Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения заключается в том, что каждый контур системы охлаждения дополнительно содержит струйный насос 30,31 с соплом, подсоединенный входом к всасывающему патрубку циркуляционного насоса и выходной магистрали полостей охлаждения . Сопло 32 струйного насоса 30 подключено к высоконапорному насосу 8. Регулятор расхода жидкости размещен между входным и выходным трубопроводами гидропривода. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания снабжена редуктором, а высоконапорные насосы объединены в один корпус и подключены к редуктору . Изобретение позволяет увеличить производительность высоконапорного насоса , улучшить его кавитационные характеристики , увеличить скорость жидкости а трубках радиатора, в результате чего повысится эффективность теплоотдачи. 1 з.п.флы, 1 ил. 1Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (st)s F 01 Р 7/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4889798/06 (22) 12.12.90 (46) 30.10,92. Бюл, ¹ 40 (71) Коломенский тепловозостроительный завод им. B.Â.Êóéáûøåâà (72) В,В.Лукин (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 1321866, кл. F 01 Р 7/04, 1986.
2. Авторское свидетельство СССР
N 1605005, кл, F 01 Р 7/04, 1988. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Сущность изобретения заключается в том, что каждый контур системы охлаждения дополнительно содержит струйный насос 30,31 с соплом, подсоединенный входом. БЫ, 1772369 А1 к всасывающему патрубку циркуляционного насоса и выходной магистрали полостей охлаждения. Сопло 32 струйного насоса 30 подключено к высоконапорному насосу 8.
Регулятор расхода жидкости размещен между входным и выходным трубопроводами гидропривода. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания снабжена редуктором, а высоконапорные насосы объединены в один корпус и подключены к редуктору. Изобретение позволяет увеличить производительность высоконапорного насоса, улучшить его кавитационные характеристики, увеличить скорость жидкости в трубках радиатора, в результате чего повысится эффективность теплоотдачи. 1 э.п.флы, 1 ил.
1772369
Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения двигателя внутреннего сгорания транспортных установок. преимущественно тепловозов.
Известна система охлаждения, содержащая контур циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор и полости охлаждения двигателя, вентилятор обдува радиатора с гидроприводом переменного наполнения, подключенный при помощи трубопровода к масляной магистрали двигателя, и терморегулятор, изменяющий частоту вращения вентилятора, согласованную с частотой вращения двигателя, дополнительный регулируемый дроссель (1).
Наиболее близкой к предлагаемой является система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая основной и дополнительный контуры циркуляции охлаждающей жидкости, каждый из которых включает последовательно соединенные полости охлаждения двигателя с входной и выходной магистралями, высоконапорный насос, регулируемый гидропривод с входным и выходным трубопроводами, вентилятор, регулятор расхода жидкости, радиатор и циркуляционный насос со всасывающим и нагнетательным патрубками, охладитель масла и наддувочного воздуха, установленные в дополнительном контуре циркуляции (2), Эта система охлаждения имеет тот недостаток, что для более мощных двигателей (и тепловоза в целом) число радиаторов увеличивается, в результате чего уменьшается скорость воды в их трубках, а поэтому снижается эффективность охлаждения, гидропривод вентиляторов требует повышения давления жидкости и увеличения габаритов, а это снижает надежность работы.
Целью изобретения является повышение надежности.
Отличие от прототипа заключается в том, что каждый контур дополнительно содержит струйный насос с соплом, подсоединенный входом к всасывающему патрубку циркуляционного насоса и выходной магистрали полостей охлаждения, сопло струйного насоса подключено к высоконапорному насосу, а регулятор расхода жидкости размещен между входным и выходным трубопроводами гидроприаода, Система охлаждения снабжена редуктором, а высоконапорные насосы объединены в один корпус и подключены к редуктору.
В предлагаемой системе применение струйного насоса позволяет увеличить производительность высоконапорного насоса, улучшить его кавитационные характеристи-. ки, увеличить скорость жидкости в трубках радиатора, в результате чего повышается эффективность теплоотдачи.
На чертеже изображена схема системы охлаждения двигателя внутреннего сгора5 ния.
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания включает основной 1 и дополнительный 2 контуры циркуляции охлаждающей жидкости. Каждый из контуров
10 включает последовательно соединенные полости охлаждения двигателя с входными
4,5 и выходными 6,7 магистралями, высоконапорные насосы 8,9, регулируемые гидроприводы 10,11 с входными 12, 13 и
15 выходными 14,15 трубопроводами, вентиляторы 16,17, регуляторы расхода жидкости
18,19, радиаторы 20, 21 и циркуляционные насосы 22, 23 со всасывающими 24, 25 и нагнетательными 26,27 патрубками, Охла20 дители масла 28 и наддувочного воздуха 20 установлены в дополнительном контуре 2, Каждый контур содержит струйные насосы
30, 31 с соплами 32, 33. Входы струйных насосов подсоединены к всасывающим пат25 рубкам 24, 25 циркуляционных насосов 22, 23 и к выходной магистрали полостей охпаА<дения, Сопла 32, 33 струйных насосов 30, 31 подключены к высоконапорным насосам 8, 9. Система охлаждения снабжена редукто30 ром 34, высоконапорные насосы 8, 9 объединены в один корпус и подключены к редуктору 34, Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания работает следующим об35 разом.
При работе двигателя 3, насосы 22, 23 создают поток жидкости в контурах 1 и 2.
8 основном контуре 1 поток жидкости проходит через полости охлаждения двигателя 3, вход струйного насоса 30 и из сопла
32 поступает ао всасывающую полость высоконапорного насоса 8, в котором повышается напор и расход жидкости, и она поступает во входной трубопровод 12 гидропривода 10. При низкой температуре жидкости регулятор расхода 18 пропускает весь поток и жидкость поступает в выходной трубопровод 14 гидропривода 10, Далее жидкость .проходит через радиаторы 20, входной участок трубопровода 40,часть жидкости из которого поступает во входной участок струйного насоса 30, а остальная (большая часть) идет в циркуляционный насос 22 дизеля, полости охлаждения двигателя 3. При этом к гидроприваду 10 жидкость не поступает, вентилятор 16 не вращается и не обдувает воздухом радиаторы. и они не рассевают тепло. Температура охлаждающей жидкости повышается, 1772369
Составитель В. Лукин
Техред М,Моргентал
Редактор
Корректор Н. Гунько
Заказ 3825 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб.; 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101
При достижении температуры выше нижнего значения настройки датчика регулятор 18 уменьшает пропуск жидкости.
Часть потока направляется к гидроприводу
10, из него — в выходной участок трубопровода 14, затем в радиаторы, и так, как описано выше. Начинает вращаться вентилятор
16, обдувая секции. Начинается теплорассеивание радиаторами в окружающую среду.
При дальнейшем росте температуры охлаждающей жидкости увеличивается поток жидкости через гидропривод 10, возрастает частота вращения вентилятора, увеличивается подача воздуха через радиаторы, теплорассеивание возрастает, При равенстве тепловыделения дизеля и теплорассеивания в радиаторах в системе установится и будет поддерживаться определенная температура жидкости.
При температуре выше верхнего предела температуры настройки датчика регулятор полностью перекрывается, весь поток жидкости проходит через гидроп ривод и достигается номинальная частота вращения вентилятора.
Таким образом происходит непрерывное регулирование температуры охлаждающей жидкости, В дополнительном контуре работа аналогична основному, Ю
Формула изобретения
1. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая основной и дополнительный контуры циркуляции ох5 лэждающей жидкости, каждый из которых включает последовательно соединенные полости охлаждения двигателя с входной и выходной магистралями, высоконапорный насос, регулируемый гидропривод с вход10 ным и выходным трубопроводами, вентилятор, регулятор расхода жидкости, радиатор и циркуляционный насос со всасывающим и нагнетающим патрубками, охладители масла и наддувочного воздуха, установленные
15 в дополнительном контуре циркуляции, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, каждый контур дополнительно содержит струйный насос с соплом, подсоединенный входом к всасывающему
20 патрубку циркуляционного насосе и выходной магистрали полостей охлаждения, сопло струйного насоса подключено к высоконапорному насосу, а регулятор расхода жидкости размещен между входным и
25 выходным трубопроводами гидропривода.
2. Система по п,1. о.т л и ч э ю щ а я с я тем, что она снабжена редуктором, а высоконапорные насосы обьединены в один корпус и подключены к редуктору.