеличение его сопротивления поскольку оно является функцией частоты. При этом значения параметров в соответствии с вы30 ражением (1) выбирается такими, что на частоте равной падсинхранному сколь>кению ротора напряжения на конденсаторе 8 максимально и равно порогу включения динистора 10. Включение динистара 10 приводит к импульсному разряду конденсатора на управля ощий электрод тиристора 9, который открывается, подключает вентили 4, 5, выпрямителя к катушкам 2, 3 О — s результате чего в магнитопроводе индуктора возбуждается постоянный магнитный поток и происходит синхронизация ротора СД. Величина импульса тока управления при этом ограничивается резисторам 11. Включение динистара 9 происходит в полупериод ЭДС и ОВ только одной полярности, которой в данном устройстве соответствует направление тока в ОВ, создающее ускоряющий синхронизирующий момент. В связи с этим для повышения входного момента параметры устройства Rl, R2 и С рассчитывают при условии равенства 0 < y<и /4, Техникоэкономический эффект от использования йзобретения выра>кается в там, что упрощается устройства, выключающее ОВ электродвигателя в процессе асинхронного пуска.
При этом предложенное устройство: обеспечивает автоматическое выключение ОВ на время изменения частоты вращения ротора ат нуля до подсинхронной, производит ково, что значение результирующей.МДС
15 катувек 2, 3 в этот период равно нулю.
1764130 6
Составитель В.Тарасов
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С.Лисина
Редактор Т.Шагова
Заказ 3461 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 415
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 включение ОВ при подсинхронной частоте . скольжения ротора СД в момент действия ускоряющего синхрониэирующего момента; исключает необходимость ручного управления пуском СД и таким образом обеспечивает возможность самозапуска машины в режиме повторно-кратковременного включения.
Формула изобретения
Электроприаод переменного тока, содержащий синхронный электродвигатель, якорная обмотка которого снабжена выводами для подключения к источнику переменного напряжения, а обмотка возбуждения составлена из двух последовательно соединенных катушек, снабженных выводами для подключения к источнику переменного напряжения; два последовательно-встречно соединенных полупроводниковых ключа, подключенных параллельно указанные катушкам обмотки возбуждения, конденсатор. о т л,и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения, катушки возбуждения соединены встречно, а полупроводниковые ключи выполнены неуправляемыми и введены два последовательно соединенных резистора, подключенных параллельно упомяну тым катушкам, управляемый полупроводниковый ключ, включенный между точками соединения полупроводниковых ключей и
5 катушек обмотки возбуждения, конденсатор — между точками соединения укаэанных катушек и введенных резисторов, цепь управления; одним выводом соединенная с управляющим входом управляемого полу10 проводникового ключа, а другим выводом— с общей точкой введенных резисторов, при этом значения сопротивлений резисторов и емкости с конденсатора связаны между собой соотношением
R>=Ra
t 7
2ztf Sn С где R>,  — значения введенных резисторов, 20 у- угол между первой гармоникой ЭДС. наводимой в обмотке возбуждения, и напряжением на конденсаторе 0 < у < и/4;
f — частота переменного напряжения;
Sll — скольжение, соответствующее под25 синхронной частоте вращения ротора электродвигателя,