Устройство для гашения колебаний грузовой подвески
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: оснастка подъемнотранспортных машин. Сущность изобретения: кинетическая энергия совершающей колебания грузовой подвески гасится за счет использования симметрично расположенных относительно вертикальной оси устройства канатов. При этом благодаря взаимному расположению роликов, ползунов и водил обеспечивается трение поверхности каната, находящегося (при отклонении подвески) между пластинами с демпфирующими прокладками. Гашение колебаний происходит также за счет сил трения роликов (трения качения и скольжения), ползунов, водил. Поэтому энергия отклоненного на канатах груза будет поглощаться быстрее и затухание колебаний будет происходить быстрее. 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 66 С 1/34
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4702653/11 (22) 09.06,89 (46) 30,09,92. Бюл, ¹ 36 (71) Краматорский индустриальный институт (72) Н,Я.Геряк, В.И.Онищенко и Л.В.Геряк (56) Авторское свидетельство СССР.
¹1076397,,кл. В 66 С 13/06, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛ Я ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ ГРУЗОВОЙ ПОДВЕСКИ (57) Использование: оснастка подъемнотранспортных машин, Сущность изобретения: кинетическая энергия совершающей колебания грузовой подвески гасится за
Изобретение относится к устройствам подъемно-транспортных машин.
Известно, что наиболее эффективным средством повышения производительности кранов технологического назначения, монтажных кранов является оборудование их жестким подвесом. Однако устройство жесткого подвеса требует значительных денежных средств, а на ряде кранов практически не осуществимо. По данным Гайдамака
B.Ô. Работа грузоподъемных машин при бесступенчатом торможении, Харьков "Вища школа", 1988, 79 с, оборудование крана жестким подвесом требуе. 500-600 денежных средств от стоимости крана.
Для кранов с жестким подвесом время на установку груза с требуемой точностью составляет незначительную долю от времени цикла. Что касается кранов с грузовыми подвесками на канатах, то время полного затухания колебаний грузовой подвески может достигать 400 с (козловой кран с высо» . Ж, 1765097 А1 счет использования симметрично расположенных относительно вертикальной оси устройства канатов. При этом благодаря взаимному расположению роликов, ползунов и водил обеспечивается трение поверхности каната, находящегося (при отклонении подвески) между пластинами с демпфирующими прокладками. Гашение колебаний происходит также за счет сил трения роликов(трения качения и скольжения), ползунов, водил. Поэтому энергия отклоненного на канатах груза будет поглощаться быстрее и затухание колебаний будет происходить быстрее. 6 ил. той подъема 50 м и грузоподъемностью 320 м), На практике для успокоения груза крановщик использует дополнительные включения, При этом расходуется (на пусках) существенное количество электроэнергии.
Повысить производительность кранов с подвесками на канатах можно за счет оборудования их специальными демпфирующими устройствами, обеспечивающими эффективное гашение колебаний подвешенного груза, Известно техническое решение (Смехов
А,А., Ерофеев Н.И, Оптимальное управление подъемно-транспортными машинами.
М.: Машиностроение, 1975, с.169, рис,50), которое включает демпфера и пружины позволяющие смещаться блоку, с которого сбегает грузовой канат, Недостатком этой конструкции является усложнение рамы грузовой тележки для обеспечения перемещения точки подвеса (блока) груза и наличие дорогостоящих демпферов. Другое техни1765097
50
55 ческое решение (Справочник по кранам: В
2т.Т2. Под ред. М.М.Гохберга — Л.: Машиностроение, 1988, С.509, рис. И,6.11) представляет собой V-образную запасовку грузовых канатов, С целью повышения эффективности гашения раскачивающегося груза. Это решение требует увеличения угла наклона канатов, что ограничивается как конструктивными соображениями (размером рамы грузовой тележки), TGK и условиями взятия и отдачи грузов (например, затруднительный или невозможный проход разведенных в стороны канатов в люки трюмов судов или невозможность захвата груза без задевания канатами других объектов.
Наиболее близким к заявляемому предложению является устройство для гашения колебаний грузовой подвески по а.с, СССР
N1076937,,кл. В 66 С 13/06, 1983, в котором энергия отклоненного каната воспринимается парой рычагов, размещенных симметрично на металлоконструкции, закрепляемой на кране. Устройство представляет собой жестко прикрепленную (к металлоконструкции крана) крестовину, на которой на осях установлены рычаги, концы которых связаны пружинами и несут ролики, взаимодействующие с канатами, ступицы рычагов выполнены с пазами, в которых размещена шпонка, обеспечивающая возможность одностороннего поворота. Поджатие ступиц рычагов друг к другу и крестовине обеспечивается пружиной, При колебании канаты отклоняются от вертикального положения и воздействуют на ролики. Пара параллельных рычагов, связанная с ними, поворачивается преодолевая действие пружин.
Известно, что продолжительность затухания колебаний зависит от величины максимальной амплитуды отклонения груза.
Амплитуда пропорциональна длине подвеса, а также величине ускорения груза. В известном решении величина максимальной амплитуды отклонения груза пропорциональна расстоянию от горизонтальной оси расположения нижних роликов до центра масс груза. Причем, это расстояние, при затухании колебаний, неизменно по величине. Гашение колебаний осуществляется за счет действия пружин, Причем пружина не является эффективным средством демпфирования. При достижении грузом крайнего положения вся потенциальная энергия пружин возвращается грузу в обратном направлении, Поэтому данное устройство является не очень эффективным, Целью изобретения является — повышение эффективности гашения колебаний путем применения средств демпфирования.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для гашения колебаний грузовой подвески, содержащей жестко закрепленную на кране несущую металлоконструкцию, установленные на ней симметрично относительно ее вертикальной оси симметрии парные рычаги, каждая пара из которых установлена на оси, и ролики на концах рычагов, оно снабжено закрепленными на несущей металлоконструкции симметрично относительно ее вертикальной оси симметрии направляющими, в которых размещены ролики, связанные с несущей металлоконструкцией, и выполненным из двух пар сопряженных пластин с расположением в каждой паре ветви грузового каната корпусом, установленными в направляющих с внешней стороны роликов ползунами, связанными подпружиненными жесткими связями с осями упомянутых роликов, водилами, каждое из которых соединено с соответствующим ползуном посредством подпружиненной тяги и размещено на ветви грузового каната с возможностью перемещения вдоль него, и установленными на оси соединения рычаros с возможностью взаимодействия с каждой ветвью грузового каната опорными блоками, размещенными в корпусе, при этом несущая металлоконструкция между направляющими выполнена с вертикальными пазами, в которых размещены свободные концы подпружиненных тяг.
Использование демпфирующих элементов известно и широко используется в технике.
Взаимное расположение; неподвижная направляющая относительно подвижного объекта (детали, узлы, также известно и использование во всех тормозных системах.
Однако применение симметрично расположенных относительно осей канатов направляющих позволяет (посредством трения) гасить кинетическую энергию, совершающей колебания, подвески с грузом. Благодаря взаимному расположению роликов, ползунов и водил обеспечивается трение поверхности каната, находящегося (при отклонении подвески) между направляющими. Гашение колебаний будет происходить также за счет сил трения роликов (трение качения), ползунов, водил. Таким образом, наличие и взаимное расположение известных деталей позволяет получить качественно новый уровень шагения колебаний грузовой подвески по сравнению с известным устойством.
Техническая сущность и принцип действия предложенного устройства поясняется чертежами. Фиг. 1 — общий вид устройства; фиг. 2 — вид  — В; фиг, 3 — сечение по боль1765097 шому кронштейну; фиг, 4 — расчетная схема определения взаимосвязи между пэрэметрами колебания груза и конструктивными параметрами устройства; фиг. 5 — пластина в сборе; фиг. 6 — установка пластин.
Предложенное устройство для гашения колебаний грузовой подвести включает (фиг,1) несущую металлоконструкцию корпусэ, парные рычаги 1, оси 2, ролики 3, нэпрэвляющие 4, ползуны 5, жесткие связи 6, пружины 7, оси 8, водила 9, опорные блоки
10, тяги 11, пружины 12,13.
Перечисленные выше конструктивные элементы выполнены следующим образом.
Несущая металлоконструкция состоит из симметрично расположенных (относительно грузовых канатов) кронштейнов 14 (большой) и 15 (мэлый). Кронштейн 14 (фиг.3) состоит из плиты 16, представляющей собой плэстину прямоугольной формы, в которой выполнены вертикальные пэзы, число которых определяется количеством водил 9.
Величинг паза должка удовлетворять условию о>К
К плите 16 крепится ребро жесткости 17, Корпус (фиг,5) состоит из двух пластин
18 и демпфирующих прокладок 19. Плэстинэ 18 имеет изогнутую форму. В ней выполнен пэз прямоугольной формы. Ширина паза равна диаметру оси 2, э длинэ определяется по аналогичному (5) соотношению, С торца пэз закрывается планкой. Пластины установлены таким образом, чтобы рэсстояние t было равно диаметру каната. Раствор пластин Т должен определяться из условия отсутствия касания канатов в случэе их мэксимэльного отклонения при движении тележки из аналогичного соотношения.
Парный рычаг 1 представляет собой двэ стержня с выполненными (с двух сторон), нэ каждом из стержней, U-образными проушинами, В проушинах выполнены отверстия диаметром равным диаметру оси 8 с одной стороны и оси 2 с другой.
Ролики 3 устэновлены в нэпрэвляющие
4, представляющие собой пластины, установленные вдоль плиты 16 параллельно осям вертикальных пазов симметрично этим пэзэм.
Необходимую длину направляющих LH (фиг.3) найдем, используя расчетную схему фиг.4. В общем виде длина направляющей определяется выражением
LH = 2С+ 2К, (1) где L — длина паза;
С вЂ” величина возможного перемещения ролика;
К вЂ” перемещение опорного блока
15 2эН
max =
g где э — ускорение крана, м/с;
Н вЂ” высота подвесэ груза, м, Тогда
20 (3) 1/2imax = эН д
Из подобия треугольников
ОАБ 6 ОДБ
1 2!шах Н
К (4) (5) 25 откуда
12imaxh
Н (6)
После подстановки (4) в (6)
aHh ah (7)
gH
Таким образом, величинэ паза (после подстэновки в выражение (1))
L =2о sinQ+
2а6
g (8)
Ролики 3 связаны с парным рычагом 1 и с тягами 11 посредством осей, Ползуны 5 представляют собой призму, в основании которой находится квадрат со стороной, 40 равной расстоянию между нэпрэвляющими и выполненными в нем для прохода тяги 11 отверстием. Отверстие служит для совмещения перемещения ползунэ 5 с водилом 9.
Ползун 5 связан с жесткой связью 6 посред45 ством резьбового соединения. Жесткая связь 6 представляет собой стержень с проушиной нэ одном конце (со стороны ролика
3) и резьбой нэ другом. Между проушиной и хвостовиком имеется бурт, по диаметру рэв50 ный или больше наружного диаметра пружины 7. Пружины устанавливаются снаружи бурта. Раствор зевэ водила 9 должен быть соизмеримым с расстоянием Т между плэстинэми 18. В зеве водила выполнено отвер55 стие. Поверхность водила должн обеспечить хорошее скольжение по канату
Соприкосновение водила с поверхностьк каната обеспечивается установкой пружи
12 между водилом 9 и ползуном 5 и пружи30
Используя имеющиеся нэ фиг. 1 рэзмеры, получим
LH = 2b sine+ 2К, (2) где b — длина одного рычага, входящего в
5 парный рычаг 1.
Величина нэпрэвляющихтэкже связана с величиной перемещения опорного блока
10 (11). Величина перемещения опорного блока 10(11) определяется размер К и зэви10 сит от максимального отклонения груза нэ канатах.
Известно, что максимальная величина отклонения грузэ определяется вырэжением
1765097 ны 13 снаружи плиты 16, Перемещение водила 9 вдоль каната обеспечивается тягой
11. Тяга 11 представляет собой стержень с буртом на одном конце и гладкой цилиндрической частью на другом. Водило 9 соединя- 5 ется с тягой 11 штифтом. Опорный блок 10 устанавливается между пластинами 18 на оси 2, которая помещена в пазы пластин.
Устройство работает следующим образом. 10
Отклоненный канат с грузом воздействует на опорный блок 10, последний перемещается посредством оси 2 в пазах пластин 18. Ось 2, перемещаясь через парный рычаг 1, воздействует на подпружинен- 15 ные жесткие связи 6. Жесткие связи 6 изменяют положение тяги 11 с установленным на нем водилом 9. Именно для возможности изменения положения штока с водилом в плите 16 выполнены вертикаль- 20 ные пазы, Водила 9 расходятся при воздействии каната на опорный блок (пружины 12 при этом сжаты), что позволяет распределять энергию отклоняющегося каната по всей длине каната пластин 16 (корпуса) и 25 поверхности каната.
Часть кинетический энергии гасится силами трения каната о демпфирующие прокладки, часть энергии расходуется на преодоление сил трения оси 2 в пазах про- 30 кладок 18, роликов 3 о направляющие 4, ползунов 5 о плиту 16, Устройство позволяет изменять величину поверхности, на которую действует отклоненный на канатах груз, Подбор и регулировка амортизирую- 35 щих пружин 7,12,13 должны осуществляться в зависимости от величины поднимаемого краном груза.
Предложенное устройство в сравнении с прототипом позволяет сократить или све- 40 сти к минимуму, время успокоения колеба.ний груза и, таким образом, повысить производительность крана. Особенно эффективно применение этого устройства на тяжелых козловых кранах. На таких кранах 45 затраты времени в процессе горизонтального перемещения составляют около 70 )(, времени цикла. Экспериментально установлено, что выполнение дополнительных включений (при передвижении крана) в течение одного монтажного цикла сопряжено с дополнительным расходом мощности, величина которой достаточна для передвижения крана массой 1600 т со скоростью 0,5 м/с на расстояние около 150 м. Ожидаемый экономический эффект около 3000 руб, в год на один кран.
Формула изобретения
Устройство для гашения колебаний грузовой подвески, содержащее жестко закрепленную на кране несущую металлоконструкцию, установленные на ней симметрично относительно ее вертикальной оси симметрии парные рычаги, каждая пара из которых установлена на одной оси, и ролики на концах рычагов, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности процесса гашения колебаний, оно снабжено закрепленными на несущей металлоконструкции симметрично относительно ее вертикальной оси симметрии направляющими, в которых размещены ролики, связанные с несущей металлоконструкцией, и выполненным из двух пар сопряженных пластин с расположением в каждой паре ветви грузового каната корпусом, установленными в направляющих с внешней стороны роликов ползунами, связанными подпружиненными жесткими связями с осями упомянутых роликов, водилами, каждое из которых соединено с соответствующим ползуном посредством подпружиненной тяги и размещено на ветви грузового каната с возможностью перемещения вдоль него, и установленными на оси соединения рычагов с возможностью взаимодействия с каждой ветвью грузового каната опорными блоками, размещенными в корпусе, при этом несущая металлоконструкция между направляющими выполнена с вертикальными пазами, в которых размещены свободные концы подпружиненных тяг.
1765097
1765097
1765097
Составитель Н.Геряк
Редактор Т.Орловская Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н.Ревская
Заказ 3349 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101