Якорь

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: изобретение относится к оборудованию для постановки судов на якорь, а именно к якорям преимущественно для маломерных судов, Сущность изобретения: якорь содержит веретено 1, на нижнем конце которого закреплен груз 14ишарнирно установлены поворотные лапы 5. Новым является то, что на веретене 1 с возможностью перемещения по нему установлена подпружиненная втулка 9, соединенная через тяги 7 с поворотными лапами 5. В рабочем положении поворотных лап втулка 9 упирается в штифт 13, который срезается нижним торцом втулки при установке поворотных лап в аварийное положение. Это происходит, когда якорь зацепляется за подводные предметы и усилие его поднятия превышает усилие, необходимое для среза штифта. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (л)5 В 63 В 21/36

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4848979/11

1 (22) 09.07.90 (46) 07,10,92. Бюл, N. 37 (75) А,В.Казначеев (56) 1. Авторское свидетельство СССР

N. 1119914. кл. В 63 В 21/36, 1982. (54) ЯКОРЬ (57) Испольаование; изобретение относится к оборудованию для постановки судов на якорь, а именно к якорям преимущественно для маломерных судов. Сущность изобретения: якорь содержит веретено 1, на нижнем конце которого закреплен груз 14 и шарнир„„533 „„1766768 А1 но установлены поворотные лапы 5. Новым является то, что на веретене 1 с возможностью перемещения по нему установлена подпружиненная втулка 9, соединенная через тяги 7 с поворотными лапами 5. В рабочем положении поворотных лап втулка 9 упирается в штифт13, который срезается нижним торцом втулки при установке поворотных лап в аварийное положение. Это происходит, когда якорь зацепляется за подводные предметы и усилие его поднятия превышает усилие, необходимое для среза штифта, 2 ил, 1

1766768

30

40

55

Изобретение относится к оборудованию для постановки судов на якорь, а именно к якорям преимущественно для маломерных судов.

Известен судовой якорь (авт. св, СССР

N 531774, кл. В 63 В 21/44). содержащий веретено, выполненное в виде полого цилиндра, внутри которого размещен с возможностью перемещаяия плунжер, тренд и шарнирйо свЯзаннйе с ним поворотные лапы, причем внутренняя полость цилиндра сообщена с наружным пространством. С целью автоматической установки лап в рабочее и походное положения и упрощения конструкции якоря, часть внутренней полости цилиндра заполнена воздухом и отделена плунжером от наружного пространства, а тренд жестко связан с плунжером.

В таком якоре для обеспечения герметичности соединения плунжер-цилиндр необходима высокая точность изготовления этих поверхностей, что приводит к удорожанию конструкции и практически неприемлемо для якорей, предназначенных для маломерных судов (катера, надувные резиновые лодки и т.п,), Кроме того, вышеописанная конструкция не обеспечивает возможности освобождения якоря от подводных предметов при так называемом

"мертвом" зацепе за них, что приводит к засорению водоемов металлом.

Известен также выбранный за прототип складной якорь (1), содержащий веретено и поворотные лапы, который с целью упрощения конструкции снабжен головкой, соединенной с помощью резьбы с нижним концом веретена, в головке выполнены пазы, в которых на осях смонтированы лапы с прямоугольными уступами у основания, а верхний конец веретена выполнен с кольцевым буртом-упором. имеющим коническую .внутреннюю поверхность.

При достаточной простоте конструкции такого якоря не обеспечивается его освобождение от подводных предметов таких, например, как трос, арматура и т,п., Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств якоря путем обеспечения возможности освобождения его от подводных предметов, Для достижения поставленной цели якорь, содержащий веретено, на нижнем конце которого закреплен груз, и поворотные лапы, шарнирно установленные на веретене, снабжен подпружиненной втулкой, тягами и срезным штифтом для фиксации втулки в рабочем положении, при этом втулка установлена на веретене с возможностью ее перемещения и соединена с поворотными лапами тягами, На фиг. 1 показан якорь в разрезе при установленных поворотных лапах в походное (левый полувид) и рабочее (правый полувид) положения; на фиг. 2 — якорь с лапами, раскрытыми в аварийное положение (срезной штифт разрушен).

Якорь содержит веретено 1, две тарельчатые шайбы 2, между которыми с помощью гаек 3 зажата ось 4, представляющая собой проволочное кольцо, На оси шарнирно установлены поворотные лапы 5, связанные через заклепки (болты) 6 с нижними концами тяг 7, верхние концы которых шарнирно соединены через ось-проволочное кольцо 8 с втулкой 9, состоящей из двух полувтулок.

Втулка 9 установлена на веретене 1 с возможностью перемещения по нему. В средней части веретена расположена пружина

10, верхний конец которой упирается в шайбу 11, застопоренную штифтом 12, а другой конец пружины взаимодействует с втулкой

9, нижний торец которой упирается в срезной штифт 13 при рабочем (раскрытом) положении лап 5. На нижней части веретена 1 закреплен груз 14, Фиксация поворотных лап 5 в сложенном (походном) состоянии осуществляется за счетусилия сжатой пружины 10 при переходе оси заклепки 6 положения, при котором оси 4, 6 и 8 находятся на одной прямой (при сведении лап 5 к веретену 1).

Для приведения якоря в рабочее состояние достаточно развести лапы 5 от веретена 1 до такого положения, когда ось заклепки 6 перейдет прямую проведенную через оси 4, 6, 8. Далее под воздействием сжатой пружины 10 лапы раскроются автоматически до упора втулки 9 в штифт 13 и окажутся в зафиксированном рабочем положении.

При "мертвом" зацепе якоря лапами 5 за подводные предметы, когда усилие его подъема за трос (не показан) превышает определенное значение (например, 30-40 кг), втулка 9 своим нижним торцом срезает штифт 13 и опускается по веретену 1, при этом лапы 5 раскрываются до аварийного положения, при котором подводные предметы соскальзывают с них.

По сравнению с прототипом предлагаемый якорь позволяет осуществлять его освобождение от подводных предметов при

"мертвом" зацепе за них, что обеспечивает улучшение эксплуатационных качеств якоря. Кроме того,он удобен в эксплуатации, поскольку требует минимальных трудозатрат на приведение его в рабочее и походное состояния. Простота элементов якоря обуславливает возможность изготовления якоря из отходов производства.

1766768 г Г1

// Г

Составитель А.Казначеев

Техред М.Моргентал Корректор Л.Лукач

Редактор Л.Волкова

Заказ 3513 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Формула изобретения

Якорь, содержащий веретено, на нижнем конце которого закреплен груз, и поворотные лапы, шарнирно установленные на веретене, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств, он снабжен подпружиненной втулкой, тягами и срезным штифтом для фиксации втулки в рабочем положении, при этом втулка установлена на веретене с возможностью ее пе5 ремещения и соединена с поворотными лопастями посредством указанных тяг.!

I !

1 ! !