Механизм опрокидывания подрессоренной кабины транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в транспортных средствах , в частности, в грузовых автомобилях с подрессоренной кабиной, расположенной над двигателем, и касается механизма опрокидывания кабины. Сущность изобретения: механизм содержит гидроцилиндр, соединенный с промежуточным рычагом, соединенным с рамой через шарнир. Рычаг расположен с зазором внутри серьги, закрепленной на каркасе кабины. Шарнир смещен от оси поворота кабины в сторону серьги. Рычаг имеет участок, выступающий из серьги в сторону задней стенки кабины в опущенном ее положении и имеющий с нижней стороны выступ. Выступ взаимодействует с серьгой при равновесном положении наклонной кабины во избежание ее неконтролируемого падения. Благодаря этому механизм позволяет разгрузить гидроцилиндр от воздействия подрессоренной кабины во время движения транспортного средства, а также исключить динамические воздействия на механизм в процессе перехода кабины через положение равновесия. 1 з. п, ф-лы, 7 ил. с «о Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4900399/11 (22) 08,01.91 (46) 30.10.92. Бюл. N 40 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) M. Ю. Левин, Л. С Шпак, Б. И. Горевой, И. Н. Парфенов и И, Ю. Есеновская-Лашкова (56) Патент США N- 3642316, кл. В 62 0
33/06, 1972. (54) МЕХАНИЗМ ОПРОКИДЫВАНИЯ ПОДРЕССОРЕННОЙ КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: в транспортных средст. вах, в частности, в грузовых автомобилях с подрессоренной кабиной, расположенной над двигателем, и касается механизма опрокидывания кабины. Сущность изобретения:
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к грузовым автомобилям с подрессоренной кабиной, расположенной над двигателем, и касается механизма опрокидывания кабины.
Известен механизм опрокидывания подрессоренной кабины, содержащий гидроцилиндр, соединенный шарнирно одним своим концом с рамой транспортного средства, а другим концом — с промежуточным рычагом, который шарнирно связан с рамой транспортного средства и установлен с зазором внутри серьги, закрепленной нв каркасе пола кабины, Благодяра наличию указанного зазора между промежуточным рычагом и серьгой колебания кабины, возникающие при движении автомобиля, не пе Ы 1772033 А1 (я)5 В 62 0 33/067, 33/077 механизм содержит гидроцилиндр, соединенный с промежуточным рычагом, соединенным с рамой через шарнир. Рычаг ,расположен с зазором внутри серьги, закрепленной на каркасе кабины. Шарнир смещен от оси поворота кабины в сторону серьги. Рычаг имеет участок, выступающий из серьги в сторону задней стенки кабины в опущенном ее положении и имеющий с нижней стороны выступ. Выступ взаимодействует с серьгой при равновесном положении наклонной кабины во избежание ее неконтролируемого падения. Благодаря этому механизм позволяет разгрузить гидроцилиндр от воздействия подрессоренной кабины во время движения транспортного средства, а также исключить динамические воздействия на механизм в процессе перехода кабины через положение равновесия. 1 з. и, ф-лы, 7 ил, редаются на упомянутый гидроцилиндр. Однако во время опрокидывания кабины после перехода последней через положение равновесия происходит свободное ее падение под действием собственного веса в пределах зазора между промежуточным рычагом и серьгой, что приводит к значительным динамическим нагрузкам на механизм, снижающим его надежность.
Цель изобретения — повышение надежности механизма опрокидывания подрессоренной кабины транспортного средства.
Указанная цель достигается тем, что в механизме опрокидывания подрессоренной кабины, содержащем гидроцилиндр, соединенный шарнирно одним своим концом с рамой транспортного средства и другим
1772033 своим концом с промежуточным рычагом, взаимодействующим с каркасом пола кабины при ее подъеме и расположенным с зазором внутри серьги, закрепленной на каркасе пола кабины, шарнир поворота промежуточного рычага относительно рамы расположен между шарниром поворота кабины и серьгой, а сам промежуточный рычаг выполнен с участком, выступающим из серьги в сторону задней стенки кабины в опущенном ее положении и имеющим в вертикальной плоскости обращенный в сторону рамы выступ, выполненный с воэможностью взаимодействия с серьгой при переходе в процессе опрокидывания кабины мертвой точки. указанная конструкция механизма опрокидь вания кабины позволяет за счет перемещения промежуточного рычага относительно серьги изменять зазор между ними в процессе подъема кабины, уменьшая его до минимума в равновесном положении кабины, и тем самым исключить динамические нагрузки на кабину в процес-. се перехода через положение равновесия.
Для уменьшения силы трения между каркасом пола кабины и промежуточным рычагом при его перемещении относительно серьги свободный конец промежуточного рычага может быть снабжен роликом, На фиг. 1 изображен общий вид транспортного средства с подрессоренной каби.ной; на фиг. 2 — подрессоренная кабина. транспортного средства при среднем положении ее подвески; на фиг, 3 — механизм опрокидывания кабины при максимальном сжатии ее; на фиг. 4 — механизм опрокидывания кабины при максимальном ходе ее подвески вверх; на фиг, 5 — кабина и механизм ее опрокидывания в начале подъема кабины, в положении равновесия и в максимально запрокинутом положении; на фиг. 6 — разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 7— разрез Б-Б на фиг. 2.
Механизм опрокидывания кабины 1 содержит гидроцилиндр 2, закрепленный с помощью оси 3 на раме 4 транспортного средства и соединенный посредством шарнира 5 с промежуточным рычагом 6.
Рычаг 6 посредством шарнира 7 соединен с рамой 4 транспортного средства, Рычаг 6 расположен внутри серьги 8, состоящей иэ двух кронштейнов 9 (см. фиг.
7), жестко скрепленных с каркасом 10 пола кабины 1 и соединенных между собой осью
11 с надетым на не роликом 12. Ось 11 зафиксирована в осевом направлении шплинтами 13. Промежуточный рычаг 6 выполнен с участком 14, выступающим из серьги 8 в сторону задней стенки. кабины 1
12 серьги 8 остается гарантированный зазор, 40 Такое выполнение механизма опрокидывания кабины исключает передачу динамических нагрузок от кабины 1 на гидроцилиндр 2 при движении автомобиля, что повышает надежность гидроцилиндра и
45 увеличивает его срок службы.
При подъеме кабины 1 (см. фиг. 5) гидроцилиндр 2 начинает раздвигаться, воздействуя в точке шарнира 5 на промежуточный рычаг 6 и заставляя его по50 ворачиваться вокруг шарнира 7. При этом ролик 16 на свободном конце рычага 6 входит в контакт с каркасом 10 пола кабины, за счет чего кабина 1 начинает поворачиваться вокруг шарнира 21. При атом упругий эле55 мент 22 передней йадвески сжимается, в упругий элемент 23 задней подвески разжимается.
За счет того, что шарнир 7, соединяющий рычаг 6 с рамой 4, смещен относительно шарнира 21. в сторону серьги 8, ролик 16
35 в опущенном ее положении и имеющим с нижней стороны выступ 15. Выступ 15 выполнен с воэможностью взаимодействия с серьгой 8 при равновесном положении наклонной кабины, т.е. при переходе в процессе опрокидывания кабины мертвой точки.
На свободном конце рычага 6 напротив пола кабины имеется ролик 16 с шайбами 17 (cM. фиг. 6), установленный на оси 18. Ось 18 зафиксирована в рычаге 6 шплинтами 19.
Подвеска кабины содержит рычаг 20, на котором имеется шарнир 21, с помощью которого кабина 1 соединена с рычагом 20.
Поворот кабины при ее опрокидывании происходит относительно оси шарнира 21. Причем шарнир 7 крепления промежуточного рычага 6 на раме 4 смещен от оси поворота кабины, т.е. от шарнира 21, в сторону задней стенки кабины и соответственно серьги 8. Иначе говоря шарнир 7 поворота промежуточного рычага 6 относительно рамы 4 расположен между шарниром 21 поворота кабины и серьгой 8. Под кабиной расположены упругие элементы 22 и 23, а также амортизаторы 24 и 25, служащие для гашения колебаний кабины
При движении транспортного средства кабина 1 имеет воэможность перемещения относительно рамы.4 за,счет наличия подвески. При этом,при максимальном перемещении кабины 1 вниз (см, фиг, 3) упругие элементы 22 и 23 сжимаются, однако между рычагом 6 и каркасом 10 пола кабины 1 остается гарантированный зазор.
При максимальном перемещении кабины 1 вверх упругие элементы 22 и.23 разжимаются, однако, между рычагом 6 и роликом
1772033 в процессе подъема кабины 1 перемещается вдоль каркаса 10 пола кабины в сторону серьги 8. При этом выступ рычага 6 начинает входить в серьгу 8.
Когда кабина 1 доходит до положения 5 равновесия, рычаг 6, серьга 8 и каркас 10 пола занимает такое взаимное положение, что зазоры как между роликом t6 и каркасом 10, так и между роликом 12 и рычагом 6 практически отсутствуют. Это достигается 10 путем расчета величины смещения шарнира
7 относительно шарнира 21, а также подбором профиля участка рычага 6 у его свободного конца. В процессе перехода кабины 1 через положение равновесия ролик 16 выхо- 15 дит иэ контакт с каркасом 10 пола кабины, а ролик 12 входит в контакт с рычагом 6. При этом, за счет отсутствия зазоров между указанными деталями в положении равновесия, не происходит неконтролируемого 20 падения кабины, следовательно, отсутствуют динамические нагрузки на детали механизма опрокидывания кабины.
После перехода кабины 1 через положение равновесия, она воздействует через ро- 25 лик 12 на рычаг 6. заставляя его поворачиваться вокруг шарнира 7, пока гидроцилиндр 2 не раздвинется до упора. При этом ролик 12 контактирует с рычагом 6, а между роликом 16 и каркасом 10 пола каби- 30 ны образуется зазор. Опускание кабины происходит в обратном порядке, Описанное выполнение механизма опрокидывания кабины позволяет разгрузить гидроцилиндр от воздействия кабины во время движения транспортного средства, а также исключить динамические воздействия на механизм опрокидывания кабины в процессе перехода кабины через положение равновесия, Формула изобретения
1. Механизм опрокидывания подрессоренной кабины транспортного средства, содержащий гидроцилиндр, соединенный шарнирно одним своим концом с рамой транспортного средства, шарнир поворота кабины, расположенный на раме, серьгу, закрепленную на каркасе пола кабины, и промежуточный рычаг, шарнирно связанный одним своим концом с рамой транспортного средства, соединенный шарнирно с вторым концом гидроцилиндра и установленный с зазором внутри серьги, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, шарнир поворота промежуточного рычага относительно рамы расположен между шарниром поворота кабины и серьгой, а сам промежуточный рычаг выполнен с участком, выступающим из серьги в сторону задней стенки кабины в опущенном ее положении и имеющим в вертикальной плоскости обращенный в сторону рамы выступ, выполненный с возможностью взаимодействия его с серьгой при переходе в процессе опрокидывания кабины мертвой точки.
2. Механизм по и. 1,-о т.л и ч а ю щ и и с я тем, что второй конец промежуточного рычага снабжен роликом. f772033
Л !
О
2i
g f$
Ч(1!
1 (
,,, « *,,1
Lw (, / 1
f (1
1 7у
1, 1 (1 г Г "
А , -. —,
Ф
\ ". (jpМ А/Я
1
Ф . а (/
1 (4
Р
«/ . Ъ ф
2 4 Ф
1 :, Ф" 1 f i у4 "ъ с ь .-
i,i ( ь1 ь
1 ;,,:, „ !
1 %
1772033
1772033
Составитель Л.Шпак
Техред M. Моргентал
Корректор И.Шмакова
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3808 Тираж Подписное
8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раукская наб., 4/5