Акробатическая дорожка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет повысить эффективность использования путем расширения диапазона регулировки упругости дорожки. В акробатическую дорожку (АД) введено средство для регулировки кривизны рессор и средство для регулировки взаимодействия рессор с амортизатором 22. Средство для регулировки кривизны рессор 8 включает установленную в направляющей опоре 51 шпильку 53. Шпилька продета через отверстие оси 16 катков 17, связанной с концами рессор 8. Гайка 54 шпильки взаимодействует с направляющей опорой, а контрящаяся гайка - с осью 16 катков 17 через эластичную прокладку. Поворотом гайки 54 на шапильке 53 производят установку заданной кривизны рессоры 8. Ось 16 катков через резьбовой наконечник вилки средства для регулировки взаимодействия рессор с амортизатором связана с тягой 40 амортизатора 22. На конце тяги 40 выполнена продольная прорезь, в которой помещен палец вилки. Поворотом гайки, установленной на резьбовом наконечнике вилки 41, регулируется момент подключения к работе амортизатора при распрямлении рессоры 8 под нагрузкой. Амортизатор представляет собой набор параллельных пружин, связанных через поперечные планки и продольные стяжки с соответствующими тягами. АД снабжена состоящей из секций разбеговой частью. Панели рабочей и разбеговой секций АД выполнены съемными из гибкого, упругого материала. 3 з.п. ф-лы, 10 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (sos А 63 В 5/16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ KOMMTET
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
8А6 np//@agmo
27 И
ПОЛ (21) 4616371/12 (22) 05.12.88 (46) 30.10.92. Бюл. М 40 (71) Камское объединение по производству большегрузных автомобилей (72) E.В. Чивилихин, А,B. Чивилихин, В, у1, Яковлев и В. А. Скакун (56) Авторское свидетельство СССР
М 1710083, кл. А 63 В 5/16, 1987. (54) АКРОБАТИЧЕСКАЯ ДОРОЖКА (57) Изобретение позволяет повысить эффективность использования путем расширения диапазона регулировки упругости дорожки. В акробатическую дорожку (АД) введено средство для регулировки кривизны рессор и средство для регулировки взаимодействия рессор с амортизатором 22.
Средство для регулировки кривизны рессор 8 включает установленную в направляющей опоре 51 шпильку 53, Шпилька продета через отверстие оси 16 катков 17, связанной с концами рессор 8. Гайка 54 шпильки взаимодействует с направляющей опорой, а контрящаяся гайка — с осью 16 катков 17 через эластичную прокладку. Поворотом гайки 54 на шапильке 53 производят установку заданной кривизны рессоры
8. Ось 16 катков через резьбовой наконечник вилки средства для регулировки взаимодействия рессор с амортизатором связана с тягой 40- амортизатора 22. На конце тяги 40 выполнена продольная прорезь, в которой помещен палец вилки. Поворотом гайки, установленной на реэьбовом наконечнике вилки 41, регулируется момент подключения к работе амортизатора при распрямлении рессоры 8 под нагрузкой. Амортизатор представляет собой набор параллельных 3 пружин, связанных через поперечные планки и продольные стяжки с соответствующими тягами, АД снабжена состоящей из секций разбеговой частью. Панели рабочей и разбеговой секций АД выполнены сьемными иэ гибкого, упругого материала. 3 з.п. ф-лы, 10 ил.
1771769
Изобретение относится к спорту, в частности к устройствам для прыжков, и может быть использовано для отработки акробатических прыжков на тренировках и проведения соревнований по акробатике.
Целью изобретения является повышение эффективности использования путем расширения диапазона регулировки упругости дорожки.
На фиг. 1 изображена акробатическая дорожка; на фиг. 2 — по вид стрелке А на фиг.
1; на фиг, 3 — вид по стрелке Б на фиг. 1; на фиг. 4 — вид по стрелке В на фиг. 3; на фиг.
5 — вид по стрелке Г на фиг, 3; на фиг. 6— амортизатор, разрез Д-Д на фиг, 5; на фиг.
7 — разрез Е-Е на фиг, 4 на фиг. 8 — разрез
Ж-Ж на фиг. 4; на фиг. 9- секция.разбеговой части. разрез 3-3 на. фиг. 2; на фиг. 10— секция разбеговой части, вид по стреме И на фиг. 9.
Акробатическая. дорожка (фиг. 1, 2, 3) содержит последовательно. установленные с зазором прыжковые секции 1 и разбего-. вые секции 2, 3 и 4,; перекрывая зазоры, настланы эластичные-маты 5, изготовленные, например, из испеченной пенополиуретановой крошки. Сверху маты 5 закрыты ковровым покрытием 6.Каждая из прыжковых секций 1 содержит гибкую вставную панель 7 и рессоры 8, обращенные выпуклостью вверх и расположенные под панелью 7 перпендикулярно продольной оси дорожки, Рессоры 8 выполнены иэ полосовой, подвергнутой закалке рессорной стали, что придает им большую выносливость и стойкость при изгибе. На концах рессор 8 параллельно продольной оси дорожки размещены жестко скрепленные с ними поперечины 9 (фиг. 3, 8), выполненные в виде угольника. К поперечинам 9 прикреплены козырьки 10, контактирующие с концами панели 7. Панель 7 в исходном состоянии имеет плоскую форму, выполнена, например, из фанеры или гибкого пластика, а благодаря гибкости вставлена и свободно размещена в пространстве, образованном козырьками 10 и рессорами 8.
За счет упругостй взаимодействия концов . панели 7 с козырьками 10 панель 7 облегает рессоры 8 и удерживается в секции. Ко зырьки 10 имеют вертикальные стенки 11, препятствующие сдвигу панели 7 в направлении продольной оси дорожки. Сверху на вертикальную стенку поперечины 9 надета и закреплена кольцом 12 защитная эластичная накладка 13. Снизу концы рессор 8 с обеих сторон жестко соединены с кронштейнами 14, которые шарнирно соединены с цапфами 15 оси 16. На цапфах 15 каждой оси 16 размещены односторонние катки—
40 кой 28. На втулку 28 надета обойма 32, предохраняющая штифт 30 от выпадания.
Обойма 32 зафиксирована на втулке 28 стопорным кольцом 33.
На направляющую 27 надеты пластины
34, в гнездах которые размещены втулки 35, выполненные с буртиками для центрирования пружин 23. Одна из пружин 23 надета на направляющую 27. Для предотвращения от смещения пластин 34 во втулках 35, установленных на краях планок 24, размещены сухари 36, привинченные к планкам 24, На конце направляющей 27 имеется резьба, на которую навинчена стопорящаяся гайка 37.
Вращением гайки 37 осуществляется изменение установочного положения стяжки 26 на стяжке 25, эа счет чего производится изменение величины предварительной деформации пружин 23 и соответственно рессор 8. Пластины 34 опираются на буртики центрирующих втулок 35 и шайбы 38 и прижимаются торцами пружин 23 к стенке плайо«24 стяжек 25, 26.
На концах направляющей 27 и штанги
29 имеются пазы и пружины, за счет чего посредством пальцев 39 с ними соединены одними концами выполненные жесткими в виде пластин тяги 40. Другим концом каждая тяга 40 соединена с вилкой 41, установленной с возможностью изменения установочного положения в оси 16, Вилка 41 цилиндрические ролики 17, выполненные в виде шарикоподшипника и закрепленные стопорным кольцом 18. Между роликом 17 и кронштейном 14 установлено дистанционное кольцо 19. Ось 16 выполнена из прямоугольной трубы 20, в которую введены цапфы 15, Ролики 17 (фиг. 4) опираются на основание 21. На основании 21 (фиг. 3) размещен регулируемый пружинный амортизатор 22. Регулируемый пружинный амортизатор 22 (фиг. 3, 5, 6) выполнен в виде набора пружин 23, установленных параллельно в.ряд в одной плоскости и взаимодействующих торцами с планками 24
Т-образных стяжек 25 и 26. Продольная часть Т-образной стяжки 25 выполнена в виде длинной. трубчатой направляющей 27.
Продольная часть Т-образной стяжки 26 выполнена-в виде направляющей втулки 28 (фиг., 6), которая- надета на направляющую
27. Планки 24 стяжек 25 и 26 закреплены неразъемно на одноименных концах направляющей 27 и втулки 28, Для обеспечения поступательного перемещения стяжки
25 26 по стяжке 25 внутри направляющей 27 размещена штанга 29, жестко связанная посредством штифта 30, пропущенного через продольную (фиг. 5 и 6) прорезь 31, выполненную в направляющей 27, со втул1771769 имеет резьбовой наконечник 42, который проходит насквозь через ось 16 и на который навйнчена контрящаяся гайка 43, Тяга 40 на обращенном к оси 16 конце, связанном с í <лкой 41, имев продольную прорезь 44. Через проушину в виде 41 и прорезь 44 B тяге 40 продет связующий Мх галец 45. Со стороны проушины каждой вилки 41 (фиг, 7) на ее наконечник 4? надета пружина 46, под действием которой гайка 43 постоянно под>ката к оси 16. При отвинчивании гайки 43 вилка 41 отжимается пружиной
46 относительно оси 16, при этом палец 45 изменяет свое установочное поло>кение в паарези 44 тяги 40, что позволяет взаимодействовать тяге 40 с вилкой 41 са смещением и создавать различные варианты подключения амортизатора 22 к рабате рессор 8.
Основание 21 состоит иэ опорных швеллероабрэзных скоб 47, изогнуть х из листовага проката, по краям которых к их торцам приварены стя>кные уголки 48. 1Ле>кду уголками 48 посредине вдоль оси дорожки вварены ложементы 49, в котсрых размещена эластичная прокладка 50, на которую опираются планки 24 амортизатора 22, На основании 21 (фиг, 3, 4, 8) закреплены направляющие опоры 51, в которых закреплены посредством кле лмоваго зажима пропущенные через ось 16 и взаимодействующие с Håé через эластичную прокладку 52 резьбовые шпильки 53, На резьбавых концах шпилек 53 со стороны опор 51 навинчены гайки 54, со стороны оси 16— контрящиеся гайки 55. Уежду гайками и осью 16 на шпильках 53 наса>иены эвукоизолирующие эластичные прокладки 52, изготовленные, например, из полиуретана, При ослаблении клеммавого зажима на опоре 51 и "-.ààèí÷èâàíèè гайки 54 перемещение шпилек 53 вызывает перемещение оси 16 и соответственно изменение стрелы поогибг рессор 8, Опора 51, шпильки 53, гайки 54 и 55 в совокупностл образуют средства изменения кривизны рессор 8, а также являются ограничителем перемещения катков 17 и через эластичную прокладку 52 глушат шум, возника.ощий при приходе указанных катков в исходное положение в конечной стадии работы рессор 8 (в завершающей стадии тол <ка спортсмена), Прыжковые секции 1 и разбеговые секции 2, 3. 4 состыкованы между собой и друг с другсм посредством болтового соединения 56. Каждая раэбегооая секция содержит рессоры 57, вь:полненные в виде гибких упругих элементов, стянутых дугообразно выпуклостью вверх (фиг. 9. 10) за жестко
55 соединенные с ними со стороны концов стяжки 58 тал репам, состоящим из вилок 59 и 60, хвостовики которых снабжены правой и левой резьбой и ввинчены в стяжную муфту
61. Концы рессор 57 закреплены на полках поперечин 62 основания 63 с вазможностью изменения установочного положения в направлении, перпендикулярном продольной оси дорожки, для чего в поперечине имеются пазы 64. К вертикальным стенкам поперечин 62 прикреплены козырьки 65, а в пространстве, образованном козырьками
65 и рессорами 57, свободно размещена гибкая облегающая рессоры 57 панель 66.
Панель 66 в исходном положении, как и панель 7, имеет плоскую форму и удерживается в основании 63 эа счет упругого взаимодействия с козырьками 65. На вертикальную стенку поперечин 62 надеты эластичные защитные прокладки 67. Для удобства захода на дорожку разбеговые секции 3 и 4 (фиг. 10, ковровое покрытие 6 и маты 5 не показаны) выполнены наклонными (фиг, 1), Акробатической дорожкой пользуются следующим образом.
Спортсмен разбегается по разбегавой части дорожки, наращивая кинематическую энергию, затем совершает толчок ударного типа на прыжковой части дорожки. За счет удара рессоры 8 с облегающей их панелью
7 прогибаются и жестко связанные с ними кронштейны 14 вызывают перемещение аси 16, откат роликов 17 на основании 21. Вместе с осями 16 перемещают размещенные в них вилки 41 и соединенные с ними тяги 40, Тяги 40, взаимодействуя соответственно с соединенным с ними Т-образной стяжкой 25 и через штангу 29 Т-образной стяжкой 26, перемещают их навстречу друг другу, при этом стяжка 26 скользит по стяжке 25. Пру>кины 23 амортизатора 22 сжимаются планками 24. Таким образом происходит передача кинетической энергии спортсмена рессорам 8 и пружинам 23 амортизатора 22, которые соответственно, прогибаясь и сжимаясь, накапливают ее в вире потенциальной энергии. В конечной стадии толчка спортсмена пружины 23 и рессоры 8 возвращаются в исходное положение, сообщая спортсмену направленную вверх кинетическую энергию.
Выполнение амортизатора в виде набора пружин вместо одной, которые могут быть размещены в пределах ее габаритов, но установленных в одной плоскости параллельноо в ряд и взаимодействующих торцами с планками подвижно сопряженных в пределах максимальной деформации пружин
Т-образных стяжек позволяет за счет увели1771769 чения жесткости амортизатора (многопружинной системы) увеличить его нагружаемость. Увеличение нагружаемости амортизатора позволяет спортсмену для выполнения сложных прыжков, например тройного сальто по вытянутой траектории, наносить по дорожке толчки ударного типа, превышающие силу веса спортсмена от 10 до 12 раз, при этом амортизатор запасается потенциальную энергию, которая в конечной стадии толчка возвращается спортсмену в виде кинетической, что позволяет ему развить необходимую скорость и обеспечить надежный запас высоты.
Смещение соединительной вилки относительно тяги за счет изменения установочного положения ее в оси катков и наличия прорези в тяге позволяет осуществлять различные режимы взаимодействия амортизатора с рессорами; в зависимости от положения пальца, соединяющего вилку с тягой, в прорези тяги амортизатор может вступать в работу с рессорами одновременно, с некоторым Запаздыванием по фазе или быть вовсе отключенным. Это позволяет создавать различные режимы упругости дорожки: при совместной (одновременной) работе амортизатора с рессорами режим дорожки наиболее упругий (жесткий); при подключении со сдвигом по фазе за счет вступления в работу при толчке вначале рессор, а затем амортизатора обеспечивается более щадящий режим толчка, что важно для спортсменов, не обладающих еще достаточной техникой выполнения прыжков и менее подготовленных физически; при полностью отключенном амортизаторе в работу вступают только рессоры, обеспечивая упругость дорожки. наиболее приемлемую для начинающихся спортсменов и особенно детей, так как в этом случае обеспечиваются щадящий режим отталкивания и необходимая упругость, уменьшается вероятность получения травм.
Замена одной пружины в амортизаторе несколькими пружинами меньшего диаметра и размещение их параллельно в ряд в одной плоскости позволяет уменьшить габарит амортизатора по высоте, а следовательно. и дорожки, Уменьшение высоты дорожки в большей мере удовлетворяет требованиям эргономики к дорожке и представляет меньшую опасность при неправильно выполненном прыжке и попадании спортсмена на край дорожки особенно при выполнении сальто с винтами (вращением спортсмена вокруг собственной оси).
Уменьшение высоты дорожки позволяет выполнить ее менее материалоемкой и сни зить стоимость.
55 Формула изобретения
1. Акробатическая, дорожка, содержащая последовательно установленные на основании через катки панели, каждая из которых связана с выпуклыми рессорами, концы которых соединены с осью катков и
За счет наличия средства изменения кривизны рессор становится возможным изменять кривизну поверхности дорожки и делать ее плоской. что позволяет сделать ее более удобной в пользовании, Средство изменения кривизны рессор служит также ограничителем перемещения оси роликов, поэтому размещение на шпильке эластичного элемента позволяет снизить шум, возникающий в результате удара по опоре оси роликовых опор под воздействием сил упругости рессор и амортизатора в конечной стадии толчка.
Наличие дугообргзно стянутых талрепом рессор, выполненных иэ плоских упругих элементов в секциях разбеговой части дорожки, позволяет спортсмену совершать при разбеге упругое отталкивание и за счет этого наращивать скорость разбега, обеспечивающую необходимый запас кинетической энергии для нанесения первого толчка ударного типа в начале непосредственного выполнения прыжка. Благодаря изменению усилия предварительной упругой деформации рессор измеряется их жесткость, а следовательно, и характер упругого отталкивания спортсмена при разбеге, что важно при освоении новых прыжковых комбинаций, уменьшает утомляемость спортсмена, Взаимодействие рессор с талрепом позволяет также изменя. ь кривизну поверхности раэбеговой части, делает ее более плоской, Благодаря тому, что панель секции прыжковой части выполнена плоской, не требуется никакой оснастки для ее изготовления, а за счет ее гибкости становится возможным сделать ее вставной (съемной), что позволяет обеспечить свободный доступ к амортизатору, улучшает удобство обслуживания, позволяет легко производить замену панели. Размещение пружин амортизатора между планками Т-образных стяжек позволяет при ослаблении усилия предварительной деформации пружин легко и быстро их заменять в случае поломки или других причин.
Выполнение панели секции разбеговой части съемной позволяет обеспечить свободный доступ к талрепу, что важно при выполнении регулировок во время экспуатации, а также упрощает процесс замены панели при необходимости, удешевляет ее изготовление.
1771769
set
ЖаМ 3 посредством 7.Af с регулируемым амортизатором, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности использования путем расширения диапазона регулировки упругости дорожки, односторонние катки каждой панели связаны общей осью, концевые участки которой установлены с возможностью пеоемещения вдоль резьбовых шпилек, расположенных горизонтально вдоль рессор в направляющих опорах, закрепленных на основании, тяги выполнены жесткими с продольными прорезями на обращенных к осям катков концевых участках с продольными прорезями на обращенных к осям катков концевых участках и свободно размещенными в них пальцами, при этом пальцы несут вилку с резьбовым наконечником и гайкой, а средняя часть оси установлена на наконечнике с возможностью перемещения от взаимодействия с гайкой и подпружинена к основанию вилки.
5 2. Дорожка по и. 1, отл ич а ю ща яс я тем. что амортизатор выполнен в виде набора параллельных пружин, закрепленных на планках. связанных с соответствующими тягами.
10 3. Дорожка по п.1, отл и ча ю ща яс я тем, что имеет раэбеговую часть. состоящую иэ секции, включающих размещенные на опорах панели, каждая из которых связана с рессорами, концы которых стянуты тал15 репами.
4. Дорожка по пп. 1 и 3, о т л и ч а ющ а я с я тем, что все панели выполнены съемными из гибкого, ynpyroro материала.
1771769
Ч Е 1771769 ф
Фаг. 8
3-3 и
1771769
Ви И
Составитель Г, Царапов
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор А, Козориз
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3795 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5