Электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(l9) ((() СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 1/18
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Я
1Р
/ 4
iQ
00 (21) 4753835/07 (22) 11.09.89 (46) 07.10.92. Бюл. М 37 (71) Научно-производственный комплекс
"Система" Ленинградского научно-производственного объединения "Электронмаш" (72) В.Г.Исаков (56) Авторское свидетельство СССР
М 1363389, кл, Н 02 К 29/00, 1986.
Патент ФРГ М 3024674, кл, Н 02 К1/06, 1982. (54) ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Использование изобретения: в электромеханических системах, системах автоматики и бытовых электроприборах. Сущность изобретения: электродвигатель состоит из статора 1 с кольцевыми магнитами 2, 3, 4 и магнитопроводами 5, 6, 7 и 8 с зубцами и кольцевыми магнитопроводами 9, 10 беэ зубцов. Магнитопроводы 5 и 6, 7 и 8 сдвинуты между собой в парах на 1/2 зубцового деления и на 1/4 зубцового деления между парами магнитопроводов 5, 6 и 7, 8. В пазах
23, 24 корпуса 15 установлены центральные выступы 25 ориентирующих вкладышей.
Выводы 13 и 14 катушек пропущены в отверстия 28 вкладышей. 2 ил.
1767618
Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкции шаговых, синхронных или вентильных гибридных электродвигателей, используемых в электромеханических системах, системах автоматики и бытовых электроприборах.
Известны электродвигатели, имеющие зубчатый ротор и статор с кольцевыми постоянными магнитами, кольцевыми магнитопроводами часть из которых выполнена с внутренними зубцами, кольцевыми катушками.-Ф
Особенностью таких электродвигателей является создание необходимого углового сдвига между магнитопроводами с зубцами.
Наиболее близким к предполагаемому изобретению является электродвигатель содержащий ротор, статор с четырьмя магнитопроводами, снабженных зубцовыми 2 полюсами с расположенными внутри магнитопроводов обмотками и корпуса в котором собирав гся статор, В рассматриваемом электродвигателе ориентирование магнитопроводов обеспе- 2 чивается ориентирующими выступами на каждом магнитопроводе и ориентирующими пазами в корпусе, в которые заходят выступы магнитопроводов при сборке.
Недостатками такого конструктивного 3 решения являются: снижение прочности корпуса из-за больш0го количества и протяженности пазов в нем, что приводит к увеличению толщины стенки корпуса, а следовательно к 3 увеличению габаритов и массы; нерациональное использование материала магнитопроводов, т.к. наличие выступов на них требует использования заготовки большего на двойную высоту вы- 4 ступов размера; неразборность электродвигателя, т.к, крепление его элементов осуществляется расчекан кой, Целью изобретения является сйижение 4 материалоемкости и повышение ремонтопригодности электродвигателя.
Поставленная цель достигается тем, что в электродвигатель содержащий корпус, статор с кольцевыми магнитопроводами, 5 часть из которых имеет внутренние зубцы, цилиндрический ротор, введены ориентирующие вкладыши с боковыми выступами, на наружных цилиндрических поверхностях магнитопроводов с внутренними зубцами 5 выполнены ориентирующие пазы, сдвину-. тые на 1/2 и 1/4 зубцового деления, а в корпусе выполнены симметрично расположенные пазы, в которые установлены центральные части ориентирующих вкладышей боковые выступы каждого вкладыша имеют различные размеры и входят в соответствующие пазы магнитопроводов, На фиг. 1 представлен электродвига5 тель в сборе; на фиг, 2 — ротор.
Электродвигатель (фиг, 1) состоит из статора 1 с кольцевыми магнитами 2, 3 и 4, кольцевыми магнитопроводами 5, 6, 7 и 8 с зубцами на внутренних кольцевых поверх10 ностях, кольцевыми магнитопроводами 9 и
" 10 без зубцов на внутренних поверхностях, кольцевыми катушками 11 и 12 с выводами
13 и 14, корпуса 15, ориентирующих вкладышей 16 и 17; цилиндрического ротора 18
15 (фиг. 2) с зубцами на наружной поверхности.
Ориентирование магнитной системы статора и последовательность его сборки осуществляется следующим образом.
Кольцевые магнитопроводы 5 и 6, 7 и 8
0 сдвинуты между собой в парах на I/2 эубцового деления и на 1/4 зубцового деления между парами магнитопроводов 5, 6 и 7, 8.
Указанный угловой сдвиг обеспечйвается и ри изго овлении ориентирующих пазов 19, 5 20, 21 и 22 на наружных цилиндрических поверхностях каждого из четырех магнитопроводов относительно базового зубца на внутренней цилиндрической поверхности.
Различная глубина I u lj или ширина b и b>, 0 этих пазов для каждого магнитопровода определяет последовательность их установки в статоре.
Первоначально в корпус 15 устанавливается центральный кольцевой магнит 3, за5 тем кольцевые магнитопроводы 6 и 7, которые должны быть сдвинуты между собой на 1/4 зубцового деления. В симметрично расположенные пазы 23 и 24 корпуса 15, устанавливаются центральные выступы 25
0 (в частности прямоугольные) ориентирующих вкладышей, боковые (в частности овальные) части 26 и 27 которых заходят в пазы магнитопроводов и обеспечивают угловой сдвиг на 1/4 зубцового деления, 5 Далее устанавливают кольцевые катушки 11 и 12, пропустив в отверстия 28 ориентирующих вкладышей выводы 13 и 14 катушек. В пазы 19 и 22 магнитопроводов 5 и 8 вводят боковые выступы 29 и 30 ориен0 тирующих вкладышей, При этом вкладыш 16 обеспечивает угловой сдвиг магнитопровода 5 на 1/2 зубцового деления относительно магнитопровода 6, а вкладыш 17 обеспечивает такой же сдвиг магнитопровода 8 отно5 сительно магнитопровода 7.
Боковые выступы ориентирующих вкладышей имеют различную длину и 1>, соответствующую глубине ориентирующих пазов на магнитопроводах или различную ширину Ь и Ь, и тем самым обеспечивается
1767618
Составитель В.Исаков
Техред М.Моргентал Корректор С.Пекарь
Редактор Т,Федотов
Заказ 3555 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 последовательность установки магнитопроводов 5, 6, 7и 8 в соответствии с требуемыми углами сдвига между ними, Собранный электродвигатель работает следующим образом.
Кольцевые постоянные магниты 2, 3 и 4 статора 1 создают постоянные магнитные потоки в магнитопроводах 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Обмотки кольцевых катушек 11 и 12 создают переменный магнитный поток за счет подачи питания таким образом, чтобы очередность подключения обмоток и токи в них были положительного и отрицательного направления. Если направление потока от кольцевых постоянных магнитов и потока от токов в обмотках катушек совпадают, то возникший максимальный суммарный поток стремится совместить зубцы ротора 1 с зубцами статора 2 и ротор поворачивается на 90 эл.градусов.
При изменении направления тока в обмотках ротор поворачивается на 1/2 зубцового деления, т.е, еще на 90 эл.градусов в ту же сторону и становится в положение максимальной магнитной проводимости, При очередном изменении направления тока процесс будет повторяться.
Введение ориентирующих вкладышей и пазов на магнитопроводах существенно
5 снижает материалоемкость и повышает ремонтоп ригодность электродвигателя.
Формула изобретения
Электродвигатель, содержащий корпус, статор с кольцевыми магнитопроводами, 10 часть из которых имеет внутренние зубцы, цилиндрический ротор, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью снижения материалоемкости и повышения ремонтопригодности, он снабжен ориентирующими вкладышами
15 с боковыми выступами, на наружных цилиндрических поверхностях магнитопроводов с внутренними зубцами выполнены ориентирующие пазы, сдвинутые на 1/2 и 1/4 зубцового деления, а в корпусе выполнены
20 симметрично расположенные пазы, в которых установлены центральные части ориентируемых вкладышей, боковые выступы каждого вкладыша имеют различные размеры и входят в соответствующие пазы магни25 топроводов.