Электропривод электровоза постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: электровозы с питанием от контактной сети постоянного тока. Сущность изобретения: потенциальные выводы мотор-вентиляторов связаны с общим выводом пускового регулируемого резистора и тяговых электродвигателей. В результате при отключении тяговых электродвигателей автоматически отключаются и мотор-вентиляторы, что обеспечивает экономию электроэнергии. При включении и пуске тяговых электродвигателей вместе с ними запускаются и мотор-вентиляторы . 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5 В 60 1 9/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4901586/11 (22) 11.01.91 (46) 15.10.92. Бюл. М 38 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и Рижский технический университет (72) В,M.Àíòþõèí, B.ß.Óçàðñ, В.П.Феоктистов, Ю.Ю,Чуверин и А.И.Чумоватов (56) Патент США
Ив 4036432, кл, 236-35, 1977.
Электровоз ВЛ10. Под общей редакцией О.А.Кикнадзе. M., "Транспорт", 1973, с.171, рис.152. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в электровозах постоянного тока с реостатным регулированием тяговых двигателей.
Известен электропривод электровоза, содержащий тяговые электродвигатели постоянного тока, подключенные к токоприемнику и заземляющему устройству электровоза посредством реостата, и мотор-вентиляторы указанных тяговых электродвигателей, электродвигатели которых также включены между токоприемником и заземляющим устройством.
Недостаток этого электровоза связан с работой мотор-вентиляторов непосредственно от напряжения контактной сети, что затрудняет пуск их электродвигателей, регулирование их скорости, выключение и последующее включение при отключенных тяговых двигателях, когда вентиляция последних не нужна, (57) Использование: электровозы с питанием от контактной сети постоянного тока.
Сущность изобретения: потенциальные выводы мотор-вентиляторов связаны с общим выводом пускового регулируемого резистора и тяговых электродвигателей. В результате при отключении тяговых электродвигателей автоматически отключаются и мотор-вентиляторы, что обеспечивает экономию электроэнергии. При включении и пуске тяговых электродвигателей вместе с ними запускаются и мотор-вентиляторы. 2 ил.
В качестве прототипа можно принять электропривод электровоза постоянного тока, содержащий пусковой регулируемый резистор, тяговые электродвигатели, включенные последовательно в цепь между токоприемником и узлом заземления, разделительный диод, контактор с замыкающим контактом и предназначенные для охлаждения тяговых электродвигателей мотор-вентиляторы, соединенные первыми выводами с узлом заземления, Недостаток прототипа связан со сложностью электропривода, поскольку для мотор-вентиляторов нужен полный комплект пускорегулирующей аппаратуры, и с излишним расходом энергии на вентиляцию.
Цель изобретения — упрощение и снижение энергопотребления, Эта цель достигается за счет того, что вторые выводы мотор-вентиляторов связаны через разделительный диод и замыкающий контакт контактора с выводами пускового регулируемого резистора, распо1768415 ложенными со стороны соответственно тяговых электродвигателей и токоприемника.
Существенный отличительный признак — подключение мотор-вентиляторов к общей точке тяговых двигателей и пускового резистора через разделительный диод и замыкающий контакт контактора.
Этот признак обеспечивает достижение цели изобретения. Прй патентных исследованиях и анализе признаков заявляемого электровоза с„известййми техническими реш64йяйи сходных и экв валентных признако в -не обна ружено. Следовательно, прЬдлджение соответствует критерию "существенные отличия" и обладает новизной (см. патентную справку).
На фиг.1 изображена принципиальная схема электровоза при серийном соединении тяговых двигателей; на фиг.2 — то же, при паралелльном соединении.
Электровоз содержит тяговые электродвигатели 1 — 4 с якорными обмотками Я1-Я4 и обмотками возбуждения ОВ1-0В4, включенными последовательно. Тяговые электродвигатели 1 — 4 непосредственно подключены к заземляющему узлу 5 и через регулируемый пусковой резистор 6, а также через быстродействующий выключатель?— к токоприемнику 8.
Кроме того, имеются мотор-вентиляторы 9 и 10, которые через защитный выключатель 11 и диод 12 подключены к общей точке 13 тяговых двигателей 1 — 4 и резистора
6. Общая точка 14 диода 12 и выключателя
11 посредством контактора 15 соединена с общей точкой 16 выключателя 7 и резистора
6. Другие выводы мотор-вентиляторов 9 и 10 подключены к заземляющему узлу 5. Каждый из мотор-вентиляторов 9 и 10 состоит из электродвигателя и находящегося с ним на одном валу центробежного вентилятора, продувающего воздух через соответствующую пару тяговых двигателей 1-2 или 3-4, Предложенный электропривод электровоза работает следующим образом. Пусть в исходном состоянии электровоз неподвижен, выключатели 7,11 и 15 отключены, все двигатели 1-4 и 9 — 10 обесточены. Для трогания электровоза включают выключатели 7 и 11, а затем путем регулирования резистора 6 обеспечивают по мере разгона поезда работу тяговых двигателей 1 — 4 с постоянным током 1ц. При этом напряжение Оц на двигателях 1 — 4 и на каждом из мотор-вентиляторов 9 и 10 постепенно повышается практически от нуля до напряжения сети
+3000 В. Благодаря этому осуществляется постепенный разгон мотор-вентиляторов 9
5 и 10 до номинальной скорости (обычно за
40-120 с).
По окончании этого процесса, т.е. когда сопротивление резистора 6 станет равным нулю, включают контактор 15 и затем реали10 зуют переключение двигателей 1-4 на параллельное соединение" и производят их дальнейший пуск на этом соединении при помощи резистора 6. Мотор-вентиляторы при этом питаются напряжением контакт15 ной сети через контактор 15 и не участвуют в этом процессе. Диод 12 находится под обратным напряжением, блокируя подпитку цепи тяговых двигателей через контактор
15. При отключении тяговых двигателей 1-4, 20 т.е. при переходе в режимы выбега, торможения, на остановке, автоматически отключаются и мотор-вентиляторы, что обеспечивает экономию энергии. При включении и пуске тяговых двигателей вместе в
25 ними будут запущены и вентиляторы.
Технико-экономическая эффективность предложения по сравнению с серийными электровозами ВЛ8, ВЛ10, ВЛ11, ВЛ15 обеспечивается упрощением электровоза, 30 поскольку мотор-вентиляторы при этом не нуждаются в отдельном пусковом устройстве. Кроме того, обеспечивается экономия энергии за счет того, что вентиляторы всегда выключаются вместе с тяговыми двигате35 лями выключателем 7.
Формула изобретения
Электропривод электровоза постоянного тока, содержащий пусковой регулируемый резистор и тяговые электродвигатели, 40 включенные последовательно в цепь между токоприемником и узлом заземления, разделительный диод, контактор с замыкающим контактом и предназначенные для охлаждения тяговых электродвигателей мо45 тор-вентиляторы, соединенные первыми выводами с узлом заземления, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью упрощения и снижения энергопотребления, вторые выводы мотор-вентиляторов связаны через раз50 делительный диод и замыкающий контакт контактора с выводами пускового регулируемого резистора, расположенными со стороны соответственно тяговых электродвигателей и токоприемника, 1768415
Составитель В. Феоктистов
Техред М.Моргентал Корректор П.Гереши
Редактор Т.Иванова
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3611 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5