Уравнительный механизм для цепных тяговых органов транспортирующих машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: промышленный транспорт . Уравнительный механизм для цепных тяговых органов транспортирующих машин включает приводную и тяговую звездочки, установленные на общем валу так, что их проекции на плоскость, перпендикулярную общему валу, полностью совмещены, многорядную ведущую звездочку с мелким шагом зубьев, установленную на валу редуктора, и многорядную цепь с разным шагом в рядах, охватывающую ведущую и приводную звездочки . Редуктор с ведущей звездочкой установлен с возможностью перемещения ведущей звездочки по дуге окружности с центром на геометрической оси общего вала и в направлении, обратном вращению общего вала. Регулирование взаимного расположения ведущей и приводной звездочек обеспечивает настройку уравнительного механизма на оптимальную работу 3 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s В 65 G 23/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

0 .Сл

;О, Ч М

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4777295/03 (22) 03,01,90 (46) 30,09,92. Бюл, ¹ 36 (71) Сумский филиал Харьковского политехнического института им. В.И.Ленина (72) Д.В.Муриков, П.А.Василега, Г,М,Голофост и Ю. B,Äîöåí êo (56) Авторское свидетельство СССР № 932742, кл. Р 65 G 23/00, 1982, Авторское свидетельство СССР

¹1173664,,кл,,В 65 G23/00,,1984, (54) УРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ

ЦЕПНЫХ ТЯГОВЫХ ОРГАНОВ ТРАНСПОРТИРУЮЩИХ МАШИН (57) Использование: промышленный транспорт. Уравнительный механизм для цепных тяговых органов транспортирующих машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах, имеющих цепные тяговые органы, например скребковые и пластинчатые конвейеры, многочерпаковые цепные экскаваторы. ковшовые элеваторы.

Известен уравнительный механизм для цепных тяговых органов транспортирующих машин, включающий тяговую и приводную звездочки, закрепленные на общем валу, ведущую звездочку, приводную цепь со звеньями и осями, причем приводная цепь выполнена многорядной с разным шагом звеньев, а оси ряда с большим шагом совмещены с осями с меньшим шагом. Кроме того, больший шаг ряда цепи равен шагу приводной звездочки, а меньший шаг ряда цепи равен шагу ведущей звездочки.

Вследствие геометрического подобия и взаимного расположения приводной и тяговой звездочек колебания движения тягового

„„5U„„1765075 А 1 включает приводную и тяговую звездочки, установленные на общем валу так, что их проекции на плоскость, перпендикулярную общему валу, полностью совмещены, многорядную ведущую звездочку с мелким шагом зубьев, установленную на валу редуктора, и многорядную цепь с разным шагом в рядах, охватывающую ведущую и приводную звездочки. Редуктор с ведущей звездочкой установлен с возможностью перемещения ведущей звездочки по дуге окружности с центром на геометрической оси общего вала и в направлении, обратном вращению общего вала. Регулирование взаимного расположения ведущей и приводной звездочек обеспечивает настройку уравнительного механизма на оптимальную работу. 3 ил, цепного органа совершаются в противофазе с колебаниями вращения приводного вала и движение тягового цепногб органа становится практически равномерным. Все это справедливо, если не принимать во внимание то, что шарниры звеньев тяговой и приводной цепей при зацеплении находятся по разные стороны зубьев тяговой и приводной звездочек. А поэтому, если приводная и тяговая звездочки закреплены на общем валу так, что их проекции на плоскость, перпендикулярную оси йриводного вала, совпадают, то проекции на эту плоскость точки контакта шарнира звена приводной цепи с зубом приводной звездочки и точки контакта шарнира звена тяговой цепи с зубом тяговой звездочки не совпадают и будут отстоять друг от друга относительно центра приводного вала на некоторый угол.

Это приводит к тому, что момент времени начала выхода из зацепления звена привод1765075 ной цепи с зубом приводной звездочки не совпадает с моментом времени начала входа в зацепление звена тяговой цепи с зубом тяговой звездочки.

В результате колебания цепного тягово- 5 го органа совершаются не точно в противофазе с колебаниями общего вала и не полностью устраняются пульсации цепного тягового органа.

Известен уравнительный механизм, в 10 котором совпадение момента времени начала выхода из зацепления звена приводной цепи с зубом приводной звездочки и момента времени начала входа в зацепление звена тяговой цепи с зубом тяговой 15 звездочки достигается сдвигом приводной звездочки вокруг своей оси относительно тяговой звездочки в сторону вращения общего вала на угол р, равный центральному углу между проекциями на плоскость, пер- 20 пендикулярную общему валу, точки контакта звена приводной цепи с зубом приводной звездочки и точки контакта звена тяговой цепи с зубом тяговой звездочки.

Однако при массовом производстве 25 конвейеров с уравнительным механизмом затруднительно с высокой точностью выдержать требуемый угол сдвига приводной звездочки вокруг своей оси относительно тяговой звездочки вследствие технологиче- 30 ских неточностей при изготовлении цепей, звездочек и при нарезании шпоночных пазов. Результаты экспериментальных исследований показывают, что отклонения действительных значений угла сдвига от 35 требуемого, соответствующего оптимальному режиму работы уравнительного механизма даже в малом диапазоне (+1 ) значительно снижают эффективность работы уравнительного механизма. 40

Целью изобретения является упрощение процесса настройки уравнительного механизма на оптимум.

Это достигается тем, что в уравнитель- 45 ном механизме для цепных тяговых органов транспортирующих машин, включающих приводную и тяговую звездочки, установленные на общем валу так, что их проекции на плоскость, перпендикулярную общему 50 валу, полностью совпадают, многорядную ведущую звездочку с мелким шагом зубьев, установленную на валу редуктора, многорядную цепь с разным шагом в рядах, охватывающую ведщую и приводную звез- 55 дочки, согласно изобретению редуктор с ведущей звездочкой установлен с возможностью перемещения ведущей звездочки по дуге окружности с центром на геометрической оси приводного вала и в направлении, обратном вращению общего вала.

Поворот ведущей звездочки относительно приводной звездочки именно в плоскости, перпендикулярной общему валу, позволяет сохранить возможность нормального зацепления звеньев многорядной приводной цепи с зубьями ведущей и приводной звездочек, Поворот же в вышеуказанной плоскости ведущей звездочки относительно приводной звездочки в сторону, обратную направлению вращения общего вала, позволяет достичь желаемого эффекта при угле поворота, равном центральному углу между проекциями на плоскость, перпендикулярную общему валу, точки контакта звена приводной цепи с зубом приводной звездочки и точки контакта звена рабочей цепи с зубом рабочей звездочки. В совокупности сказанное позволяет достичь совггадения момента времени начала выхода из зацепления звена приводной цепи с зубом приводной звездочки и момента времени начала входа в зацепление звена тяговой цепи с зубом тяговой цепи, что соответствует настройке уравнительного механизма на оптимум, за который принимается наибольшая эффективность его работы. Поворот ведущей звездочки на требуемый угол может быть достигнут простыми и общедоступными методами, например, путем подьема элементов привода (электродвигателя и редуктора с закрепленной на тихоходном валу последнего ведущей звездочки) в плоскости, перпендикулярной общему валу, на определенную высоту и по дуге окружности с центром на геомЕтрической оси приводного вала. Конструктивно это может быть осуществлено, например, путем установки винтового подъемника на одной стороне редуктора и возможностью поворота его другой стороны в плоскости, перпендикулярной общей оси приводного вала, при этом редуктор вместе с двигателем имеет возможность и горизонтального перемещения для компенсации необходимого перемещения редуктора, связанного с перемещением ведущей звездочки по дуге окружности с центром относительно оси приводного вала.

На фиг. 1 изображен привод с уравнительным механизмом транспортирующих машин с цепным тяговым органом, вид спереди; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 проекция приводной и тяговой звездочек на плоскость, перпендикулярную общему валу.

Электродвигатель 1 соединен с редуктором 2, на тихоходном валу 3 которого закреплена ведущая звездочка 4, выполненная с малым шагом зубьев. Приводная 5

1765075

55 и тяговая 6 звездочки выполнены идентичными и расположены на общем валу 7 так, что их проекции на плоскость, перпендикулярную общему валу 7, совпадают в одну, Приводная цепь 8, охватывающая ведущую

4 и приводную 5 звездочки, выполнена многорядной и включает ряды звеньев с большим шагом, равным шагу приводной звездочки 5 и ряды звеньев с меньшим шагом, равным шагу ведущей звездочки 4, Причем ведущая звездочка 4 повернута относительно приводной звездочки 5 в плоскости, перпендикулярной общему валу 7, в сторону, обратную направлению вращения общего вала 7, на угол р, равный центральному углу между проекцией точки контакта

9 звена 10 (на фиг. 3 выделено утолщенной линией) приводной цепи 8 с зубом приводной звездочки 5 и проекцией точки контакта

11 звена 12 тяговой цепи 13 с зубом тяговой звездочки 6.

Поворот ведущей звездочки 4 относительно приводной звездочки 5 возможен различными способами, один из которых применительно к схеме расположения элементов привода, показанного на фиг,1 и 2, состоит в следующем.

Основание 14, на котором расположен электродвигатель 1 и редуктор 2, на тихоходном валу которого расположена ведущая звездоч а 4, с помощью подьемника 15 имеет возможность поворачиваться относительно шарнира 16 в плоскости, перпендикулярной общему валу 7, и перемещается в горизонтальной плоскости относительно вала 7, при этом ведущая звездочка 4 поворачивается по дуге окружности с центром на геометрической оси приводного вала, так, что угол между осью горизонта 0 0 и осью 0 0з, соединяющей центры приводной

5 и ведущей 4 звездочек, был равен требуемому значению р, Ведущая звездочка 4 оказывается повернутой в плоскости, перпендикулярной общему валу 7, в сторону, обратную направлению вращения общего вала 7 на угол р, равный центральному углу между проекцией точки контакта 11 звена 12 тяговой цепи 13 с зубом тяговой звездочки 6 и между проекцией на ту же плоскость точки контакта 9 звена 10 приводной цепи 8 с зубом приводной звездочки 5.

Получаемое в результате описанной установки взаимное расположение ведущей и приводной звездочек приводит в соответствие положение звена 10 приводной цепи 8, соответствующее началу выхода из зацепления данного звена с зубом приводной звездочки 5, и положение звена 12 тяговой цепи 13, соответствующее началу входа в

45 зацепление данного звена с зубом тяговой звездочки 6, что означает настройку уравнительного механизма на оптимум эффективной работы.

Уравнительный механизм работает следующим образом.

При включении приводного электродвигателя 1 выходной вал 3 редуктора 2 вместе с ведущей звездочкой 4 совершает равномерное вращение, От ведущих звездочек 4 практически равномерное движение передается приводной цепи 8, которая, находясь в зацеплении с приводной звездочкой 5, сообщает последней переменную периодическую скорость вращения. Но поскольку на общем валу 7 совместно с приводной звездочкой 5 находится и тяговая звездочка 6, то и последняя будет вращаться с переменной периодической скоростью, Поскольку ведущая звездочка 4 повернута в плоскости, перпендикулярной общему валу, относительно приводной звездочки

5 в сторону обратную направлению вращения общего вала на угол р, обеспечивающий совпадение момента времени начала выхода из зацепления звена 10 приводной цепи

8 с зубом приводной звездочки 5 и момента времени начала входа в зацепление звена

12 тяговой цепи 13 с зубом тяговой звездочки 6, колебания тяговой звездочки 6 совершаются точно в противофазе с колебаниями тяговой цепи 13 и скорость движения последней становится практически равномерной, Предлагаемая конструкция уравнительного механизма для цепных тяговых органов транспортирующих машин по сравнению с прототипом имеет следующие преимущества; упрощается процедура настройки уравнительного механизма на оптимум эффективной работы; повышается точность настройки уравнительного механизма на оптимум, Формула изобретения

Уравнительный механизм для цепных тяговых органов транспортирующих машин. включающий приводную и тяговую звездочки, установленные на общем валутак, что их проекции на плоскость, перпендикулярную общему валу, полностью совпадают, многорядную ведущую звездочку с мелким шагом зубьев, установленную на валу редуктора, и многорядную цепь с разным шагом в рядах, охватывающую ведущую и приводную звездочки,отл ич а ю щийся тем,что,с целью упрощения настройки механизма, редуктор с ведущей звездочкой установлен с возмож1765075 ностью перемещения ведущей звездочки по дуге окружности с центром на геометрической оси общего вала и в направлении, обратном вращению общего вала, 1765075

Составитель Д.Муриков

Редактор З.Ходакова Техред М.Моргентал Корректор M.Àíäðóøåíêo

Заказ 3348 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5