Плавсредство для подъема затонувших объектов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: подъем затонувших объектов. Сущность изобретения: плавсредство содержит корпус, разделенный на отсеки и содержащий балластные цистерны, при этом в центральном отсеке расположена уравнительная цистерна, в средних отсеках - резервуары с сжиженным азотом, а в крайних - емкости для компенсации статического дифферента и группы дифферентных бескингстонных цистерн и саморегулирующие наклонные бескингстонные дифферентные цистерны. 1 з.п. флы, 9 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
PЕСПУБЛИК (и)5 В 63 С 7/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1ГИйд3НМ
ЛА ЕКТ!Я- ЦЩЦД
1 " :ЮТЕИА (21) 4797783/11 (22) 02.01.90 (46) 07.10.92. Бюл. ¹ 37 (72) В.В.Кузьменко, Ю.Н.Еловего, Л.М.Пудов, В.А.Смирнов и Р.И.Чумаров (56) Патент США № 3782317, кл. В 63 С 7/08, 1984. (54) ПЛАВСРЕДСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ О БЪ Е КТО В (57) Использование: подъем затонувших объектов. Сущность изобретения: плавсредИзобретение относится к судоподъемной технике, в частности к устройствам для подъема затонувших объектов.
Известно плавучее средство для подьема затонувших объектов, содержащее корпус, разделенный на отсеки, систему продувки этих отсеков, узлы захвата затонувшего объекта, установленные на корпусе и имеющие приводы, систему компенсации силы тяжести средства в воде, узлы для направляющих канатов, размещенные на корпусе (см„например, пат. США ¹ 3732838 или а.с. СССР № 329751).
Недостатком этого средства является наличие связей между средством и обеспечивающим судном, включающих направляющие канаты. продувочные шланги и т.д.
Кроме того, для обеспечения наведения средства на затонувший объект необходимо выполнение работ по установке якорей-массивов около затонувшего объекта и обеспечению выноса направляющих канатов на поверхность, Известно плавсредство для подъема затонувших объектов, содержащее корпус,,, Ы„„1766777 А1 ство содержит корпус, разделенный на отсеки и содержащий балластные цистерны, при этом в центральном отсеке расположена уравнительная цистерна, в средних отсеках — резервуары с сжиженным азотом, а в крайних — емкости для компенсации статического дифферента и группы дифферентных бескингстонных цистерн и саморегулирующие наклонные бескингстонные дифферентные цистерны. 1 з.п. флы, 9 ил. разделенный от отсеки с возможностью их продувки посредством автономной системы и снабженный дифферентной системой, включающей в себя емкости, расположенные в концевых отсеках корпуса и имеющие устройства регулирования количества воды в емкостях, выполненные в виде пустотелых труб, соединяющих емкости с внешней средой. Трубы снабжены клапанами и приспособлениями для их подъема или опускания с дистанционным управлением, Плавсредство снабжено также подруливающими винтами, приводимыми в движение электромоторами от батарей, размещенных на корпусе плавсредства, и рядом гидрофонов для приема сигналов от гидроакустических маяков, На корпусе плавсредсгва установлены узлы захвата затонувшего объекта, а его автономная система продувки выполнена в виде ряда цистерн, размещенных снаружи корпуса и заполненных жидким азотом, из которых жидкий азот через дистанционно управляемые клапаны подается в газификаторы (змеевики) и оттуда через трубопроводы в каждый отсек, Каждая 1766777 цистерна обеспечена соответствующей изоляцией для сведения до минимума испарения жидкого азота (см„например, пат. США
К 3782317, кл. В 63 С 7/08, 1974 г,).
Недостатком данного плавсредства является сложность его конструкции, связанная с необходимостью осуществления контроля и управления плавучестью средства, его креном и дифферентом на различных стадиях погружения и всплытия, появляющихся йз-за погрешностей изготовления, размещения узлов и механизмов, неопределенности положения центров тяжести и величины затонувшего объекта, Размещение цистерн с жидким азотом снаружи корпуса требует выполнения мероприятий по защите цистерн от повреждений, которые могут появиться при буксировке и погружении плавсредства, Это также ведет к усложнению конструкции, а в целом, все перечисленное снижает эффективность использования плавсредства, Целью изобретения является повышение эффективности работы и упрощение конструкции плавсредства, Цель достигается тем, что в известном плавсредстве, содержащем корпус, разде ленный на отсеки с возможностью их продувки посредством автономной системы, включающей в себя емкости, заполненные жидким азотом. Кроме того, корпус снабжен дифферентной системой, включающей в себя емкости, расположенные в оконечных отсеках корпуса, и выполнен с узлами захвата и со средствами активного управления для наведения на затонувший объект. При этом, корпус снабжен дополнительными емкостя ми для компенсации статического дифферента, а в сред.них отсеках-корпуса, рас пол ожен и ь1х симметрией(гб %бсйтел ьно центрального отсека, установлены два ре.зервуара с жидким азотом, каждый из которых выполнен с защитной оболочкой с образованием между корпусом резервуара и этой оболочкой полости, сообщенной с газовым пространством в полости резервуара, нижняя часть кбторого сообщена посредством трубопровода, клапанов, криогенных теплообмейников и насосов с упомянутой полостью между корпусом резервуара и его защитной оболочкой, а также через криогенный насос, теплообменйик, невозвратйыи клапан . и пневмоаккумулятор с полостью уравнительной цистерны, установленной в центральном отсеке корпуса; каждая емкость для компенсации статического дифферента выполнена сферической, а ее йолость pàçäåëåна на два отсека, при этом одни отсеки этих емкостей сообщены с внешней средой, а другие отсеки сообщены посредством трубопровода друг с другом и заполнены маслом.
На фиг. 1 изображена схема плавсред5 ства (продольный разрез); на фиг, 2 изображено сечение плавсредства по А — А; на фиг.
3 показана принципиальная схема системы автономной продувки отсеков и емкостей плавсредства; на фиг. 4 — 9 показана принци10 пиальная технология использования плавсредства при подъеме затонувшего объекта.
Плавсредства содержит корпус, разделенный на продуваемые отсеки. В носовом отсеке расположены емкость 1 системы
15 компенсации динамического дифферента, сферическая емкость 2 компенсации статического дифферента, выгородка для аккумуляторной батареи 3, В средних отсеках корпуса, расположенных симметрично от20 носительно центрального отсека, установлены резервуары 4 и 5 с жидким азотом, В кормовом отсеке соответственно расположены емкость 6 системы компенсации динамического дифферента, сферическая
25 емкость 7 компенсации статического дифферента и выгородка для аккумуляторной батареи 8. Полости сферических емкостей 2 и 7 разделены диафрагмой на два отсека, адни из которых сообщены с внешней сре30 дой, а другие сообщены друг с другом трубопроводом 9 с насосом и заполнены маслом. Ка корпусе симметрично поперечной оси расположены узлы 10 и 11 для стыковки и крепления храпцев 12 и 13. В
35 оконечностях плавсредства установлены подруливающие винты 14 и 15, приводимые во вращение гидромоторами, питание которых осуществляется от аккумуляторных батарей 3 и 8. Сверху плавсредства
40 установлены блоки 16 и 17 криогенных теплообменников.
Каждый резервуар жидкого азота выполнен с защитной оболочкой 18, которая вместе с корпусом резервуара образует по45 лость 19, сообщающуюся с газовой полостью резервуара. Нижние полости резервуаров через группы криогенных теплообменников 20 и 21, невозвратные клапаны 22 и 23 связаны с продуваемыми
50 отсеками и емкостями 1 и 6, через криогенный насос 24, группу криогенных теплообменников 25 с полостью 19 и через криогенный насос 26, группу криогенных теплообменников 27 невозвратный клапан
28, пневмоаккумулятор 29 с полостью уравнительной цистерны 30, установленной в центральном отсеке корпуса. Для сброса избыточного давления в газовой полости резервуара, последняя трубопроводом с
1766777
35
45
55 предохранительным клапаном 31 связана с емкостями 1 и 6.
Управление плавсредством может быть осуществлено двумя вариантами.
1. Из автономного модуля 32, оснащенного средствами связи, звуко- и телевидения, средствами обеспечения жизнедеятельности операторов и приборами управления и контроля за всеми элементами плавсредства.
2. По кабелю с судна обеспечения.
Плавсредство используется следующим образом.
Перед использованием в резервуары 4 и 5 закачивают жидкий азот, Одновременно пополняют другие виды запасов и монтаж храпцев 12 и 13. После этого плавсредства буксируется к месту выполнения судоподьемных работ. Далее плавсредство, удерживая на плавучестях, погружают до момента ухода под воду на глубину 5 — 10 м. На этой глубине производят удифферентовку плавсредства с помощью цистерн 2 и 7 компенсации статического дифферента перекачкой масла между цистернами. После удифферентовки начинают прием воды в уравнительную цистерну 30, с помощью которой регулируется скорость погружения. Для уменьшения веса плавсредства в воде при погружении на глубину осуществляют постоянную подачу газифицированного азота в дифферентные цистерны 1 и 6. С возрастанием глубины увеличивается давление на защитную оболочку 18 резервуаров 4 и 5.
Поэтому, по мере погружения в полость 19 и в сами резервуары подается сжатый воздух из аварийной воздушной системы. В дальнейшем, компенсация разности давлений внутри резервуара и полости 19 производится гаэифицированным азотом. При подходе к затонувшему объекту скорость погружения замедляется до полной остановки. С помощью подруливающих винтов 14 и 15 по гидроакустическим сигналам производится точная наводка и посадка плавсредства на затонувший объект. После проверки точности посадки плавсредство закрепляется на объекте с помощью храпцев 12 и 13. Затем продувают в последовательности, заданной проектом подъема, все отсеки плавсредства и полностью цистерны 1 и 6. В результате этого система "плавсредство — затонувший объект" получает положительную плавучесть и всплывает на поверхность. При этом, регулирование дифферента осуществляется системой компенсации динамического дифферента.
После всплытия системы "плавсредство — затонувший объект" на поверхность для поддува продуваемых отсеков пополняется запас сжатого воздуха аварийной воздушной системы. Затем заводится буксирный канат и система буксируется к месту окончательного подъема объекта на поверхность, Использование предложенного плавсредства по сравнению с плавсредством по пат. США М 3782317, принятому в качестве базового объекта, позволяет упростить и удешевить конструкцию плавсредства в целом за счет упрощения системы создания подъемной силы, более эффективного использования систем компенсации статического и динамического дифферентов. Этот эффект усиливается еще за счет использования резервуаров в качестве дополнительных плавучестей после замещения в них жидкого азота на газообразный, что становится возможным благодаря предложенной конструкции автономной системы продувки. Кроме того, за счет более компактного исполнения конструкции плавсредства снижаются силы сопротивления при его наведении и посадке на затонувший объект, что требует меньшей мощности привода подруливающих винтов.
Формула изобретения
1. Плавсредство для подъема затонувших объектов, содержащее корпус, разделенный на отсеки с возможностью их продувки посредством автономной системы и снабженный дифферентной системой, включающей в себя емкости, расположенные в оконечных отсеках корпуса, при этом упомянутый корпус выполнен с узлом захвата и со средствами активного управления для наведения на затонувший объект, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности работы и упрощения конструкции, корпус снабжен дополнительными емкостями для компенсации статического дифферента, при этом в средних отсеках корпуса, расположенных симметрично относительно центрального отсека, соответственно установлены два резервуара с жидким азотом, каждый из которых выполнен с защитной оболочкой с образованием между корпусом резервуара и этой оболочкой полости, сообщенной с газовым пространством в полости резервуара, нижняя часть которого сообщена посредством трубопровода, клапанов, криогенных теплообменников и насосов с упомянутой полостью между корпусом резервуара и его защитной оболочкой, а также через криогенный насос, теплообменник, невозвратный клапан и пневмоаккумулятор с полостью уравнительной цистерны, установленной в центральном отсеке корпуса.
1766777 (6
2. Плавсредства по и, 1,отличающеес я тем, что каждая емкость для"компенсации статического дифферента вйполнена сферической, а ее полость разделена диафрагмой на
А два отсека, при этом одни отсеки этих емкостей сообщены с внешней средой. а другие отсеки сообщены посредством трубопровода друг с другом и заполнены маслом.
1766777
1766777
1766777,К
Составитель С,Горячев
Техред M,Ìoðãåíòàë Корректор Л.Лукач
Редактор Л.Волкова
Заказ 3513 Тираж Подписное
ВНИИПИ Гос а т сударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5 роизводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
I
1
1
1 (1, М