Способ оценки идентичности режимов трения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к испытательной технике и может найти применение при моделировании узлов трения. Цель изобретения - повышение точности идентификации режимов трения. Воздействуют фрикционно на натурный и модельный образцы с учетом коэффициента их подобия. В качестве параметра, по которому оценивают идентичность режимов трения, определяют градиент дифракционной картины по глубине деформированного слоя. 1 табл.
союз советских социдлистических
РЕСПУБЛИК (51)s 6 01 К 3/56
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
° и ч.", ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ;-:;„ ;„", „"," -";, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4863393/28 (22) 17.07.90 (46) 30.10.92. Бюл, N 40 (71) Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В.Т.Костыгов и M.Т,Костыгов (56) Тетаро Нарусэ. Исследование противозадирной стойкости смазочных масел в зубчатом зацеплении, Перевод N- РИ-55316 с японского языка статьи из журнала "Кикайпо-Кэнкю", 1982, 34, 5, 585-591, Браун 3 Д., Евдокимов Ю.А. и Чичинадзе А.B. Моделирование трения и изнашивания в машинах. M.: Машиностроение, t982, с.191.
Изобретение относится к способам оценки идентичности режимов трения.
Известен способ, согласно которому изготавливают физические модели-ролики и натурные образцы шестерен из одинаковосо материала, проводят трибоиспытания на моделях-роликах и зубчатых колесах, и оценивают идентичность режимов трения по внешнему виду поверхностей трения и нагрузка, соответствующей заеданию.
Известен также способ оценки идентичности режимов трения при физическом моделировании, заключающийся в том, что натурные и модельные образцы из одинакового материала нагружают с учетом коэффициентов подобия, придают им относительное перемещение, определяют коэффициенты трения, интенсивности изнашивания, фиксируют внешний вид поверхностей трения натуры и модели, и сравнивают их между собой.
Недостатком данного способа является то, что известный способ не обеспечивает качественной и количественной оценки состояния внутренней структуры материалов, ÄÄ5UÄÄ 1772688 А1 (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ИДЕНТИЧНОСТИ
РЕЖИМОВ ТРЕНИЯ (57) Изобретение относится к испытательной технике и может найти применение при моделировании узлов трения, Цель изобретения — повышение точности идентификации режимов трения, Воздействуют фрикционно на натуоный и модельный образцы с учетом коэффициента их подобия. В качестве параметра, по которому оценивают идентичность режимов трения, определяют градиент дифракционной картины по глубине деформированного слоя. 1 табл. в результате чего снижается достоверность и точность идентификации режимов трения, Цель изобретения — повышение точности идентификации режимов трения, В результате повышается эффективность контроля модельных трибоиспытаний мате- л риалов.
Указанная цель достигается тем, что фрикционно воздействуют на натурный и модельный образцы с учетом коэффициента их подобия и определяют параметр по которому оценивают идентичность, согласно О© изобретения в качестве параметра опреде- О ляют градиент дифракционной картины по глубине деформированного слоя.
Отличительным приэнакомзаявляемого способа является то, что идентификация режимов трения у натурных и модельных образцов производится по градиентам изменения дифракционной картины, которая отражает состояние субструктуры поверхностного слоя по глубине после фрикционного воздействия.
1772688
Формула изобретения
Способ оценки идентичности режимов трения, заключающийся в том, что фрикционно воздействуют на натурный и модельный образцы с учетом коэффициента их подобия и определяют параметр, по которому оценивают идентичность режимов трения, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, в качестве параметра определяют градиент дифракционной картины по глубине деформированного слоя, Интенсивность из нашивания Ь .
10 мг/см м
hbN.. испытания
Смазочная среда
Нагрузка в контакта, МПа
Время испытания, ч
Ширина рентгеновских линий 1ЕР а
На глубине
1 мкгл
На глубине
5 мкм
1-я пара (ролик-ролик) (220) 24 (211) 17,5 (200) 14 (220) 24 (211) t7,5 (200).14
ТАП-15В
740
25 1 8,5
25
185
И-я пара (ролик-ролик) ТАП-15 В
740
Составитель В.Костыгов
Техред M.Mîðãåíòýë Корректор А.Зорович
Редактор Т.Орлова
Заказ 3841 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101
Сравнение дифракционных картин и градиентов их изменения по глубине у разных образцов из одинакового материала полностью идентифицируют режимы их трения.
При несовпадении градиентов дифрак- 5 ционных картин и стало быть режимов трения проводят полную расшифровку рентгенограмм с целью сравнения у натуры и модели конкретных структурно-чувствительных параметров. после чего принимает- 10 ся решение о корректировке режимов трения до полного совпадения численных значений и градиентов структурно-чувстви-. тельных параметров у сравниваемых материалов. 15
Изобретение иллюстрируется следующим примерам. Для оценки идентичности режимов трения трибоиспытания. подверглись две пары роликовых образцов, выполненных из стали 25ХГТ„прошедших 20 нитроцементацию с последующей закалкой и низким отпуском с твердостью поверхности HRC 56...58.
Ролики диаметром по 40 мм испытывались на стандартной машине трения СМЦ-2 25 по схеме "ролик-ролик" при суммарной скорости 3,5 м/с и относительной скорости скольжения 1,7 м/с в трансмиссионном MBGле ТАП-15В и контактной нагрузке 740 МПа.
В каждом опыте регистрировалась весовая интенсивность изнашивания, коэффициенты трения, а после трибоиспытаний проводилась рентгеносъемка поверхностных слоев образцов на полуавтоматическом дифрактометре ДРОН 3М в двух точках по глубине по разработанной методике. Результаты испытаний приведены в таблице.
Как видно из таблицы одинаковые материалы, подвергнутые идентичным трибоиспытанияМ, имеют равную интенсивность изнашивания, которой соответствуют идентичные радиенты тонких кристаллических структур по глубине деформированного трением слоя, интегральной характеристикой которых в данном случае является физическая ширина рентгеновских линий.