Способ измерения величины износа поршневых колец судового двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при оценке технического состояния двигателя, в частности при измерении величины износа поршнееых колец. Цель-повышение точности и снижение трудоемкости измерения износа поршневых колец двухтактного малооборотного двигателя путем обеспечения измерения без разборки двигателя. Перед сборкой двигателя на рабочей поверхности поршневого кольца равномерно по его периметру наносят лунки и в процессе эксплуатации двигателя во время его остановки производят измерение износа кольца. Нанесение лунок осуществляется группами с одинаковым количеством лунок в каждой группе и различной глубиной соседних лунок. Измерение износа осуществляют путем наблюдения за количеством оставшихся лунок через продувочные и выпускные окна в цилиндровой втулке. 2 ил,
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 G 01 N 3/56
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, \а ьс (21) 4852 1 37/28 (22) 11.07.90 (46) 23.10.92. Бюл.N 39 (71) Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (72) Л.Н,Карпов и В,H.Бурьянов (56).Правила технической эксплуатации судовых дизелей, Реклам. бюро ММФ, М., 1974, Р.Д, 31 21 30 — 83 Правила технической эксплуатации судовых технических средств.
Мортехинформреклама, 1983.
Адаменко С.П. Определение износа деталей ДВС методом лунок. иВестник Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, 1965, М 2.
Holland Shiphuildung, 1988. 37, Yl, Мт 4, с.45-47. (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ
ИЗНОСА ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ СУДОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при оценке технического состояния двигателя и в частности при измерении величины износа поршневых колец.
Известны способы измерения величины износа поршневых колец, связанные с разборкой двигателя: первый — износ оценивается измерением зазоров в замках колец, вставленных в верхнюю часть цилиндровой втулки; второй — взвешивание колец на весах по мере их износа; третий — нанесением лунок на наиболее изнашиваемую часть кольца, контактирующую с цилиндровой втулкой.. Ы«, 1770817 А1 (57) Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при оценке технического состояния двигателя, в частности при измерении величины износа поршневых колец. Цель — повышение точности и снижение трудоемкости измерения износа поршневых колец двухтактного малооборотного двигателя путем обеспечения измерения беэ разборки двигателя. Перед сборкой двигателя на рабочей поверхности поршневого кольца равномерно no его периметру наносят лунки и в процессе эксплуатации двигателя во время его остановки производят измерение износа кольца. Нанесение лунок осуществляется группами с одинаковым количеством лунок в каждой группе и различной глубиной соседних лунок. Измерение износа осуществ- . ляют путем наблюдения за количеством оставшихся лунок через продувочные и выпускные окна в цилиндровой втулке. 2 ил, ° Ваяв «4
Недостатком всех трех способов я вля ется их высокая трудоемкость, связанная с, необходимостью разборки двигателя и выемки колец для измерения их износа какимлибо из указанных способов.
Точность параого способа, самая инакая.так как измерение зазора в замке производится штангенциркулем с точностью до
° гаЬааа
01 мм. Более точными являются два других, но взвешивание колец на практике не применяется, а производится оно на специальных весах при исследовательских работах.
Луночный способ требует специальных устройств для нарезания и измерения лунок. Среди луночных способов измерений износа колец известно следующие два, 1770817 один из которых заключается в нарезании лунки в средней части рабочей поверхности кольца тонкой дисковой фрезай и затем производится измерение ее длины по мере износа кольца при очередных разборках двигателя; второй, принятый эа прототип, состоит в высверливании на рабочей поверхности кольца двух конических лунок, расположенных одна наддругой в направлении хода поршня (фиг.1). 3а базу измерений принимаются точки 81 и Вг, Специальным прибором перед началом работы кольца измеряется размер Ai. а после окончания испытаний измеряется размер Az, Разница между ними А1-А2 = Л характеризует износ кольца Л, который может быть также получен путем снятия слепков с лунок на обоих этапах. Здесь две лунки необходимы для базовой установки, измерительного прибора без наклона и перекоса. Для полной оценки износа кольца конические лунки наносятся в нескольких местах равномерно по периметру кольца.
Однако этот метод, кроме необходимости.разборки двигателя и большой трудоемкости разборки имеет еще следующие недостатки: конические лунки при работе двигателя забиваются нагарам и для обеспечения правильности использования базовых точек 8> и 82. а также для точности процесса измерения их надо тщательно чистить, причем при чистке нет гарантий от нарушения этих баэ; наличие двух лунок на
10
25 рабочей поверхности кольца вдоль потока просачивающихся горячих газов ослабляет 35 надежность кольца, создает предпосылки для его прогорания в этом месте и может способствовать уменьшению его ресурса, тем более, что лунки наносятся равномерно по всему периметру кольца, с числом пар для контроля износа, Вероятность определения объективной величины среднего износа кольца по периметру повышается с увеличением числа пар нанесенных лунок, но, как уже укаэывавалось; их количество снижает ресурс кольца.
Измерение износа по размерам А1 и Аг или снятие слепков с лунки является достаточно трудоемким процессом, причем использование слепков идет явно в ущерб точности измерений, Целью изобретения является снижение трудоемкости при одновременном повышении и обеспечении высокой точности процесса измерения износа поршневых колец двигателя внутреннего сгорания.
Поставленная цель достигается тем, что и в известном способе измерения величины износа поршневых колец, заключающемся в том, что перед сборкой двигателя на рабочей поверхности поршневого кольца равномерно по его периметру наносят лунки и в процессе эксплуатации двигателя во время его остановки производят измерение износа кольца по лункам, нанесение лунок осуществляется группами с одинаковым количеством лунок в каждой группе и различной глубиной соседних лунок, а измерение износа осуществляют путем наблюдения эа количеством оставшихся лунок через продувочные и выпускные окна в цилиндровой втулке.
Способ осуществляется следующим образом (фиг.2).
По периметру кольца 1 в четырех местах его рабочей поверхности керном наносятся лунки 2 различной глубины. Лунки набива-. ются специальным керном на расстоянии между собой 5 мм. Разница между глубиной соседних лунок должна быть одинаковой составляет величину, находящуюся в пределах 0,2-0,3 мм, Так, например, для малооборотных дизелей с диаметром цилиндра от
500 до 800 мм при 10 лунках в одной группе, первая лунка может быть принята глубиной
3 мм,,С учетом того, что предельный износ кольца при средней скорости износа 0,15 мм/103 г должен составлять примерно 3,0 мм.
Измерение износа кольца осуществляется путем визуального наблюдения за количеством оставшихся лунок в процессе работы двигателя и износа колец. Наблюдение за лунками производится во время остановки двигателя через продувочные и выпускные окна в цилиндровой втулке, У малооборотных двигателей с петлевой продувкой наблюдение производится через продувочные и выпускные окна, т.е. через 32 ряда окон, которые составляют около половины диаметра цилиндровой втулки.
Реализация предлагаемого способа измерения величины износа поршневых колец судового двигателя позволит сократить время и снизить трудоемкость, а также повысить оперативность и точность процесса измерения износов поршневых колец двухтактного малооборотного дизеля.
Преимуществом заявляемого способа по сравнению с прототипом является осуществление определения величины износа поршневых колец в процессе эксплуатации без разборки двигателя и беэ каких-либо измерительных приборов только с наличием подсветки для наблюдения в любое время.
Формула изобретения
Способ измерения. величины износа поршневых колец судового двигателя, заключающийся в том. что перед сборкой дви1770817
Фиг,2
Корректор С.Патрушева
Составитель Л.Карпов
Техред М.Моргентал
Редактор Г.Бельская
Заказ 3736 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 гателя на рабочей поверхности поверхности поршневого кольца равномерно по его периметру наносят лунки и в процессе эксплуатации двигателя во время его остановки производят измерение износа кольца по лункам, отличающийся тем, что. с целью повышения точности и снижения трудомкости измерения изнОса поршневых колец двухтактного мал ооборотного двигателя путем обеспечения измерения без разборки двигателя, нанесение лунок осуществляют группами с одинаковым коли.чеством лунок в каждой группе и различной глубиной соседних лунок, а измерение изнОса осуществляют путем наблюдения за количеством оставшихся лунок через продувочные и выпускные окна в цилиндровой втулке.