Магнитопровод электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области электромашиностроения . Цель изобретения - повышение надежности. Магнитопровод электрической машины содержит ярмо и зубцовую зону, которые могут соединяться различными способами: при помощи гладкой посадки, при помощи винтового соединения витков ярма с витками зубцовой зоны. Крепление магнитопровода в пакет выполняется посредством скоб, расположенных в рабочих пазах. При этом под скобы выполняются выемки, а концы скоб отгибаются в противоположную сторону от паза. Это предотвращает распушение ярма и зубцов. 2 з.п, ф-лы, 6 ил.

„„Я2„, 1767617 A1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК . (я)5 Н 02 К 1/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К13Я " и Тгт! Tt! ....;:.;-:..., ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3950143/07 (22) 03.09.85 (46) 07.10.92, Бюл. N. 37 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (72) Н.А.Морщаков (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1704594 по заявке N. 3884003/24-07, кл. Н 02 К 1/06, 1985.

Патент США М 2845555, кл. 310-216, 1958, (54) МАГНИТОПРОВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЬ1

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам, магнитопроводы которых выполнены по малоотходной технологии путем навивки на ребро из непрерывных лент.

Целью изобретения является повышение надежности путем предотвращения распушения ярма и зубцов.

На фиг. 1 представлен магнитопровод электрической машины, продольный разрез (ротор не показан из-за конструктивного подобия и нежелания затемнять чертеж), на фиг. 2 — конструкция крепления разъемного магнитопровода статора; на фиг. 3 — конструкция неразъемного магнитопровода статора; на фиг. 4 и 5 — участки витков статора и якоря с выемками под скобу со стороны дна паза; на фиг. 6 — изолированная скоба, Магнитопровод электрической машины состоит из ярма 1, зубцовой зоны 2 с пазами (для разъемных магнитопроводов, у которых зубцовая зона и ярмо выполнены раздельно), крайних листов 3 и крепящих скоб 4, (57) Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобретения— повышение надежности. Магнитопровод электрической машины содержит ярмо и зубцовую зону, которые могут соединяться различными способами: при помощи гладкой посадки, при помощи винтового соединения витков ярма с витками зубцовой зоны. Крепление магнитопровода в пакет выполняется посредством скоб, расположенных в рабочих пазах. При этом под скобы выполняются выемки, а концы скоб отгибаются в противоположную сторону от паза. Это предотвращает распушение ярма и зубцов, 2 з.п, ф-лы, 6 ил. нЯ рмо 1 и зубцовая зона 2 между собой могут соединяться различным способом: с помощью гладкой посадки 5 (горячей, ipeccoвой), .с помощью ступенчатого (винтового) соединения (фиг. 2), где имеются стыки 6 витков 7 ярма с витками 8 зубцовой зоны); либо ярмо и зубцовая зона могут быть выполнены из единой заготовки 9 (фиг. 3), Ка- 0 кова бы не была конструкция сочленения ярма с зубцовой зоной магнитопровода, 0, крепящие пакет элемента надежно должны закреплять его в осевом направлении, Для разъемйых магнитопроводов иногда целесообразна постановка крайних утолщенных листов (но фиг. 1 условно показан один утолщенный лист слева, а справа он отсутству- — а ет).

Высота утолщенного листа 3 должна быть таковой, чтобы он перекрывал стыки 6 (фиг. 6) витков 7 и 8. Когда отсутствует крайний лист(как показано справа на фиг, 1), то высота отогнутой части 10 скобы 4 должна перекрывать стыки ярма 1 и зубцовой зоны

1767617

2, скрепляя обе части в осевом направлении. Для неразъемного магнитопровода (фиг. 3) постановка крайних листов 3 не обязательна.

Если рассматриваемый магнитопровод 5 статора скреплять в пакет с помощью скоб либо с помощью сварки, как показано поз, 11 на фиг. 2 и 3, то из-за различного коэффициента заполйения пакета сталью, обусловленного трапециедальностью сечения 10 витков при изгибе ленты на ребро, крепление пакета будет нейэдежным, Более надежным креплением "для разъемных магнитопроводов (да и вообще магнитопроводов с трапециедальным сечением витков) 15 следует считать то, при котором крепящий элемент стягивает пакет по его длине в той его части, где больший коэффициент заполнения пакета сталью, К такой части лучше всего подходит дно паза, которое, с одной 20 стороны, всегда находится на участке с большим. коэффициентом заполнения пакета сталью, а, с другой стороны, позволяет при штамповке пйзов сразу же получить в ярме со стороны дна пазов выемки 12 и 13. 25

;:;Выемки под скобы*могут быть различной формы плоскими 12 либо круглой или овальной 13 — прйменительно к якорю (ротору) (фиг. 4 и 5). Если требуется, чтобы скоба 4 не занимала паз, то выемки 12 и 13 30 углубятся в ярмо (зубцовый обод) на толщину скобы tc. Скобы в пазах помимо функций осевого крепления пакета, выполняют функцию уменьшения расшихтовки зубцов в пазах. 35

Скоба 4 при расположении в пазу может закорачивать часть витков зубцовой зоны, что приведет к добавочным потерям в стали, Для устранения этого явления для статоров между скобой 4 и витками зубцовой зоны 2 40 устанавливают изоляционную прокладку

14; исключающую замыкание витков зубцовой зоны. Скоба 4 может предварительно покрываться изоляцией 15 (фиг, 6) перед установкой ее на место, Концы скоб отгиба- 45 ются в сторону ярма и прилегают к его торцам. Для короткозамкнутого ротора постановку изоляционной прокладки 14 производить не обязательно из-за малой частоты перемагничивания в роторе в рабо- 50 чем режиме. В ряде случаев, с целью упрощения технологии, каждый паз магнитопровода может иметь выемку под скобу, количество скоб выбирается из условия необходимой жесткости пакета..

Данное техническое решение может быть использовано в магнитоп роводах электрических машин постоянного и переменного тока.

Изготовление магнитопровода может производиться в следующей последовательности: резка полосы на ленты мерной ширины для ярма и зубцовой зоны (в сАучае неразьемного магнитопровода режется полоса для магнитопровода); штамповка пазов в ленте с одновременной штамповкой мест под скобы; навивка элементов магнитопровода на ребро; сочленение элементов магнитопровода в пакет; предварительное сжатие пакета магнитопровода;, . установка изоляционной прокладки для статора (при неизолированной скобе) установка скоб; окончательное сжатие пакета и отгибающих скоб.

Изобретение позволяет повысить надежность электрической машиНы за счет уменьшения распушения ярма и зубцов.

Формула изобретения

1. Магнитопровод электрической машины, содержащий скрепленные между собой витки из непрерывкой ленты, изогнутой на ребро, с выштампованными в ней пазами, образующими ярмо и зубцовую зону, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем предотвращения распушения ярма и зубцов,в ярме со стороны дна пазов выполнены выемки, в которых расположены введенные скобы, концевые части которых прилегают к торцам ярма.

2. Магнитопровод по п, 1, о т л и ч а юшийся тем, что скобы изолированы от магнитопровода.

3. Магнитопровод по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что для магнитопровода с составным в радиальном направлении яр- .. мом между концевыми частями скоб и крайними виткамй ярма установлено кольцо, перекрывающее радиальный стык между частями ярма.

1767617

1767617

Составитель B,Ïåòðè

Техред М.Моргентал Корректор С.Пекарь

Редактор Т.Федотов

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3555 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5