"болт "зенит"
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: болтовые соединения в машиностроении, требующие быстрого демонтажа . Сущность изобретения: болт содержит стержень 1 с резьбой 2 под натяжную гайку 3 на одном конце и с конической резьбой 5 на другом конце под съемную головку 6. В съемной головке выполнен цилиндрический резьбовой участок 8 с левой мелкошаговой самотормозящейся резьбой 9, в которую завинчен фиксатор 10, Демонтаж болта осуществляется при незначительном ослаблении натяжной гайки и ослаблении фиксатора, после чего сьемная головка легко свинчивается, 5 ил.
союз советских социАлистических
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4838312/27 (22) 19.06.90 (46) 23,10.92. Бюл, N 39 (75) Э.М.Мансуров и Л.Э.Мансурова (56) Авторское свидетельство СССР
hh 421813, кл. F 16 В 23/00, 1974. (54) БОЛТ "ЗЕНИТ" (57) Использование: болтовые соединения в машиностроении, требующие быстрого демонтажа. Сущность изобретения: болт со„„5U„„1770619 А1 (5!)5 F 16 В 23!00 держит стержень 1 с резьбой 2 под натяжную гайку 3 на одном конце и с конической резьбой 5 на другом конце под съемную головку 6. В съемной головке выполнен цилиндрический резьбовой участок 8 с левой мелкошаговой самотормозящейся резьбой
9, в которую завинчен фиксатор 10. Демонтаж болта осуществляется при незначительном ослаблении натяжной гайки и ослаблении фиксатора, после чего сьемная головка легко свинчивается, 5 ил.
1770619
Изобретение относится к машиностроению, к устройствам для соединения деталей, которые по условиям эксплуатации подлежат частому монтажу-демонтажу, например: буровых вышек, буровых установок, мачтах и других передвижных крупнога ба ритн ых конструкциях.
В первую очередь применение болта
"Зенита" желательно в местах, где требуется "аварийный" демонтаж, Наиболее близок по технической сущности болт, содержащий стержень с резьбой на одном конце и сьемной головкой и фиксатором на другом конце, выполненном в виде проволочного кольца, Известный балт не может обеспечить быстрый демонтаж соединения, так как снятие стопорящего проволочного кольца требует сравнительно много времени.
Кроме того, он не обеспечивает большой нагрузочной способности болта. Проволочное кольцо легко ломается, Цель изобретения — сокращение времени на демонтаж и повышение нагрузочной способности болта.
Эта цель достигается -тем, что конец стержня под съемную головку выполнен с конической резьбой, фиксатор в виде контргайки с наружной левой мелкошаговой самотормозящей резьбой, а съемная головка— с соответствующими резьбами под резьбу стержня и контргайки, при этом контргайка установлена в съемной головке в контакте с торцем стержня.
На фиг, 1 — 5 показан болт в собранном виде /вид сбоку/.
Стержень болта 1 имеет на одном конце резьбу 2 под натяжную гайку 3, которая в принципе может быть разной конструкции, На другом конце стержень 1 имеет конус 4 с конической резьбой 5.
Съемная головка 6 имеет внутренний конус 7, заканчивающийся в верхней части цилиндрическим участком 8. На этом цилиндрическом участке 8 выполнена внутренняя
5 мелкошаговая левая резьба 9. Фиксатор 10 выполнен в виде контргайки /пробки/, имеющей наружную мелкошаговую левую резьбу 11 и лыски 12 под гаечный ключ.
Монтаж болта. Стержень 1 с заранее
10 навернутой натяжной гайкой 3 вставляют в отверстия соединяемых деталей, При этом конус 4 служит для самацентрирования отверстий, На вышедший конец конуса 4 навинчивают съемную головку 6 с заранее
15 ввернутым фиксатором 10. Затем натяжной гайкой 3 создают нужный натяг болта, после чего фиксатор 10 ввинчивают до упора в торец стержня 1.
Демонтаж болта. Вначале на 1-1,5 обо20 рота ослабляют натяжную гайку 3. Затем на
1-1,5 оборота ослабляют фиксатор 10, после чего легко свинтить съемную головку 6.
При "аварийном" демонтаже болта мож-. но обойтись без предварительного аслабле25 ния натяжной гайки 3. В этом случае демонтаж эанимаег считанные секунды.
Формула изобретения
30 Болт, содержащий стержень с резьбой на одном конце и съемной головкой и фиксатором на другом конце, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью сокращения времени на демонтаж и повышения нагрузочной спо35 собности, конец стержня под съемную головку выполнен с конической резьбой, фиксатор — в виде контргайки с наружной левой мелкошаговой самотормозящейся резьбой, а съемная головка с соответствую40 щими резьбами под резьбу стержня и контргайки, при этом контргайка установлена в съемной головке с торцом стержня.
1770619
Фе/Г Я
Составитель З.Мансуров
Техред M. Моргентал Корректор Н, Бучок
Редактор О.Стенина
Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ 3726 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5