Устройство для восстановления зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: устройство содержит профильный валок с профильными выступами на наружной поверхности, установленный на опорах с возможностью вращения относительно продольной оси и радиального перемещения, обкатывающий валок, установленный с возможностью вращения относительно продольной оси, зубчатый калибр, прижим. Профильный и обкатывающий валки установлены с эксцентриситетом относительно своих осей вращения. Профильный валок может быть выполнен в виде кулачка с несколькими профильными подъемами на рабочей поверхности и связан с обкатывающим вплком кинематической цепью. 1 з.п.ф-лы, 2 ип.

союз совнских социАлистических

РЕСПУБЛИК (s>)s В 23 Р 6/00

ЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4869073/27 (22) 02.07,90 (46) 07.11.92, Бюл. М 41 (71) Одесский политехнический институт (72) Ю.Н. Сухоруков и С,В, Мироненко. (56) Авторское свидетельство СССР

М 774738, кл. В 21 Н 5/02, 1976. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Использование: в машиностроении.

Сущность изобретения: устройство содержит профильный валок с профильными выступами на наружной поверхности, 1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к области обработки металлов давлением, и может быть применено на ремонтных заводах для восстановления зубчатых колес, Известны устройства для восстановления внутренних зубьев зубчатых колес, содержащие профильный валок, установленный на опорах с воэможностью радиального перемещения и выполненный по форме наружного желоба восстанавливаемого колеса. дополнительный валок и боковые ограничивающие элементы (авт.св.

М 774738, кл. В 21 В 5/05, М 1055579, кл. В 21 Н 5/02).

Известны также устройства для восстановления наружного венца зубчатых колес, содержащие зубчатый накатник, состоящий из формообразующего и синхронизирующего венцов с рабочими профилями зубьев, соответствующими профилям обрабатываемого и необрабатываемого венцов, и механизм зажима заготовки (авт.св. N 444595, кл. В 21 Н 5/00), ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ И

„„SU ÄÄ 1773658А1 установленный на опорах с возможностью вращения относительно продольной оси и радиального перемещения, обкатывак щей валок, установленный с воэможностью вращения относительно продольной оси, зубчатый калибр, прижим. Профильный и обкатывающий валки установлены с зксцентриситетом относительно своих осей вращения. Профильный валок может быть выполнен в виде кулачка с несколькими профильными подъемами на рабочей поверхности и связан с обкатывающим валком кинематической цепью. 1 з.п,ф-лы, 2 ил, Недостатком известных устройств являются повышенные радиальные усилия для восстановления зубчатого венца заготовок, значительно высокие крутящие моменты возникающие в процессе восстановления зубчатых колес.

Целью изобретения является повышение производительности и к.-чества восстанавливаемых зубчатых колес эа счет создания конструкции устройства, которое обеспечивает распределение радиальной нагрузки по синусоидальному закону, позволяющее снизить радиальные усилия при сохранении радиальной нагрузки на восстанавливаемое колесо.

Указанная цель достигается тем, что профильный валок, установленный Hc, olio рах с возможностью вращения относительно продольной оси и радиального перемещения, выполненный с профит ьными выступами на наружной поверхности, обкатывающий валок, установленный с возможностью вращения относительно продольной оси, установлены с зксце триситетом относительно своих осей врзще1773658

55 Увеличение удельных давлений при деформировании восстанавливаемого зубчания. Значение величины эксцентриситета е может быть принято (0,1 — 0,5) m, где m— модуль восстанавливаемого зубчатого колеса, мм, а также тем, что профильный валок выполнен в виде кулачка с несколькими профильными подъемами на рабочей поверхности и связан с обкатывающим валком кинематической цепью.

На фиг.1 изображено устройство для восстановления зубчатых колес со смещенными осями, общий вид; на фиг.2 — профильный ролик-кулачок, имеющий три подъема, Устройство состоит иэ профильного валка 2, установленного со смещением на опоре 1, который необходим для выдавливания металла из торцев нагретой детали 3 в зону износа зубьев, зубчатого калибра 4, необходимого для формирования зубчатого профиля, с боковой ребордой и внутренней полостью для охлаждения, обкатывающего валка 6, смещенного на такую же величину, что и профильный валик, прижима 5 (фиг.1).

Во внутреннюю полость калибра 4 через прижим 5 подается жидкость для охлаждения системы. Наружный диаметр восстанавливаемого колеса формируется посредством обкатывающего валика 6.

Профильный валик 2, а также валик 6 установлены относительно своих осей вращения с некоторым эксцентриситетом е =

= (0,1 — 0,5) m (фиг.1). Обкатывающие валки

2 и 6 и восстанавливаемое колесо 3 связаны между собой кинематической цепью.

Возможен вариант, при котором профильный валок 2 выполнен в виде кулачка, рабочая поверхность которого имеет несколько профильных подъемов, например 3 (фиг.2). Профильный валок-кулачок 2 связан с обкатывающим валком 6 кинематической цепью так, что частота вращения обкатывающего валка определяется числом подъемов профильного валка где полк.в — частота вращения обкатывающего валка; плр.е частота вращения профильного валка; а — число подъемов профильного валка, Устройство работает следующим образом.

Нагретое в индукторе ТВЧ до температуры пластической деформации (9001000 С) зубчатое колесо 3 устанавливают на зубчатой поверхности калибра 4, закрепленного, например. в патроне токарного станка. При этом зубья калибра входят во впадины внутренних зубьев колеса, образуя

40 закрытый калибр для деформируемого металла. Крепеж колеса осуществляется прижимом 5 с боковой ребордой, При взаимном вращении валика 6, профильного валка 2 и восстанавливаемого колеса 3 валкам 2 и 6 сообщается радиальная подача. Установка валков 2 и 6 с эксцентриситетом относительно своих осей вращения обеспечивает создание радиальной нагрузки по синусоидальному закону. Под действием такой радиальной нагрузки на разогретое до температуры пластической деформации зубчатое колесо 3 происходит объемное обжатие заготовки, что, в,свою очередь, приводит к пластическому течению металла с торцев зубчатого колеса в сторону изношенных участков зубчатого венца. Окончательное формирование и калибровка зубчатого венца осуществляется без радиальной подачи валков 2 и 6, за счет остаточных напряжений на зубчатом венце. Для повышения точности восстанавливаемых зубчатых колес число оборотов колеса 3 не должно быть кратным числу оборотов валков 2 и 6; величина эксцентриситетов валков

2 и 6 должна быть такой, при которой бы обеспечивалось равновестное состояние восстанавливаемого колеса, т.е. исключалась бы его радиальное перемещение.

Повышение производительности при восстановлении зубчатых колес достигается за счет того, что в период холостого хода эксцентрика или кулачка обеспечивается возможность увеличения радиаль.;ой подачи профильного валка в сравнении с прототипом, поскольку пластическое деформирование происходит только в период контактирования рабочего участка профильного валка, т.е. за равные промежутки времени при восстановлении предлагаемым способом обеспечивается радиальное перемещение деформирующих валков на большую глубину.

При выполнении профильного валка в виде кулачка его угол подъема и профиль могут быть рассчитаны так., чтобы обеспечивались оптимальные условия деформирования, а период холостого хода был бы сокращен до минимума. Этим обеспечивается не только повышение производительности, но и увеличение удельных давлений при деформировании, того колеса обеспечивает более лучшее заполнение калибра металлом, что способствует повышению качества восстанавливаемых зубчатых колес.

1773658

Составитель С.Мироненко

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор H.Ñëoáoäÿíèê

Редактор

Заказ 3894 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г; Ужгород, ул.Гагарина, 101

Формула изобретения

1, Устройство для восстановления зубчатых колес, содержащее профильный валок, установленный на опорах с воэможностью вращения относительно продольной оси и радиального перемещения, выполненный с профильными выступами на наружной поверхности, обкатывающий валок, установленный с возможностью вращения относительно продольной оси, зубчатый калибр и прижим, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности и качества восстанавливаемых колес, профильный и обкатывающий валки установлены с эксцентриситетом относительно своих осей вра5 щения.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что профильный валок выполнен в аиде кулачка с несколькими профильными подъемами на рабочей поверхности и свя10 зан с обкатывающим валком кинематической цепью.