Способ автоматического управления группой дождевальных машин кругового действия
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: область сельского хозяйства , а именно к средствам управления дождевальными машинами. Сущность изобретения: при перемещении ведущей дождевальной машины 2 определяют нахождение в аварийном секторе угла а ведомой дождевальной машины 1 и, при необходимости , координируют движение последней. Для исключения переполива в секторах перекрытия 5 соответствующих рабочих зон дох девальных машин 1 и 2 определяют степень перекрытия и отключают соответствующее количество секций трубопровода ведущей дождевальной машины. Зил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 А 01 G 25/16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К А8ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ сл
С:
«4
Ы
6д ф (Jl (21) 4910529/15 (22) 10,12.90 (46) 07.11.92.Бюл, N 41 (71) Производственное объединение "Компрессор" (72) Э.И.Кацтов, Ю.Д,Красильников, А,А.Рогачев, В.Б.Скугаров, M.Ë.Öåíöènåð, В.С.Архипов, А.И.Борисоглебский и В.П.Дубинин (56) Проспект "Дождевальная электрифицированная машина кругового действия Кубань-Л К", 1986. (54) СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ ДОЖДЕВАЛЬНЫХ МАШИН КРУГОВОГО ДЕЙСТВИЯ (57) Использование: область сельского хозяйства, а именно к средствам управления
„„5U 1773345 А1 дождевальными машинами. Сущность изобретения; при перемещении ведущей дождевальной машины 2 определяют нахождение в аварийном секторе угла и ведомой дождевальной машины 1 и, при необходимости, координируют движение последней, Для исключения перейолива в секторах перекрытия 5 соответствующих рабочих зон дождевальных машин 1 и 2 определяют степень перекрытия и отключают соответствующее количество секций трубопровода ведущей дождевальйой машины.
3 ил.
1773345
Изобретение относится к области сельского хозяйства, а именно к средствам управления дождевальными машинами, Известен способ управления группой дождевальных машин, включающий разме- 5 щение машин на поле, автономное включение каждой при неперечислении площади захвата дождевальнblx машин и отключение машин при внесении заданной поливной нормы. 10
Указанный способ неэффективен,. по. скольку не позволяет оптимизировать внесение поливной влаги в почву с заданной равномерностью.
Также известен способ управления 15 группой дождевальных машин, включающий перемещение каждой дождевальной машины с заданной скоростью, учет времени полива; регистрацию давления в трубопроводе, расчет внесенного обьема воды и 20 отключение дождевальной машины при дости>кении заданной поливной нОмы.
Однако в данном случае таКже нельзя оптимально использовать полезную площадь поля, поскольку машины размеща- 25 ются без перекрытия по орошаемым площадям, Наиболее близким техническим решением к заявленному является способ автоматического управления группой 30 дождевальных машин, включающий задание технических параметров полива, скорости движения тележек и перемещение трубопровода каждой дождевальной машины в процессе полива. 35
Недостатком указанного способа является невозможность синхронизации работы машин.при перекрывающихся орошаемых ими йлощадях при произвольном располо- жении дождевальных машин в исходном по-" 40 ложении.
Целью изобретения является повышение эффективности полива при размещениидождевальных машин с перекрытием их no" ливных площадей. 45
Указанная цель достигается тем, что задает для каждой из дождевальных машин их начальное угловое и координатное положе-, ние, одну из дождевальных машин, которая имеет наибольшее число пересечений своей 50 рабочей зоны с рабочимй зонами других дождевальных машин, считают ведущей, за . дают аварийный секторный угол и после начала движения дождевальной машины определяют угловое положение ведущей и 55 остальных дождевальных машин, после чего, при вхождении соответствующей дождевальной машины в аварийный сектор угол, биссектрисой которого является первая секция ведущей дождевальной машины; при
on ределении соответствующей до>кдевал ьной машиной ведущую, останавливают последнюю до момента выхода соответствующейдождевальной машины из аварийного углового сектора и по мере перемещения далее ведущей дождевальной машины по рабочей зоне соответствующей до>кдевальной машины определяют зону перекрытия вышеупомянутых машин, после. чего отключают соответствующее ей количество секций трубопровода ведущей дождевальной машины.
Указанная совокупность не обнаружена в научно-технической и патентной литературе, т,е, заявленное соответствует критерию
"новизна".
Поскольку используются известные устройства для реализации способа, то заявленное соответствует критерию
"техническое решение задачи".
Достижение цели изобретения — повышение эффективности полива за счет рационального размещения машин и их рационального перемещения позволяет судить о соответствии заявленного критерию
"положительный эффект".
Поскольку совокупность признаков позволяет получить новый эффект — повысить эффективность полива, то заявленное соответствует критерию "существенные отличия".
На фиг.1 показана общая схема расположения группы дождевальных машин; на фиг,2 — алгоритм управления; на фиг.З— охват площади поля машинами 1 и 2, Способ реализуется следующим образом. Дождевальные машины 1 располагают таким образом, чтобы их зоны действия соприкасались, при этом каждая из четырех машин 1 установлена так, что ее зона соприкасается с другими соседними. зонами соседних машин 1, .В центральной части располагается ведущая дождевальная машина 2. положение которой является приоритетным. Все дождевальные машины 1 и 2 могут быть марки, например, "Кубань-ЛК", Управление машинами 1 и 2 производится От центрального пульта 3, который может располататься за пределами орошаемых площадей и может быть выполнен в виде микропроцессорного комплекса или микроЭВМ. . B начальный момент задают на пульте 3 исходное йоложение каждой машины 1 и 2 (координатное и угловое), задают для ведущей машины 2 аварийный сектор угла а, биссектрисой которого является первая секция 4 ведущей машины 2. После этого контролируют положение каждой из машин 1 по
1 отношению кэтомууглуа. Включаютподачу цию перекрытия рабочих зон по координа электроэнергии и воды к машинам 1 и 2, там центров машин 1 и 2. После внесения
Начинается перемещение машин 1 и 2 по заданной поливной нормы для каждой маполю и происходит процесс дождевания, шины1и2,чтоконтролируетсявременемих
При этом, зная геометрические координаты 5 работы. происходит остановка соответствуцентров машин 1 и 2, определяют сектора ющей машины 1.или 2, перекрытий 5 соответствующих рабочих зон Данный способ позволяет оптимально машин 1 и 2 и по мере прохождения веду- поливать поле любой конфигурации, размещей машины 2 по соответствующему секто-: щйя йа них дожде@альные машины"круговору 5 определяют ее положение в этом 10 го действия. секторе 5 за счет контроля углового положе-. ния машины 1 и скорости ее тележек, что, .::;. "" Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я реализуется в стандартной ДМ "Кубань.I
ЛК", По известным соотношениям, зная.зо-, Способ.автоматического управления ну машины 2 и ее положения в 15" группой дождевальных машин кругового соответствующем секторе 5, определяют действия, включающий задание технологирасстояние h от центра вращения трубопро-" -- ческих параметров полива, скорости движевода 2 до места его пересечения с окружно- -., ния тележек и йеремещение трубопровода стью рабочей зоны соответствующей каждой дождевальйой машины при поливе, машины 1. После этого определяютсоответ-. 20 о т л и ч а ю щ и и с. я тем, что, с целью ствующее этому расстоянию число секций; повышения эффективности полива йри разтрубопровода машины 2 и остальные сек- мещений:дождевальных машин с перекрыции этого трубопровода отключают, что ис- тйем их поливных .плоЩадей, задают для ключает переполив данного сектора при, каждой из дождевальных машин их начальперемещении по нему ведомой машины 1, 25 ные угловое vi координатное положения, одВ случае перемещения машин 1 и 2 в, ну из дождецальных машин, i<оторая имеет одном секторе 5 постоянно контролируют наибольшее число пересечений своей рабоих угловое положение относительно друг чей зоны с рабочими зонами других дождедруга и при опережении машиной 1 машины вал ьных машин, считают, ведущей, задают
2, последняя при попадании машины 1 в 30 "аварийный секторный угол и после начала . угол а останавливается до выхода машины движения дождевальной машины, опреде1 из этого угла. Так происходит до выхода ляют,угловое положение ведущей и остальобеих из сектора 5. При опере>кении маши- ных дождевальных машин, после чего, при ной 2 машины 1 последняя останавливается вхождений соответствующей дождевальной при попадании в угол а и начинает движе- >5 машины в аварийный секторный угол, бисние при сдвиге этого секторного угла и вы- ": сектрисой которогО является первая секция хода машины 2 из него.. -;",:ведущей дождевальной машины, при опереуказанная последовательность опера -,;. жении соответствующей дождевальной ма-. ций позволяет избежать сойрикосновения шины ведущую, останавливают последнюю машин 1 и 2.. 40 до момента выхода соответствующей доПри измерении углового положейия ма- ждевальной машины из аварийного угловошин 1 и 2 и скорости их перемещения ис-, го сектора и по мере перемещения далее пользуется стандартный набор датчиков ведущей дождевальной машины по рабочей машины "Кубань-ЛК", Следует отметить, что зоне соответствующей до>кдевальной маукаэанный алгоритм распространяется не 45 шины определяют зону перекрытия упомятолько на четыре ведомых и одну ведущую " нутых машин, после чего, отключают машину, но и на любое их количество в этом: соответствующее ей количество секций труслучае пункт 3 сам определяет конфигура-: бопровода ведущейдождевальной машины, t.1
Составитель Э.Кацтов
Редактор Н, Соколова Техред M.Mîðlåíòàë: Корректор Н.Кешеля
Заказ 3878 . . Тираж . . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101