Судовая энергетическая установка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность: в энергетической установке, содержащей турбину 1, зубчатый редуктор 2, валоповоротное устройство 5, систему смазки с масляным электронасосом 7, привод валороворотного устройства,выполнен в виде гидромотора, подключенного к напорной магистрали системы смазки. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з В 63 Н 21/38
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ - 1 (2 (21) 4891557/11 (22) 17,12.90 (46) 30.10.92. Бюл. М 40 (71) Северное проектно-конструкторское бюро (72) А.Б.Архиреев, К.М.Ильин и О.В.Князев (56) Курзон А.Г. Судовые паровые и газовые турбины. Конструкции. Т. 1, Судпромгиз, Л., 1957, с. 41, рис.2.17.
Справочник корабельного инженерамеханика, /Под ред. В.Г,Новикова. М., Воениздат, 1984, с. 304-305, 314-317.
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым энергетическим установкам с устройствами, использующими рабочие жидкости силовой установки, например смазочные материалы.
Известна судовая энергетическая уста. новка, содержащая турбоагрегат и систему смазки и масляным электронасосом.
После вывода названной установки из действия масляный насос продолжает работать, обеспечивая в течение заданного времени форсированную подачу масла из системы смазки в турбоагрегат к его подшипникам и редуктору для отвода от них тепла. B связи с.тем, что подвод масла к указанным частям турбоагрегата осуществляется неравномерно, отвод от них тепла также неравномерен, поэтому при высоком тепловом напряжении возможны просадка ротора турбоагрегата и его повреждение при последующем пуске, Такие установки
„„5U„„1772050 А1 (54) СУДОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАН0В КА (57) Сущность: в энергетической установке, содержащей турбину 1, зубчатый редуктор
2, валоповоротное устройство 5, систему смазки с масляным электронасосом 7, привод валороворотного устройства, выполнен в виде гидромотора, подключенного к напорной магистрали системы смазки. 1 ил, обычно выполняются малонапряженными в тепловом отношении, а следовательно, малоэкономичными, что в настоящее время характерно для вспомогательных судовых установок. 4
Известна также судовая энергетическая установка, содержащая турбоагрегат с валоповоротным устройством и систему его смазки с масляным электронасосом. При этом валоповоротное устройство выполнено в виде электродвигателя с зубчатой (или другой) передачей для подключения к турбоагрегату.
В этой установке после вывода ее из ъ действия масляный насос также продолжает работать, обеспечивая в течение заданного времени форсированную подачу масла из системы смазки в турбоагрегат к его подшипниками и редуктору для отвода оТ них тепла. При этом в отличие от описанной ранее установки турбоагрегат периодиче1772050
20
30 35
45 ски проворачивают с помощью валоповоротного устройства, что обеспечивает равномерный отвод тепла от его подшипников и редуктора. Периодичность проворачивания зависит оттеплонапряжения турбоагрегата, поэтому индивидуальна для каждой конкретной конструкции и определяется экспериментально в процессе стендовых испытаний, Так, например, судовой главный турбозубчатый агрегат проворачивают на
1,3 оборота его выходного фланца, соединенного с гребным валом, через каждые 15 мин в течение не менее 4 ч.
Недостаток этой установки состоит в ее пониженной надежности, обусловленной возмо>кностью пуска валоповоротного устройства турбоагрегата при отключенном масляном электронасосе системы смазки и повреждение вследствие этого подшипников и редуктора турбоагрегата.
Целью изобретения является повышение надежности эксплуатации турбоагрегата путем предотвращения пуска его валоповоротного устройства при отключенном масляном электронасосе системы смазки.
Эта цель достигается тем, что в судовой энергетической установке, содержащей турбоагрегат с валоповоротным устройством и систему его смазки с масляным электро,асосом валоповоротное устройство выполнено в виде гидромотора, а последний подключен к напорному трубопроводу масляного электронасоса системы смазки.
На чертеже изображена принципиальная схема установки, Судовая энергетическая установка содер>кит турбоагрегат с турбиной 1 (паровой или газовой), редуктором 2, соединенным валопроводом 3 с потребителем (например, гребным винтом), и быстроразьемным соединением 4 с валоповоротным устройством, выполненным в виде гидромотора 5, В состав установки входит система смазки турбоагрегата со сточно-расходной цистерной б, масляным электронасосом 7, фильтром 8, охладителем 9 и соединяющими их между собой напорным 10 и сточным 11 трубопроводами, подключенными, кроме того, к подшипникам 12 и редуктору 2 турбоагрегата, а также к гидромотору 5, Установка работает следующим образом, Турбина 1 через редуктор 2 приводит во вращение валопровод 3, передавая таким образом развиваемую ею мощность потребителю. При этом гидромотор 5 быстроразьемным соединением 4 отключен от редуктора 2 турбоагрегата, а масляный насос 7 включен и забирает масло из цистерны
6 и по трубопроводу 10 через фильтр 8 и охладитель 9 подает его очищенным и охлажденным до заданной температуры (обычно около 40 С) на смазку к подшипникам 12 и редуктору 2 турбоагрегата, пройдя которые оно по трубопроводу 11 возвращается в цистерну 6, После вывода установки из действия насос 7 продолжает работать, обеспечивая подачу масла по трубопроводу 10 к подшипникам 12 и редуктору 2 для отвода от них тепла. Одновременно масло по трубопроводу 10 подают к гидромотору 5, который подключают к редуктору 2 посредством быстроразъемного соединения 4 и включают в действие (подачей в него масла). периодически проворачивая турбоагрегат, что обеспечивает равномерный отвод телла от подшипников 12 и редуктора 2.
Формула изобретения
Судовая энергетическая установка, со- . держащая турбозубчатый агрегат с валоповоротным устройством, систему смазки агрегата с масляным электронасосом, о т ли ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности эксплуатации турбоагрегата путем предотвращения пуска валоповоротного устройства при отключенном масляном электронасосе, привод валоповоротного устройства выполнен в виде гидромотора, сообщенного с напорной магистралью масляного насоса системы смазки.
1772050
Редактор
Заказ 3809 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГККТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101
Заоорт дода
Составитель А.Архиреев
Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор А.Козориз