Короткозамкнутый ротор асинхронного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в электромашиностроении . Сущность изобретения: ротор состоит из сердечника 1, стержня 2 обмотки и короткозамкнутого кольца 3. Части стержней по длине, расположенных между сердечником и короткозамкнутым кольцом выполнены в виде пружинящих элементов, представляющих собой выпуклые в тангенциальном направлении участки в форме усеченного конуса, при этом меньшие их диаметры расположены ближе к оси ротора. Такое выполнение этих участков стержней обеспечит отгибание их в радиальном направлении при изменении диаметра короткозамкнутых колец в результате нагрева, что обеспечит повышение надежности ротора. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (l9) (11) (5!)5 Н 02 К 17/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

Кййу)ц

И>Цд - (4 0 бд (АЭ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4874603/07 (22) 15.10.90 (46) 07.10.92. Бюл, гЬ 37 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электроэнергетики (72) В.И.Долина, Э.М.Аббасова и В.Н,Заволокин (56) И.П.Копылов и др. Проектирование электрических машин, М,,Энергия, 1989 r.

Авторское свидетельство СССР

М 955371, кл. Н 02 К 17/16, 1980 г.

Е.Л.Маршак. Ремонт и модернизация асинхронных двигателей, М. Энергия, 1970 г, с.211, 212, рис.4-53. (54) КОРОТКОЗАМКНУТЫЙ РОТОР АСИНХРОННОГОО ДВИГАТЕЛЯ (57) Использование: в электромашиностроении. Сущность изобретения: ротор состоит из сердечника 1, стержня 2 обмотки и короткозамкнутого кольца 3. Части стержней по длине, расположенных между сердечником и короткозамкнутым кольцом выполнены в виде пружинящих элементов, представляющих собой выпуклые в тангенциальном направлении участки в форме усеченного конуса, при этом меньшие их диаметры расположены ближе к оси ротора. Такое выполнение этих участков стержней обеспечит отгибание их в радиальном направлении при изменении диаметра короткозамкнутых колец в результате нагрева, что обеспечит повышение надежности ротора. 1 ил.

1767633

Изобретение относится к области электрических машин, в частности к конструкции короткозамкнутых роторов асинхронных двигателей с глубоким пазом, Известные конструкции короткозамкнутых роторов характеризуются жесткими стержнями, расположенными в пазах пакетов стальных листов ротора и относительно короткими участками стержней, расположенными между пакетом стали ротора и массивными короткозамыкающими кольцами. У таких роторов йри термомеханических воздействиях имеют место повреждения паек между стержнями и кольцами.

Известна конструкция короткозамкнутого ротора с компенсацией линейных расширений рядом расположенных составных прямоугольных стержней в осевом и радиальном направлениях. К участкам прямоугольного жесткого стержйя, выступающим из паза ротора, с двух сторон припаяны короткие пучки тонких проводников которые, в свою очередь, припаиваются к короткозамыкающим кольцам.

При такой конструкции короткозамкнутой обмотки удлйнение стержней и увеличение диаметров короткозамыкающих колец не оказывает разрушающего воздействия на узел соединения стержень-кольцо. Конструкция сложна в изготовлении, ненадежна, имевт дополнительные паяные соединения, He нашла распространения на практике;

В качестве прототипа выбран короткозамкнутый ротор асинхронного двигателя с глубоким пазом, стержнями прямоугольного сечения, впаянными в короткозамыкающие кольца, с участками стержней между пакетом стали ротора и короткозамыкающими кольцами, выполненными в виде пружин, образуемых цилиндрическими поверхно-стями и способных компенсировать изменения линейных размеров стержней, Недостатком приведенной конструкции является невозможность компенсации отгибания стержней ротора в радиальном направлении при изменениях диаметров короткозамыкающих колец, возникающих в результате их нагрева, Целью изобретения является повышение надежности конструкции короткозамкнутого ротора путем обеспечения компенсации отгибания стержней ротора в радиальном направлении при изменениях диаметров короткозамыкающих колец.

Указанная цель достигается тем, что в короткозамкнутом роторе асинхронного двигателя, содержащем пакет стальных листов с пазами, в которых расположены токопроводящие стержни, замкнутые между

1. :.!Л . собой короткозамыкающими кольцами, токопроводящие стержни выполнены в-виде жестких металлических проводников прямоугольного сечения, части участков кото5 рых, расположенные между пакетом листов стали и короткозамыкающими кольцами, изготовлены в виде пружинящих элементов, представляющих выпуклые в тангенциальном направлении участки стержней в форме

10 усеченных конусов, при этом меньшие их диаметры расположены блиЖе к оси ротора.

Такие стержни обладают способностью компенсировать линейные расширения и изгибаться в радиальном направлении, что

15 обусловлено различными жесткостями поверхности пружины, выполненной в виде части конической поверхности, На чертеже представлен элемент конструкции короткозамкнутого ротора.

20 Короткозамкнутый ротор состоит из сердечника 1, стержня 2, короткозамыкающего кольца 3.

Предлагаемый ротор работает следующим образом. В процессе пуска двигателя

25 происходит нагрев стержней, уложенных в пакет стальных листов ротора, и короткозамыкающих колец, что вызывает jeåëèNåíèå их размеров, Стержни, впаянные в короткозамыкающие кольца, отгибаются в сторону

30 лобовых частей обмотки. При этом происходит деформация стержней в тех их:местах, которые представляют собой пружины с коническими поверхностями, Меньшую жесткость имеют части конической поверхности

35 большего диаметра, обращенной к воздушному зазору, большую жесткость — меньшего диаметра той же поверхности. Наличие пружинных частей стержней при изменениях диаметров короткозамыкающих колец

40 исключает механические напряжения в узлах, где стержни впаяны в короткозамыкающие кольца и повреждений мест паек не происходит.

Формула изобретения

45 Короткозамкнутый ротор асинхронного двигателя, содержащий сердечник с пазами, в которых, распОложены стержни обмотки, замкнутые с двух сторон короткозамыкающими кольцами, при этом участки

50 стержней, расположенных между сердечником и короткозамкнутым кольцом, выполнены в виде пружинящих элементов, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем исключения термических

55 напряжений в месте приварки стержня к кольцу, пружинящий элемент представляет собой выпуклый в тангенциальном направлении участок стержня в форме усеченного конуса, при этом меньший диаметр его расположен ближе к оси ротора.