Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сущность изобретения заключается в том, что каждый контур системы охлаждения дополнительно содержит струйный насос 30,31 с соплом, подсоединенный входом к всасывающему патрубку циркуляционного насоса и выходной магистрали полостей охлаждения . Сопло 32 струйного насоса 30 подключено к высоконапорному насосу 8. Регулятор расхода жидкости размещен между входным и выходным трубопроводами гидропривода. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания снабжена редуктором, а высоконапорные насосы объединены в один корпус и подключены к редуктору . Изобретение позволяет увеличить производительность высоконапорного насоса , улучшить его кавитационные характеристики , увеличить скорость жидкости а трубках радиатора, в результате чего повысится эффективность теплоотдачи. 1 з.п.флы, 1 ил. 1Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s F 01 Р 7/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4889798/06 (22) 12.12.90 (46) 30.10,92. Бюл, ¹ 40 (71) Коломенский тепловозостроительный завод им. B.Â.Êóéáûøåâà (72) В,В.Лукин (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 1321866, кл. F 01 Р 7/04, 1986.

2. Авторское свидетельство СССР

N 1605005, кл, F 01 Р 7/04, 1988. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Сущность изобретения заключается в том, что каждый контур системы охлаждения дополнительно содержит струйный насос 30,31 с соплом, подсоединенный входом. БЫ, 1772369 А1 к всасывающему патрубку циркуляционного насоса и выходной магистрали полостей охлаждения. Сопло 32 струйного насоса 30 подключено к высоконапорному насосу 8.

Регулятор расхода жидкости размещен между входным и выходным трубопроводами гидропривода. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания снабжена редуктором, а высоконапорные насосы объединены в один корпус и подключены к редуктору. Изобретение позволяет увеличить производительность высоконапорного насоса, улучшить его кавитационные характеристики, увеличить скорость жидкости в трубках радиатора, в результате чего повысится эффективность теплоотдачи. 1 э.п.флы, 1 ил.

1772369

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения двигателя внутреннего сгорания транспортных установок. преимущественно тепловозов.

Известна система охлаждения, содержащая контур циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор и полости охлаждения двигателя, вентилятор обдува радиатора с гидроприводом переменного наполнения, подключенный при помощи трубопровода к масляной магистрали двигателя, и терморегулятор, изменяющий частоту вращения вентилятора, согласованную с частотой вращения двигателя, дополнительный регулируемый дроссель (1).

Наиболее близкой к предлагаемой является система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая основной и дополнительный контуры циркуляции охлаждающей жидкости, каждый из которых включает последовательно соединенные полости охлаждения двигателя с входной и выходной магистралями, высоконапорный насос, регулируемый гидропривод с входным и выходным трубопроводами, вентилятор, регулятор расхода жидкости, радиатор и циркуляционный насос со всасывающим и нагнетательным патрубками, охладитель масла и наддувочного воздуха, установленные в дополнительном контуре циркуляции (2), Эта система охлаждения имеет тот недостаток, что для более мощных двигателей (и тепловоза в целом) число радиаторов увеличивается, в результате чего уменьшается скорость воды в их трубках, а поэтому снижается эффективность охлаждения, гидропривод вентиляторов требует повышения давления жидкости и увеличения габаритов, а это снижает надежность работы.

Целью изобретения является повышение надежности.

Отличие от прототипа заключается в том, что каждый контур дополнительно содержит струйный насос с соплом, подсоединенный входом к всасывающему патрубку циркуляционного насоса и выходной магистрали полостей охлаждения, сопло струйного насоса подключено к высоконапорному насосу, а регулятор расхода жидкости размещен между входным и выходным трубопроводами гидроприаода, Система охлаждения снабжена редуктором, а высоконапорные насосы объединены в один корпус и подключены к редуктору.

В предлагаемой системе применение струйного насоса позволяет увеличить производительность высоконапорного насоса, улучшить его кавитационные характеристи-. ки, увеличить скорость жидкости в трубках радиатора, в результате чего повышается эффективность теплоотдачи.

На чертеже изображена схема системы охлаждения двигателя внутреннего сгора5 ния.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания включает основной 1 и дополнительный 2 контуры циркуляции охлаждающей жидкости. Каждый из контуров

10 включает последовательно соединенные полости охлаждения двигателя с входными

4,5 и выходными 6,7 магистралями, высоконапорные насосы 8,9, регулируемые гидроприводы 10,11 с входными 12, 13 и

15 выходными 14,15 трубопроводами, вентиляторы 16,17, регуляторы расхода жидкости

18,19, радиаторы 20, 21 и циркуляционные насосы 22, 23 со всасывающими 24, 25 и нагнетательными 26,27 патрубками, Охла20 дители масла 28 и наддувочного воздуха 20 установлены в дополнительном контуре 2, Каждый контур содержит струйные насосы

30, 31 с соплами 32, 33. Входы струйных насосов подсоединены к всасывающим пат25 рубкам 24, 25 циркуляционных насосов 22, 23 и к выходной магистрали полостей охпаА<дения, Сопла 32, 33 струйных насосов 30, 31 подключены к высоконапорным насосам 8, 9. Система охлаждения снабжена редукто30 ром 34, высоконапорные насосы 8, 9 объединены в один корпус и подключены к редуктору 34, Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания работает следующим об35 разом.

При работе двигателя 3, насосы 22, 23 создают поток жидкости в контурах 1 и 2.

8 основном контуре 1 поток жидкости проходит через полости охлаждения двигателя 3, вход струйного насоса 30 и из сопла

32 поступает ао всасывающую полость высоконапорного насоса 8, в котором повышается напор и расход жидкости, и она поступает во входной трубопровод 12 гидропривода 10. При низкой температуре жидкости регулятор расхода 18 пропускает весь поток и жидкость поступает в выходной трубопровод 14 гидропривода 10, Далее жидкость .проходит через радиаторы 20, входной участок трубопровода 40,часть жидкости из которого поступает во входной участок струйного насоса 30, а остальная (большая часть) идет в циркуляционный насос 22 дизеля, полости охлаждения двигателя 3. При этом к гидроприваду 10 жидкость не поступает, вентилятор 16 не вращается и не обдувает воздухом радиаторы. и они не рассевают тепло. Температура охлаждающей жидкости повышается, 1772369

Составитель В. Лукин

Техред М,Моргентал

Редактор

Корректор Н. Гунько

Заказ 3825 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб.; 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

При достижении температуры выше нижнего значения настройки датчика регулятор 18 уменьшает пропуск жидкости.

Часть потока направляется к гидроприводу

10, из него — в выходной участок трубопровода 14, затем в радиаторы, и так, как описано выше. Начинает вращаться вентилятор

16, обдувая секции. Начинается теплорассеивание радиаторами в окружающую среду.

При дальнейшем росте температуры охлаждающей жидкости увеличивается поток жидкости через гидропривод 10, возрастает частота вращения вентилятора, увеличивается подача воздуха через радиаторы, теплорассеивание возрастает, При равенстве тепловыделения дизеля и теплорассеивания в радиаторах в системе установится и будет поддерживаться определенная температура жидкости.

При температуре выше верхнего предела температуры настройки датчика регулятор полностью перекрывается, весь поток жидкости проходит через гидроп ривод и достигается номинальная частота вращения вентилятора.

Таким образом происходит непрерывное регулирование температуры охлаждающей жидкости, В дополнительном контуре работа аналогична основному, Ю

Формула изобретения

1. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая основной и дополнительный контуры циркуляции ох5 лэждающей жидкости, каждый из которых включает последовательно соединенные полости охлаждения двигателя с входной и выходной магистралями, высоконапорный насос, регулируемый гидропривод с вход10 ным и выходным трубопроводами, вентилятор, регулятор расхода жидкости, радиатор и циркуляционный насос со всасывающим и нагнетающим патрубками, охладители масла и наддувочного воздуха, установленные

15 в дополнительном контуре циркуляции, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, каждый контур дополнительно содержит струйный насос с соплом, подсоединенный входом к всасывающему

20 патрубку циркуляционного насосе и выходной магистрали полостей охлаждения, сопло струйного насоса подключено к высоконапорному насосу, а регулятор расхода жидкости размещен между входным и

25 выходным трубопроводами гидропривода.

2. Система по п,1. о.т л и ч э ю щ а я с я тем, что она снабжена редуктором, а высоконапорные насосы обьединены в один корпус и подключены к редуктору.