Устройство для открывания дверей пассажирского транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам открывания дверей пассажирского транспортного средства. Целью изобретения является повышение безопасности пассажиров транспортного средства в аварийной ситуации. В устройство для открывания дверей пассажирского транспортного средства в электрическую цепь переключателя 6, управляющего открыванием дверей, параллельно ему, подсоединена система 8 датчиков аварийного состояния, содержащая датчик 9 удара, ориентированный по ходу движения, i« механический датчик 10, крен ориентированный по оси, перпендикулярной направлению движения , а так же реле 11 времени включения электропневматических вентилей открывания дверей. При замедлении, превышающем максимально возможноэ, или опрокидывании транспортного средства, срабатывают датчики, в результате чего приводится в действие регулятор времени включения электропневматического вентиля открывания дверей пассажирского транспортного средства. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 Е 05 F 15/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4667990/12 (22) 30.01.89 (46) 15.10.92, Бюл, hL 38 (75) Б.А.Тимохин (56) Авторское свидетельство СССР
N» 1218048, кл. Е 05 F 15/02, 1984, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКРЫВАНИЯ
ДВЕРЕЙ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам открывания дверей пассажирского транспортного средства.
Целью изобретения является повышение безопасности пассажиров транспортного средства в аварийной ситуации. В устройство для открывания дверей пассажирского транспортного средства в электрическую
„, ЫЛÄÄ 1 768740 A1 цепь переключателя 6, управляющего открыванием дверей, параллельно ему, подсоединена система 8 датчиков аварийного состояния. содержащая датчик 9 удара, ориентированный по ходу движения, ь механический датчик 10, крен ориентированный по оси, перпендикулярной направленлю движения, а так же реле 11 времени включения электропневматических вентилей откры вания дверей. При замедлении, превышающем максимально возможное, или опрокидывании транспортного средства, срабатывают датчики, в результате чего приводится в действие регулятор времени включения электропневматического вентиля открывания дверей пассажирского транспортного средства, 4 э.п. ф-лы, 3 ил.
1768740
Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам для открывания дверей пассажирского транспортного средства.
С увеличением выпуска транспортных средств возрастает вероятность дорожнотранспортных происшествий с ними, в том числе столкновений с препятствиями и опрокидываний. При этом в случае травмирования, шокового состояния или гибели водителя, с места которого осуществляется управление дверями пассажирского транспортного средства, не представляется возможным привести в действие систему открывания дверей, Паника, возникающая, как правило, среди пассажиров при столкновениях или при опрокидывании транспортных средств, не позволяет им воспользоваться средствами аварийного открывания дверей, имеющимися в салонах.
Известен способ управления дверями пассажирского транспортного средства заключающийся в том, что управление открыванием дверей пассажирского транспортного средства осуществляется вручную через орган управления включателем, расположенный в продольном канале, ограниченном эластичной стенкой трубчатого гнезда.
Недостатком известного способа является то, что управление открыванием дверей не может осуществляться автоматически, а также то, что пассажиры в аварийной ситуации должны хорошо знать место нахождения органа управления дверями и правила пользования им, В аварийной ситуации, при возникновении паники в салоне приведение в действие аварийного включателя открывания дверей, как правило, в большинстве случаев не осуществляется.
Известен также способ управления дверями пассажирского транспортного средства заключающийся в том, что управление дверями пассажирского транспортного средства осуществляется через переключатель, расположенный в кабине водителя и концевые выключатели.
Недостатком известного способа является то, что открывание дверей не может осуществляться автоматически, что включение переключателя осуществляется с места водителя, а при наличии аварийного включателя открывание дверей может осуществляться пассажирами, но в этом случае они должны хорошо знать место установки аварийного включателя и правила пользования им, B аварийной ситуации при возникновении паники в салоне открывание двери пас5
50 сажирами в подавляющем большинстве случаев, как правило, не осуществляется.
Известно устройство для экстренного управления дверями пассажирского транспортного средства, содержащее взаимодействующие между собой эластичное трубчатое гнездо, имеющее по краям поперечного сечения удлиненные части, более удаленную и ближайшую, расположенные по всей длине дверей, причем ближайшая часть жестко закреплена по краю двери, блок, содержащий электрический включатель и орган управления включателем, расположенный в продольном канале, ограниченном эластичной стенкой указанного гнезда.
Недостатком такого устройства является невозможность осуществлять с его помощью автоматическое управление открыванием дверей пассажирского транспортного средства в аварийных ситуациях.
Известно также устройство для управления дверями транспортного средства, содержащее пневматические цилиндры привода створок дверей,, соединенные с воздушной магистралью через электропневматические вентили открывания и закрывания дверей, электромагниты которых соединены с источником электроэнергии через переключатель и концевые выключатели.
Недостатком такого устройства является то, что включение переключатегя может осуществляться только с места водителя или пассажирами вручную с использованием аварийной системы.
Целью изобретения является автоматическое открывание дверей пассажирского транспортного средства в аварийной ситуации.
Поставленная цель достигается тем, что для обеспечения автоматического открывания дверей пассажирского транспортного средства в аварийной ситуации используется энергия резкого замедления, превышающего максимально возможное при экстренном торможении, или при опрокидывании транспортного средства для привода устройства автоматическсго открывания дверей пассажирского транспортного средства, а в устройство для открывания дверей пассажирского транспортного средства, содержащее пневматические цилиндры привода створок дверей, соединенные с воздушной магистралью через электропневматические вентили открывания и закрывания дверей, электромагниты которых соединены с источником энергии через переключатель и концевые выключатели, в электрическую цепь пере1768740 ключателя, управляющую открыванием дверей, параллельно ему, подсоединены универсальный включатель, содержащий ориентированный по ходу движения пассажирского транспортного средства инерционный включатель, механический включатель, ориентированный по оси, перпендикулярной направлению движения транспортного средства и регулятор времени включения электропневматических вентилей открывания дверей пассажирского транспортного средства.
По сравнению с известным предлагаемый способ открывания дверей позволяет осуществлять открывание дверей пассажирского транспортного средства при его столкновении или опрокидывании без участия водителя или пассажиров, в автоматическом режиме.
На фиг.1 изображена схема устройства для автоматического открывания дверей пассажирского транспортного средства в исходном положении, на фиг.2 — схема инерционного включателя; на фиг,3 — схема механического включателя.
Устройство для автоматического открывания дверей содержит пневмоцилиндры открывания и закрывания дверей 1, воздушную магистраль 2, электропневматический вентиль открывания дверей 3, электропневматический вентиль закрывания дверей 4, электрическую сеть открывания дверей 5, электрическую сеть закрывания дверей 6, переключатель 7, универсальный включатель 8, состоящий из инерционного включателя 9, механического включателя 10, регулятора времени включения электропневматических вентилей открывания дверей 11, состоящий из реверсивного электродвигателя 12, винта 13, гайки 14, выключателя 15, имеющего контакты прямого вращения электродвигателя 16 и контакты включения в сеть электропневматического вентиля открывания дверей 17, включатель обратного вращения электродвигателя 18, Выключатель 15 и выключатель обратного вращения электродвигателя 18 можно устанавливать на различном расстоянии друг от друга, что позволяет заблаговременно устанавливать время запаздывания открывания дверей пассажирского транспортного средства после срабатывания инерционного 9 или механического включателя 10.
Инерционный включатель 9 содержит корпус 19, сердечник 20, контакты включения прямого вращения электродвигателя
21, контакты включения обратного вращения электродвигателя 22, фиксирующие упоры 23, имеющие рукоятки 24 и пружины
25, рабочую пружину 26, отверстия 27, соединяющие внутреннюю полость корпуса инерционного включателя 9 с атмосферой, Механический включатель 10 содержит корпус 28, имеющий V-образную форму, не менее двух пар контактов прямого вращения электродвигателя 29 и контакты включения обратного вращения электродвигателя
30, замыкатель, например, шарик 31.
Устройство для автоматического открывания дверей пассажирского транспортного средства работает следующим образом.
В исходном положении устройства сердечник 20 инерционного включателя 9 находится в крайнем правом (см. фиг.1) положении, контакты включения прямого вращения электродвигателя 21 разомкнуты, контакты включения обратного вращения электродвигателя 22 замкнуты.
Механический включатель 10 находится в вертикальном положении, замыкатель 31 находится в нижнем (см. фиг,3) положении, контакты включения обратного вращения электродвигателя 30 замкнуты, контакты включения прямого вращения электродвигателя 29 разомкнуты, Гайка 14 находится в крайнем левом (см, фиг.1) положении и размыкает контакты включателя обратного вращения электродвигателя 18, Контакты прямого вращения электродвигателя 16 замкнуты, а контакты включения электропневматических вентилей 17 включателя 15 разомкнуты, При нахождении устройства для автоматического открывания дверей пассажирского транспортного средства в исходном положении служебное открывание дверей осуществляется с места водителя обычным порядком посредством переключателя 7.
B случае наезда пассажирского транспортного средства на препятствие при замедлении, превышающем максимально допустимое замедление аварийного торможения, срабатывает инерционный включатель 9. При этом сердечник 20, преодолевая усилие рабочей пружины 26, перемещается влево, фиксируется фиксирующими упорами 23 и замыкает контакты включения прямого вращения электродвигателя 21. Ток от источника электроэнергии проходит через контакты 21, контакты 16 и подходит к клемме А электродвигателя 12, обеспечивая прямое его вращение, Гайка 14 под воздействием винта 13 начинает перемещаться вправо, сходит с упора включателя 18, контакты которого замыкаются. При дальнейшем перемещении по винту 13 вправо гайка 14 находит на упор выключателя 15, в результате чего контакты 16 размыкаются, приводя к остановке
1768740 вращения электродвигателя 12, контакты включения в сеть электропневматического вентиля открывания дверей 17 замыкаются.
Ток от источника электроэнергии через контакты 17 подается к электропневматическому вентилю открывания дверей 3, что обеспечивает их срабатывание в установленной после срабатывания инерционного включателя 9 задержки, что соответствует требованиям пункта 1.9.4. ОСТ 37.001.03272 "Замки и приводы замков дверей и багажников автомобилей и автобусов", Для приведения устройства для автоматического открывания дверей пассажирского транспортного средства в исходное положение необходимо нажать на рукоятки
24 фиксирующих упоров 23. После выхода фиксирующих упоров 23 из контакта с задней частью сердечника 20 сердечник 20 под действием рабочей пружины 26 перемещается в крайнее правое положение, замыкая контакт 22 и размыкая контакты 21. Ток от источника электроэнергии через контакты 22 и выключатель 18 подается к клемме
Б электродвигателя 12, обеспечивая его обратное вращение. Гайка 14 под воздействием винта 13 начинает движение, сходит с упора выключателя 15, в результате чего контакты 16 замыкаются, а контакты 17 размыкаются, прекращая подачу тока к электропневматическому вентилю открывания дверей 3. При дальнейшем перемещении по винту 13 влево гайка 14 находит на упор включателя 18, размыкая его контакты, что приводит к остановке электродвигателя 12.
Устройство приведено в исходное положение, В случае опрокидывания пассажирского транспортного средства срабатывает механический включатель 10, При этом замыкатель 31 переместится по каналу Vобразного корпуса 28, оказавшегося в нижнем положении, замкнув пару контактов 29.
Контакты 30 разомкнутся, Ток от источника электроэнергии через контакты 29 и контакты 16 подходит к клемме А электродвигателя 12, обеспечивая его прямое вращение. Гайка 14 под действием винта 13 начинает движение вправо, сходит с упора включателя 18, контакты которого замыкаются, При дальнейшем перемещении по винту 13 вправо гайка 14 находит на упор выключателя 15, в результате чего контакты 16 размыкаются, приводя к остановке вращения электродвигателя 12, контакты 17 включения электропневматических вентилей открывания дверей 3 замыкаются, Ток от источника электроэнергии через контакты 17 подается к электропневматическим вентилям открывания дверей 3, что обеспе55
50 чивает их срабатывание с установленной после срабатывания механического включателя 10 задержкой, что соответствует требованиям пункта 1.9.6 ОСТ 37.001.032-72
"Замки и приводы замков дверей и багажников автомобилей и автобусов".
Для приведения устройства для автоматического открывания дверей пассажирского транспортного средства в исходное положение необходимо, чтобы опрокинувшееся транспортное средство было поставлено в вертикальное положение. При этом замыкатель 31 займет крайнее нижнее положение и замкнет контакты 30, контакты 29 разомкнутся. Ток через контакты 30, контакты 22 и контакты включателя 18 проходит к клемме Б электродвигателя 12, обеспечивая его обратное вращение. Гайка 14 под действием винта 13 начинает движение, сходит с упора выключателя 15, в результате чего контакты 16 замыкаются, а контакты 17 размыкаются, прекращая подачу тока к электропневматическому вентилю открывания дверей 3. При дальнейшем перемещении по винту влево гайка 14 находит на упор включателя 18, размыкая его контакты, что приводит к остановке электродвигателя 12, Устройство приведено в исходное положение.
В случае наезда пассажирского транспортного средства на препятствие при замедлении, превышающем максимально допустимое при аварийном торможении, с последующим его опрокидыванием срабатывают как инерционный, так и механический включатели. При этом сердечник 20, преодолевая усилие рабочей пружины 26 переместится влево, а замыкатель 31 переместится по каналу V-образного корпуса 28, оказавшемуся в нижнем положении, замкнув пару контактов 29. Контакты 30 разомкнутся. Ток от источника электроэнергии через контакты 21,29 и 16 подходит к клемме
А электродвигателя 12, обеспечивая его прямое вращение.
Последующая работа устройства для автоматического открывания дверей пассажирского транспортного средства происходит аналогично описанному как при наезде транспортного средства на препятствие или как при его опрокидывании.
Для приведения устройства для автоматического открывания дверей пассажирского транспортного средства в исходное положение необходимо, чтобы опрокинувшееся транспортное средство было поставлено в вертикальное положение, после чего нажать на рукоятки 24 фиксирующих упоров 23.
1768740
35
45
55
Последующая работа устройства для автоматического открывания дверей пассажирского транспортного средства происходит аналогично описанному как при приведении его в исходное положение после наезда на препятствие или после его опрокидывания.
Таким образом, использование предлагаемых способа открывания дверей пассажирского транспортного средства и устройства для его осуществления позволит производить автоматическое. без участия водителя или пассажиров открывание дверей пассажирского транспортного средства в аварийных ситуациях, например, при его наезде на препятствие при замедлениях, превышающих максимально возможное при экстренном торможении, или при опрокидывании с необходимой задержкой открывания дверей, исключающее ситуации, при которых непосредственно после фронтального столкновения или опрокидывания пассажирского транспортного средства могло бы произойти "выпадение" пассажиров с тяжелыми последствиями для них, При этом время задержки открывания дверей может предварительно регулироваться за счет изменения расстояния между выключателем 15 и включателем 18.
Формула изобретения
1. Устройство для открывания дверей пассажирского TpBHcllopTHol средства, содержащее пневмопривод, выключатель открывания и закрывания дверей, и источник питания, причем первый и второй выводы переключателя соединены с входами электропневматических вентилей закрывания и открывания дверей пневмопривода соответственно, а третий вывод переключателя соединен с выводом источника питания, о тл ича ю щееся тем,что, сцельюповышения безопасности работы в аварийной ситуации, оно содержит датчики удара и крена транспортного средства, реле времени, при этом датчики крена, удара и реле времени соединены параллельно друг другу и к источнику питания посредством первых и вторых входов, а выход датчика крена подключен к третьему входу датчика удара, выход которого соединен с третьим входом реле времени, выходом соединенного с вторым выводом переключателя.
2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что реле времени выполнено в виде реверсивного электродвигателя, винта, гайки, выключателей прямого и обратного вращения электродвигателя, а гайка размещена на винте с возможностью взаимодействия со штоками выключателей прямого и обратного вращения электродвигателя, при этом первый вывод замыкающего контакта выключателя обратного вращения электродвигателя соединен с клеммой обратного вращения электродвигателя, а клемма прямого вращения электродвигателя соединена с первым выводом размыкающего контакта выключателя прямого вращения электродвигателя, первый замыкающийся контакт которого является вторым входом реле времени, а второй— выходом реле времени, причем второй размыкающий контакт является первым входом реле времени, третьим входом которого является замыкающий контакт переключателя обратного вращения.
3. Устройство по п,1, от л и ч а ю ще ес я тем, что датчик удара выполнен в виде полого цилиндрического корпуса с установленным внутри с возможностью взаимодействия с размыкающими и замыкающими контактами и фиксирующим упором подпружиненным сердечником, причем замыкающие контакты являются первыми и вторыми выходами, а размыкающие — третьими выходами датчика удара, 4, Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что датчик крена транспортного средства состоит из полого V-образного корпуса, электропроводящего тела, размы- кающихся и замыкающихся контактов, при этом электропроводящее тело размещено с возможностью свободного перемещения, внутри корпуса и взаимодействия с контактами датчика, при чем размыкающиеся контакты размещень в центре корпуса и являются вторым входом, а замыкающиеся контакты размещены по краям корпуса и являются первым входом датчика крена, а электропроводящее тело является выходом датчика крена.
5. Устройство по п.3, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что V-образный корпус выполнен в виде трубки, а электропроводящее ело выполнено в виде шарика.
Составитель В„Тимохин
Техред М. Моргентал Корректор А.Козориз
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3627 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5