Двухъякорный электропривод постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 P 5/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1 ,4 о
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4847006/07 (22) 04.07,90 (46) 07.10.92. Бюл, N 37 (71) Ленинградский институт точной механики и оптики (72) И.B,Mèðoøíèê, В,О,Никифоров и В.Н.Дроздов (56) Исследование и разработка микропроцессорной системы управления ГЭУ парома проекта 16390. Второй этап (промежуточный). Отчет по научно-исследовательской работе, N гос. регистрации 01870094772ЛИТМО, 1988, с. 9, рис. 1.1
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в двухъякорных электроприводах постоянного тока для организации режимов выравнивания токов якорных цепей электродвигателя.
Известен электропривод двойного рода тока, содержащий двухъякорный двигатель постоянного тока, ках<дый якорь которого питается от синхронного генератора через неуправляемый выпрямитель, à управление двигателем (в том числе поддержание равенства токов якорных обмоток) осуществляется регуляторами, воздействующими на управляемые выпрямители обмоток возбуждения синхронных генераторов; для каждого генератора используется собственный регулятор с набором датчиков тока якоря, тока возбуждения генератора, напряжения якоря (Гребные электрические установки. справочник—
Айзенштадт Е.Б., Гилерович Ю.M., Горбунов
Б. и др, — Л,: Судостроение, 1985- с, 68, рис.
2.4.2). Недостатком такого электропривода является низкое быстродействие из-за большой инерционности обмоток возбужде, Ц,, 1767678А 1 (54) ДВУХЪЯКОРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Использование: в электроприводах для организации режимов выравнивания токов якорных цепей электродвигателей. Сущность: устранение разбаланса якорных токов обеспечивается за счет введения перекрестных самонастраивающихся связей по величине разбаланса якорных токов.
При атом сигнал управления вырабатывается общим для обоих каналов регулятора.
1 ил, ния генераторов, а также малая точность поддержания равенства якорных токов изза разброса параметров якорных цепей.
Наиболее близок к предлагаемому двухъякорный злектропривод, содержащий двухъякорный двигатель постояннсго тока. датчик частоты вращения, регулятор первого канала, регулятор второго канала, датчики тока якоря и усилители мощности первого и второго каналов (Исследование и разработка микропроцессорной слстемы управления ГЭУ парома проекта 16390, Второй этап (промежуточный). — Отчет по научно-исследовательской работе. ¹ гос. регистрации 01870094772-ЛИТМО. 1988. с.
9, рис. 1,1). Регулятор первого кана1а через первый усилитель мощности подключен к первому якорю электродвигателя, а регулятор второго канала через второй усилитель мощности — к второму якорю электродвигателя. В цепь первого якоря включен первый датчик тока, соединенный с первым входом регулятора первого канала, а в цепь второго якоря — второй датчик тока, соединенный с первым входом регулятора второго канала.
1767678
55 мента 8 сравнения и входом регулятора 16. у
Выход второго ДТЯ 4, включенного во вто- м
Вторые входы обоих регуляторов соединены с датчиком частоты вращения, В процессе работы электропривода сопротивления обмоток якоря претерпевают неконтролируемые изменения, обусловленные, в частности, нагревом электродвигателя. Такие изменения параметров электропривода приводят к разбалансу якорных токов, ухудшению качества регулирования по отдельным каналам и разбалансу моментов, что 10 вызывает появленйЬ1еременйогб воЪреме-; ни скручивающего момента, вызывающего сокращение срока службы электропривода.
Целью изобретения является повышение качества регулирования за счет устра- 15 нения разбаланса якорных токов.
Применение предлагаемого устройства позволяет повысить качество регулирования, увеличить надежность и срок службы электропривода. 20 . Поставленная цель достигается тем, что в электропривод, содержащий двухъякорный электродвигатель постоянного тока, в якорные цепи которого включены первый и второй датчики тока якоря (ДТЯ), два усили- 25 теля мощности (УМ), выход первого УМ подключен к первому якорю электродвигателя, а выход второго YM — к второму якорю электродвигателя, датчик частоты вращения (ДЧВ) и регулятор, первый вход которого 30 соединен с выходом первого ДТЯ, а второй вход — с ДЧВ, дополнительно введены два элемента сравнения (ЭС). сумматор, два элемента умножения (ЭУ), два масштабных усилителя (МУ) и интегратор, второй ДТЯ подключен к инвертирующему входу перво го ЭС и к первым входам обоих ЭУ, второй
ДТЯ подключен к второму входу первого
ЭС, выход которого через второй вход первого ЭУ, первый МУ и интегратор подключен к второму входу второго ЭУ, второй ЭУ .через второй МУ подключен к первому входу сумматора и инвертирующему входу второго ЭС, первые входы которых соединены с выходом регулятора, выход сумматора соединен с входом второго УМ, а выход второго ЭС вЂ” с входом первого УМ, На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого электропривода, Электропривод содержит первую и вто- 50 рую якорные обмотки 1 и 2, два датчика 3 и
4 тока датчика, датчик 5 частоты вращения, два усилителя 6 и 7 мощности, два элемента
8 и 9 сравнения, два элемента 10 и 11 умноженил, два масштабных усилителя 12 и 13 сумматор 14, интегратор 15 и регулятор 16
Первый ДТЯ 3, включенный в первую якорную цепь 1, соединен с входом первого элерую якорную цепь 2, соединен с инвертирующим входом блока 8; первым входом первого ЭУ 10 и первым входом второго ЭУ 11, второй вход которого соединен с выходом блока 8, Выход блока 11 через первый МУ
12, интегратор 15 и второй вход блока 10 подключен к входу второго МУ 13, Выход МУ
13 подключен к инвертирующему входу второго ЭС 9 и первому входу сумматора 14.
Выход блока 9 через первый УМ 6 подключен к первой якорной цепи 1, а выход блока
14 через второй YM 7 — к второй якорной цепи 2. Выход ДЧВ 5 соединен с вторым входом регулятора 16, выход которого подключен к вторым входам блоков 14 и 9, Коэффициент усиления блока 12 определяет скорость компенсации разбаланса якорных токов и подбирается при настройке, а коэффициент усиления блока 13 равен 0,5.
Регулятор 16 является традиционным пропорциональным или интегропропорциональным. регулятором, синтезируемым на основе известных принципов теории автоматического управления из условия достижения главной цели управления (например, стабилизации частоты вращения, стабилизации заданного уровня мощности и т.д,).
Формула изобретения
Двухьякорный электропривод постоянного тока, содержащий двухьякорный электродвигатель постоянного тока, в якорные цепи которого включены первый и второй датчики тока якоря. два усилителя мощности, выход первого усилителя мощности подключен к первому якорю электродвигателя, а выход второго усилителя мощности— к второму якорю электродвигателя, датчик частоты вращения и регулятор, первый вход которого соединен с выходом первого датчика тока якоря, а второй вход — с датчиком частоты вращения, отличающийся тем, что, с целью повышения качества регулирования за счет устранения разбаланса якорных токов, в него дополнительно введены два элемента сравнения, сумматор. два элемента умножения, два масштабных усилителя и интегратор, второй датчик тока якоря подключен к инвертирующему входу первого элемента сравнения и к первым входам обоих элементов умножения, первый датчик тока якоря подключен к второму входу первого элемента сравнения, выход которого через второй вход первого элемента умножения, первый масштабный усилитель и интегратор подключен к второму входу второго элемента умножения, второй элемент умножения через второй масштабный силитель подключен к первому входу суматора и инвертирующему входу второго
1767678 элемента сравнения, первые входы которых лителя мощности, а выход второго элемента соединены с выходом регулятора, выход сравнения — с входом первого усилителя сумматора соединен с входом второго уси- мощности.
45
Составитель В.Никифоров
Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор И,Шмакова
Редактор Б,Федотов
Заказ 3558 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ ГССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101