Устройство управления коробкой передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системах управления коробкой передач. Цель изобретения - повышение надежности системы управления коробкой передач путем обеспечения полного выключения сцепления при переключении передач . Устройство управления коробкой передач содержит корпус 1, в котором размещены рычаг 2 переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, полости которого сообщены пневмолиниями с источником 5 давления через электромагнитные клапаны 6, электрическая цепь питания которых содержит переключатели 7 и нормально разомкнутый датчик 8 выключения сцепления,
СОК33 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 41/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4829096/11 (22) 28.05.90 (46) 07.11,92. Бюл. N. 41 (71) Минский автомобильный завод (72) А.В,Евстратовский, Е,Л.Козыревич и А.М.Захарик (56) Авторское свидетельство СССР
N 1418100, кл. В 60 К 41/00, 1984. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системах управления коробкой
„, . Ж„„1773751 А1 передач. Цель изобретения — повышение надежности системы управления коробкой передач путем обеспечения полного выключения сцепления при переключении передач. Устройство управления коробкой передач содержит корпус 1, в котором размещены рычаг 2 переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, полости которого сообщены пневмолиниями с источником
5 давления через электромагнитные клапаны 6, электрическая цепь питания которых содержит переключатели 7 и нормально разомкнутый датчик 8 выключения сцепления, 1773751
10
25
40
45 и муфту 10 выключения сцепления, выполненную в виде двух подвижных друг относительно друга частей, блокирующихся при выключении сцепления и возвращающихся в исходное положение при включении сцепления. При этом упомянутая муфта может
Изобретение относится к транспортному машиностроению может быть использовано в системах управления коробкой передач транспортных средств.
Известно устройство управления коробкой передач, содержащее корпус, в котором размещен рычаг переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, полости которого сообщены пневмолиниями с источником давления через электромагнитные клапаны, обмотки которых соединены с источником питания, переключателем и нормально разомкнутым контактом выключения сцепления (авт.св, М 1418100, кл. В 60 К 41/00, 1984).
Недостатком данного устройства является необходимость в периодической регулировке положения упомянутого контакта выключения сцепления по мере износа ведомого диска сцепления с целью обеспечения соответствия положения выключенного сцепления замкнутому состоянию контакта, поскольку в противном случае возможно включение передачи при неполностью выключенном сцеплении, что приводит к преждевременному выходу из строя деталей системы управления коробкой передач и самой коробки.
Цель изобретения — повышение надежности системы управления коробкой передач путем обеспечения полного выключения сцепления при переключении передач.
Указанная цель достигается тем, что в устройстве управления коробкой передач, содержащем корпус, в котором размещены рычаг переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, полости которого сообщены пневмолиниями с источником давления через электромагнитные клапаны, электрическая цепь. питания которых снабжена переключателями и нормально разомкнутым датчиком выключения сцепления, муфту выключения сцепления, размещенную с возможностью взаимодействия с выжимным подшипником сцепления и рычагом привода сцепления, муфта выключения сцепления выполнена в виде двух подвижных относительно друг друга частей, блокирующихся при выключении сцепления. При быть выполнена в виде корпуСа. связанного с рычагом выключения сцепления, и поршня, связанного с выжимным подшипником, которые блокируются жидкостью, либо в виде двух рычагов, блокирующихся муфтой свободного хода. 2 з,п, ф-лы, 3 ил, этом в одном случае муфта выключения сцепления выполнена в виде корпуса, связанного с рычагом прцвода сцепления, и поршня, размещенного в корпусе с возможностью взаимодействия с выжимным подшипником сцепления, при этом в корпусе выполнен канал, соединяющий две полости, образованные корпусом и поршнем, канал снабжен клапаном, размещенным с возможностью взаимодействия с упором при включенном сцеплении. Во втором случае муфта выключения сцепления выполнена в виде муфты свободного хода, ведущая часть которой связана с рычагом привода сцепления, а ведомая — с выжимным подшипником сцепления, На фиг. i представлена схема устройства управления коробкой передач; на фиг.2— муфта выключения сцепления с гидростатическим взаимодействием между подвижными частями; на фиг.3 — то же с механическим взаимодействием между подвижными частями.
Устройство управления коробкой передач содержит корпус 1, в котором размещен рычаг 2 переключения передач и пневмоцилиндр 3 со штоком, полости которого сообщены пневмолиниями 4 с источником 5 давления через электромагнитные клапаны
6, обмотки которых соединены с источником питания через переключатели 7 и нормально разомкнутый датчик 8 выключения сцепления, соединенныи с рычагом выключения
9, воздействующим на муфту выключения сцепления 10, которая, в свою очередь, воздействует на рычаги выключения 11, удерживаемые во включенном положении сцепления нажимными пружинами 12. Муфта выключения сцепления 10 состоит из двух подвижных друг относительно друга частей с гидростатическим либо механическим взаимодействием между ними, В первом случае муфта 10 содержит корпус 13, связанный с рычагом привода сцепления 9, и поршень
14, связанный с выжимным подшипником
15, При этом поршень 14 и корпус 13 могут двигаться друг относительно друга. Поршень 14 делит внутреннее пространство корпуса 13 на две полости А и Б, соединен1773751
45
50 ные каналом 16, который может перекрываться клапаном 17, открывающимся при воздействии на него упором 18. Клапан 17 поджимается пружиной 19. Поршень 14 и корпус 13 разжимаются пружиной 20, Во втором случае муфта выключения сцепления 10 представляет собой рычаг 21, поджатый вместе с подшипником 15 к рычагам 11 пружиной 22, и рычаг привода сцепления 9, блокировка которого с рычагом 21 осушествляется посредством муфты свободного хода 23. В исходное положение рычаг 9 возвращается пружиной 24.
Работает устройство следующим образом.
При необходимости переключить передачу водитель устанавливает переключатель T в требуемое положение. При этом напряжения на клапанах 6 не будет до тех пор, пока рычаг привода сцепления 9 не выключит сцепление и не замкнет контакты датчика 8.
При включении сцепления толкатель клапана 17 муфты с гидростатическим взаимодействием открыт упором 18 и сообщает полости А и Б, заполненные жидкостью.
Таким образом, положение рычага привода сцепления 9 зависит лишь от положения корпуса 13, которое определяется упором
18. При воздействии рычага 9 на корпус 13 он начинает смещаться, клапан 17 под действием пружины 18 закроется, в полости Б будет замкнутый объем жидкости. Таким образом, муфта 10 будет сблокирована и выключение сцепления произойдет обычным образом. При включении сцепления рычаги выключения сцепления 11 под действием нажимных пружин 12 установят поршень
15 в положение, соответствующее изношенным накладкам, При этом пружина 20 переместит корпус 13 до упора 18, обеспечивая таким образом постоянное положение рычага привода сцепления 9 относительно датчика выключения сцепления 8.
В случае муфты выключения сцепления с механическим взаимодействием при вы.ключении сцепления муфта свободного хода 23 блокирует рычаги 9 и 21 и выключение сцепления происходит обычным образом, При включении сцепления муфты 23 не заблокирована, и рычаг 9 возвращается до упора в картер пружиной 24, а рычаг 21—
30 нажимными пружинами 12 через рычаги 11, обеспечивая таким образом постоянное вне зависимости от износа накладок положение рычага привода сцепления 9, что позволяет гарантировать исключение процесса переключения передач при невыключенном сцеплении.
Изобретение пбзволяет исключить регулировку положения датчика-выключения сцепления в зависимости от износа накладок, повышая тем самым надежность системы управления коробкой передач.
Формула изобретения
1. Устройство управления коробкой передач, содержащее корпус, в котором размещены рычаг переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, полости которого сообщены пневмолиниями с истбчником давления через электромагнитные клапаны, электрическая цепь питания которых снабжена переключателями и нормально разомкнутым датчиком выключения сцепления, муфту выключения сцепления, размещенную с возможностью взаимодействия с выжимным подшипником сцепления и рычагом привода сцепления, о т л и ч а ю- щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности системы управления коробкой передач путем обеспечения полного выключения сцепления при переключении передач, муфта выключения сцепления выполнена в виде двух подвижных одна относительно другой частей, блокирующихся при выключении сцепления.
2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что муфта выключения сцепления выполнена в виде корпуса, связанного с рычагом привода сцепления, и поршня, размещенного в корпусе с возможностью взаимодействия с выжимным подшипником сцепления, при этом в корпусе выполнен канал, соединяющий две полости, образованные корпусом и поршнем, канал снабжен клапаном, размещенным с возможностью взаимодействия с. упором при включенном сцеплении, 3, Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что муфта выключения сцепления выполнена в виде муфты свободного хода, ведущая часть которой связана с рычагом привода сцепления, а ведомая — с выжимным подшипником сцепления.
1773751
Составитель А. Захарик
Техред M. Моргентал Корректор H. Кешеля
Редактор Б. Федотов.
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101
Заказ 3898 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКН1 СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5