Устройство для контроля загрязненности моторного масла двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Емкость для масла 1 снабжена конусообразными крышками 3,4. в торцах которых выполнены сливные патрубки 5, 6 с установленными в них жиклерами 7,8. Между крышками и емкостью установлены перфорированные проставки 9, 10. На проставке 9 размещен излучатель-приемник 11 ультразвуковых колебаний. Емкость 1 подключена к масляной магистрали параллельно, а соединительный трубопровод 13 подкпючен к боковой поверхности крышки 3 выше излучателя-приемника 11. Устройство позволяет повысить точность контроля масла путем его деаэрации. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 01 M 11/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ацг,2

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4871178/06 (22) 05,10.90 (46) 30.10.92, 6 юл, М 40 (75) Н;П.Мартынюк. С,Н,Мартынюк, Е.Н.Мартынюк и Л,Ф.Мартынюк (56) Авторское свидетельство СССР

М 1347009, кл, 6 01 N 33/30, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ 3АГРЯЗНЕННОСТИ МОТОРНОГО МАСЛА

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Емкость для масла 1 снабжена конусообразными крышками 3,4, в торцах которых!

Ж,, 1772364 А1 выполнены сливные патрубки 5, 6 с установленными в них жиклерами 7, 8. Между крышками и емкостью установлены перфорированные проставки 9, 10, На проставке 9 размещен излучатель-приемник 11 ультразвуковых колебаний. Емкость 1 подключена к масляной магистрали параллельно, а соединительный трубопровод 13 подключен к боковой поверхности крышки 3 выше излучателя-приемника 11, Устройство позволяет повысить точность контроля масла путем его деаэрации. 1 з.п.ф-лы, 3 ил, 1772364

Изобретение относится к двигателест--роению и может быть использовано для экспресс-диагностики моторного масла в процессе эксплуатации двигателя.

Известно устройство для контроля загрязненности моторного масла двигателя внутреннего сгорания (ДВС), содержащее емкость для масла, подключенную через соединительный трубопровод к масляной магистрали двигателя, размещенные в емкости излучатель и приемник ультразвуковых колебаний, связанные с ультразвуковым генератором колебаний (УЗГ), и источник питания.

Однако известное устройство дает большую погрешность в измерениях вследствие попадания между излучателем и приемником воздушных пузырьков, находящихся в моторном масле, С увеличением наработки двигателя и износом трущихся сопряжений, смазывающихся под давлением, аэрация циркулирующего масла возрастает, что приводит к еще большей погрешности контроля качества масла, Цель изобретения — повышение точности контроля масла путем его деаэрации в процессе работь1 двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для контроля загрязненности моторного масла ДВС, содержащем емкость для масла, подключенную через соединительный трубопровод к масляной магистрали двигателя, размещенные в емкости излучатель и приемник ультразвуковых колебаний, связанные с УЗГ, и источник питания, емкость снабжена конусообразными крышками, в которых выполнены сливные патрубки с установленными в них жиклерами с калиброванными отверстиями, соединительный трубопровод подключен к боковой поверхности одной из крышек, между крышками и емкостью размещены перфорированные проставки, излучатель и приемник ультразвуковых колебаний объединены в блок, который установлен на проставке, ближайшей к крышке с подключенным соединительным трубопроводом, в последнем установлен запорный клапан, привод которого электрически связан с источником питания, Емкость для масла подключена к масляной магистрали параллельно.

На фиг.1 схематично показана система смазки двигателя с включенным в нее устройством для контроля загрязненности моторного масла; на фиг,2 — конструкция устройства для контроля загрязненности моторного масла, на фиг.3 — электрическая цепь питания УЗГ и привода запорного клапана.

Устройство для контроля загрязненности моторного масла содержит емкость для масла 1, снабженную цилиндрической частью 2 и конусообразными крышками 3,4, в торцах которых выполнены сливные патрубки 5,6 с установленными в них жиклерами

7,8 с калиброванными отверстиями. Между цилиндрической частью 2 емкости и крышками 3,4 установлены перфорированные проставки 9,10, на проставке 9 размещен излучатель-приемник 11 ультразвуковых колебаний.

Емкость подключена параллельно к масляной магистрали 12 системы смазки двигателя через соединительный трубопровод 13, в котором размещен запорный клапан 14 с электромагнитным приводом, Клапан 14 необходим для регулирования подачи масла в емкость 1, Соединительный трубопровод 13 в зоне крышки 3 расположен тангенциально к ней, В состав системы смазки входит масляный поддон 15, масляный насос 16 и маслоочиститель 17. Излучатель-приемник 11 связан с УЗГ 18, электрическая цепь которого содержит источник питания 19, выключатель 20 и две сигнальные лампочки 21, 22, Лампочка 21 сигнализирует о том, что напряжение к генератору 18 подано, а лампочка 22 — о том, что циркуляционное масло в двигателе достигло максимальной загрязненности. Кроме того, в электрическую цепь включена обмотка 23 запорного клапана 14.

После запуска двигателя и его прогрева до номинальной температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения и моторного масла в поддоне двигателя масло, подаваемое насосом 16, из поддона 15 двигателя поступает в главную масляную магистраль 12 и далее к узлам трения, т.к. клэпан

14 перекрывает трубопровод 13, масло в емкость 1 не поступает. Лампочки 22, 21 не горят.

Для экспресс-диагностики моторного масла, например, в процессе движения транспортного средства, на котором установлен двигатель, через выключатель 20 подают напряжение от источника питания

19 к УЗГ 18, обмотке 23 клапана 14 и лампочке 21, загорание последней свидетельствует о подаче нап ряжения. В связи с тем, что в обмотку 23 клапана 14 поступило напряжение, клапан 14 открывается и масло через трубопровод 13 поступает в емкость 1, но, так как масло поступает сначала во вну1 реннюю полость крышки 3, имеющиеся s нем воздушные пузырьки всплывают (не опускаясь ниже излучателя-приемника) и в виде масловоздушной смеси отводятся через

17723б4 жиклеры 7,8 и патрубок 5 в поддон двигателя.

Очищенное от пузырьков масло поступает в цилиндрическую часть емкости ниже приемника-излучателя 11, излишне подан- 5 ное масло вытекает через жиклер 8 с калиброванным отверстием и патрубок 6 также в поддон двигателя. Синхронно с этим УЗГ 18 подает к излучателю-приемнику 11 ультразвуковые волны, которые в виде зондирую- 10 щего импульса I проходят через слой масла, соприкасаются с поверхностью проставки

10 и, отразившись от последней, возвращаются в виде эхоимпульса II обратно к излучателю-приемнику 11 и далее к УЗГ 18. 15

Величина эхоимпул ьса I I зависит от степени загрязненности масла (при одних и тех же температуре масла, частоте вращения коленчатого вала двигателя, давлении масла в главной масляной магистрали и т.д,), поэто- 20 му чем больше загрязнено масло, тем меньший эхоимпульс II поступит в электронноусилительные блоки УЗГ 18 (предварительно УЗГ тарируют на минимальный эхоимпульс Il, который может поступить, пройдя 25 в емкости 1 сквозь масло, достигшее номинальной степени загрязненности}, лампочка 22 загорится, например, на приборном щитке автомобиля, трактора и т.д., сигнализируя о том, что дальнейшее использование 30 диагностируемого масла не допускается.

Наоборот, если в течение одной-двух минут после подачи напряжения к потребителям лампочка 22 не загорится, то моторное масло пригодно для дальнейшего применения 35 в двигателе, С помощью выключателя 20 прекращают подачу напряжения к УЗГ, обмотке 23 и лампочке 21. Процесс экспресс-диагностики масла закончен. Клапан 14 перекроет трубопровод 13 и масло из емкости 1 через жиклер 8 и патрубок б вытечет в поддон.

Формула изобретения

1. Устройство для контроля загрязненности моторного масла двигателя внутреннего сгорания, содержащее емкость для масла, подключенную через соединительный трубопровод к масляной магистрали двигателя, размещенные в емкости излучатель и приемник ультразвуковых колебаний, связанные с ультразвуковым гененатором колебаний, и источник питания. о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля, емкость для масла снабжена конусообразными крышками, в торцах которых выполнены сливные патрубки с установленными в них жиклерами с калиброванными отверстиями, соединительный трубопровод подключен к боковой поверхности одной из крышек емкости, между крышками и емкостью размещены перфорированные проставки, излучатель и приемник объединены в единый блок, который установлен на проставке, ближайшей к крышке с подключенным соединительным трубопроводом, в последнем установлен запорный клапан, привод которого электрически связан с источником питания, 2, Устройство по п.1, отл ич а ю щее с я тем, что емкость для масла подключена к масляной магистрали параллельно.

1772364

Составитель Н.Мартынюк

Техред M.Морге нтал Корректор И.Шулла

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, yn,Гагарина, 101

Заказ 3824 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5