Устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: автомобильный транспорт , подача сигналов тревоги при нежелательном обращении с транспортным средством посторонними лицами. Сущность изобретения: устройство содержит вибродатчик, формирователь импульсов, состоящий из переключающего элемента, ждущий мультивибратор, усилитель и сигнальный элемент, имеются также инвертор, реле времени, элемент И, пороговый элемент и датчик ветровых нагрузок. Кроме того , введены датчик звуковых сигналов, подключенный к реле времени и дополнительному элементу И через детектор, вспомогательный пороговый элемент и вспомогательный ждущий мультивибратор. К первому входу дополнительного элемента И подключено реле времени, выход дополнительного элемента И соединен с входом усилителя сигнального элемента. При .этом вибродатчик включен в виде свободного маятника с регулятором свободного хода маятника и регулятором длины маятника. 3 ил. И t

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5П5 В 60 R 25/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61),1720908 (21) 4799451/11 (22) 05.03.90 (46) 07.11.92. Бюл. N 41 (75) Н,Л.Егин (56) Авторское свидетельство СССР

М 1720908, кл. В 60 R 25/10, 1988. (54) УСТРОЙСТВО ПРОТИВОУГОННОЙ

СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Использование: автомобильный транспорт, подача сигналов тревоги при нежелательном обращении с транспортным средством посторонними лицами, Сущность изобретения: устройство содержит вибродатчик, формирователь импульсов, соИзобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам противоугонной сигнализации для транспортного средства.

Целью изобретения является повышение точности срабатывания.

На фиг.1 изображена принципиальная схема устройства: на фиг.2 — принципиальная схема вибродатчика; на фиг.3 — электрическая принципиальная схема формирователя импульсов.

Устройство состоит из вибродатчика 1, выполненного в виде свободного маятника

2, установленного в цилиндрическом корпусе 3, который подключен к входу формирователя импульсов 4, выход которого подключен к источнику тока 0 через выключатель 6, установленный в скрытом месте кабины транспортного средства. Через выключатель 6 и контакты 7 реле времени 5 Ы „, 1773757А2 стоящий из переключающего элемента, ждущий мультивибратор, усилитель и сигнальный элемент, имеются также инвертор, реле времени, элемент И, пороговый элемент и датчик ветровых нагрузок. Кроме того. введены датчик звуковых сигналов, подключенный к реле времени и дополнительному элементу И через детектор, вспомогательный пороговый элемент и вспомогательный ждущий мультивибратор.

К первому входу дополнительного элемента

И подключено реле времени, выход дополнительного элемента И соединен с входом усилителя сигнального элемента. При.этом вибродатчик включен в виде свободного маятника с регулятором свободного хода маятника и регулятором длины маятника. 3 ил, источник тока +О подключен к обмотке 8 магнитопровода и к обмотке 9 соленоида. Выход реле времени 5 подключен к второму входу логического элемента И 10, выход которого через усилитель 11 подключен к сигнальному элементу 12, За пределами кабины транспортного средства установлен 3 датчик ветровых нагрузок 13, который со- (Л стоит из мостовой схемы 14. включающей в 4 себя два резистора 15 и 16 и два терморезистора 17, 18. При этом термореэистор 17 снабжен защитным от ветра экраном 19.

Выход мостовой схемы 14 подключен к входу усилителя постоянного тока 20, выход которого является выходом датчика ветровых нагрузок 13 и подключен к входу порогового элемента 21, который снабжен регулятором порога 22 со шкалой 23, проградуированной в миллиметрах, в соответствии с порогом срабатывания

1773757 топровода 52 и подключена к источнику тока

+U через контакты 7 реле времени 5 и выключательь 6. Форм ировател ь импул ьсов 4 состоит из переключающего элемента 57 и ждущего мультивибратора 58, Переключающий элемент 57 содержит резистор 59, кон. денсатор 60, диод 61, подключенные к транзистору 62. Ждущий мул ьтивибратор 58 содержит два транзистора 63 и 64, к которым подключены конденсатор 65 и резисторы 66, 67, 68, 69..

Устройство работает следующим образом, Покидая кабину транспортного средства, водитель устанавливает выключатель 6 в замкнутое положение, тогда источник тока

+U подключается к электронным блокам устройства, в том числе к реле времени 5, которое формирует интервал времени подготовки устройства к работе, достаточный для того, чтобы водитель покинул кабину и закрыл двери транспортного средства. На данном подготовительном режиме работы реле времени 5; его выход разомкнут с входом, а контакты 7 замкнуты. Поэтому на втором входе логического элемента И 10 и на первом входе дополнительного логического элемента И 39 присутствуют логические "0", сигналы с вибродатчика 1 и датчика

26 звуковых сигналов на усилитель 11 сигнального элемента 12 не поступают. В то же время источник тока +U подключен через контакты 7 реле времени 5 к обмотке 8 магнитопровода 52 и к обмотке 9 соленоида 56, Сердечник 55 соленоида 56 втягивается и, преодолевая усилие пружины 54, перемещает вверх фрикционный тормоз 53 шаро-. вого шарнира 51. Одновременно ток, протекая по обмбтке 8, намагничивает магнитопровод 52 таким образом, что его нижние полюса .приобретают одноименную полярность с верхним полюсом магнитного шарового шарнира 51. Одноименные полюса отталкиваются, поэтому шаровой шарнир

5 51 поднимается над магнитопроводом 52 и удерживается во взвешенном состоянии магнитным полем,не испытывая трения с тормозом 53 и магнитопроводом 52. Под действием сил гравитации грузик 45 устанавливает цилиндрический корпус 3 вибродатчика 1 точно по вертикали, маятник 2 также располагается по вертикали, совпадающей с осевой линией цилиндрического корпуса 3, Автоматически образуется равномерный кольцевой зазор между маятником 2 и цилиндрическим корпусом 3 независимо от положения транспортного средства на местности.

По истечении времени подготовки устройства к работе, контакты 7 реле времени вибродатчика 1. Выход порогового элемента 21 подключен к входу ждущего мультивибратора 24, выход которого через инвертор 25 подключен к первому входу логического элемента И 10, Датчик звуковых сигналов 26 состоит из мостовой схемы 27, включающей в себя два резистора 28 и 29 и два угольных микрофона 30 и 31, При этом микрофон 30 подключен к корпусу 32 кабины транспортного средства, а микрофон 31

10 установлен за пределами кабины. Выходы мостовой схемы 27 подключены к входам дифференциального усилителя 33, выход которого является выходом датчика звуковых сигналов 26 и через детектор 34 подключен к входу дополнительного порогового элемента 35 с регулятором порога 36 со шкалой 37, проградуированной в микронах, в соответствии с порогом сра15 батывания датчика звуковых сигналов 26. 20

Выход дополнительного порогового элемента 35 подключен к входу дополнительного ждущего мультивибратора 38, выход которого подключен к входу реле времени 5

25 и второму входу дополнительного логического элемента И 39, первый вход которого подключен к выходу реле времени 5, а выход дополнительного логического элемента И

39 подключен к входу усилителя 11 сигнального элемента 12, Вибродатчик 1 выполнен в виде свободного маятника 2, установленного в цилиндрическом корпусе 3, и снабжен регулятором

40 свободного хода маятника 2 и регулятором 41 длины маятника 2. Регулятор 40 свободного хода маятника 2 включает токопроводящий конус 42. который снабжен кольцом 43 с наружной резьбой 44, сопряженной с внутренней резьбой 44 цилиндрического корпуса 3, На вершине конуса 42 закреплен грузик 45, Регулятор 41 длины маятника 2 включает горизонтальную упругую планку 46 с центральным от30

40 верстием под токопроводящую нить 47 маятника 2, установленную в вертикальных прорезях 48 цилиндрического корпуса 3 и соединенную с двумя фрикционными ручками 49 клиновидной формы, Токопроводящая нить 47 маятника 2 выведена через

50 изолятор 50 из корпуса 3 и подключена к входу формирователя импульсов 4, к другому входу которого подключен корпус 3. Цилиндрический корпус 3 закреплен на магнитном шаровом шарнире 51, который который соединен с пружиной 54 и сердечником 55 соленоида 56. обмотка 9 которого соединена параллельно с обмоткой 8 магнирасположен над магнитопроводом 52 с об- 55 моткой 8. Над магнитным шаровым шарниром 51 установлен фрикционный тормоз 53, 1773757

15

25

1

5размыкаются, а его вход соединяется с выходом. Напряжение на обмотки 8 и 9 не поступает, магнитный шаровой шарнир 51 опускается на магнитопровод 52 и сверху прижимается фрикционным тормозом 53 под действием усилия пружины 54, что ведет v, жесткой фиксации магнитного шарового шарнира 51 и корпуса 3 вибродатчика

1 в указанном положении на корпусе транспортного средства, с которым магнитопровод 52 в верхней части жестко закреплен, Устройство переходит в дежурный режим работы, когда любые изменения положения корпуса транспортного средства при нежелательных воздействиях посторонних лиц приводят к изменению зазора между маятником 2 и корпусом 3 до касания маятника 2 с токопроводящим конусом 42. Предварительно положение конуса 42 с устанавливается регулятором 40 свободного хода маятника 2 в зависимости от параметров конкретного транспортного средства, например, его массы, жесткости подвески и т.д. При этом, в кручи вая кольцо

43 конуса 42 в корпус 3 вибродатчика 1 уменьшают свободный ход маятника 2 и за3ор между ними и конусо"142, что повышает чувствительность вибродатчика. Также предварительно устанавливают оптимальную длину маятника 2 регулятором 41 длины маятника в зависимости от параметров конкретного транспортного средства, например, собственной частоты колебаний, высоты от поверхности дороги, и т,д. При этом перемещение планки 46 ручками 49 вниз приводит к уменьшению длины нити 47 и увеличению частоты колебаний маятника

2 при различных воздействиях на корпус транспортного средства, Сигналы срабатывания вибродатчика 1 при различных воздействиях на корпус и изменениях положения транспортного средства в пространстве со стороны посторонних лиц, дифференцируются и усиливаются переключающим элементом 57 и запускают ждущий мультивибратор 58, на выходе которого формируются импульсы заданной длительности. Указанные импульсы через реле времени 5 постчпают на второй вход логического элемснта И IU. нэ первый вход которого с инвертора 25 поступает логическая "1" при отсутствии воздействия ветровых нагрузок на корпус транспортного средства и на датчик 13 ветровых нагрузок, Тогда с выхода логического элемента И 10 на вход усилителя 11 поступает логическая

"1", которая включает сигнальный элемент

12. Происходит оповещение об изменениях положения корпуса автомобиля. например, при попытках снять колеса. стекла и другие крупные детали, когда колебания отсутствуют полностью или имеют очень низкую частоту, что повышает точность срабатывания устройства.

При попытке снятия различных мелких деталей с корпуса автомобиля, например, зеркала, крыш;и бензобака, приборов сигнализации и освещения и т.д., не происходит изменения положения автомобиля и колебаний низкой и средней частоты. от которых сработал бы вибродатчик 1. В указанных случаях создаются звуковые колебания от механических воздействий, которые распространяются по корпусу автомобиля более интенсивно, чем по воздуху, Сопротивление угольного микрофона 30, подключенного к корпусу 32 автомобиля, понижается больше, чем сопротивление микрофона 31, установленного вне кабины транспортного средства, С выхода моста 27 на неинвертирующий вход дифференциального усилителя 33 поступают положительные сигналы, которые полностью компенсируют отрицательные сигналы его инвертирующего входа, усиливаются и передаются детектором 34 на вход дополнительного порогового элемента 35.

В том случае, когда амплитуда звуковых колебаний превышает порог срабатывания вспомогательного порогового элемента 35. установленного по шкале 37 регулятора порога 36 в микронах, то на второй вход дополнительного логического элемента И 39 со вспомогательного ждущего мультивибратора 38 поступает логическая "1", которая проходит через реле времени 5 также на первый вход дополнительного логического элемента И 39, на выходе котооого формируется логическая "1", поступающая на вход усилителя 11, который включает сигнальный элемент 12. Происходит оповещение о воздействии посторонних лиц на указанные мелкие детали корпуса, его замки или окрашенную поверхность и др., что повышает точность срабатывания устройства.

Однако звуковые колебания на корпусе автомобгля могут возникнуть от посторонних источников звука, например проходящего транспорта, грозовых разрядов и т.д,. что может создать ложные срабаты вэния устройства. Для исключения этого в датчике звуковых сигналов 26 служит второи угольный микрофон 31, который установлен вне кабины автомобиля, поэтому внешние звуковые помехи вызывают значительно большее понижение его сопротивления, чем сопротивления микрофона 30, подключенного к корпусу автомобиля 32. С выхода моста 27 на инвертирующий вход дифференциального усилителя 33 поступают отри1773757 цательные сигналы, которые полностью компенсируют положительные сигналы неинвертирующего входа и не проходят с выхода усилителя 33 через детектор 34 на вход дополнительного noporoaoro элемента 35.

На входах дополнительного логического элемента И 39 присутствуют логические "0", поэтому посторонние звуковые помехи не вызывают включения сигнального элемента

12, что повышает надежность и точность срабатывания устройства, Частота ждущих мультивибраторов 38 и

58 формирователя импульсов 4 выбирается различной для того. чтобы по частоте сигналов, подаваемых сигнальным элементом 12, получать информацию о видах воздействия посторонних лиц на транспортное средство; Например, любые воздействия на корпус автомобиля и его элементы с образованием только звуковой частоты, вызывают предупредительные сигналы элемента

12 от ждущего мультивибратора 38 с частотой 1 Гц. Если воздействия посторонних лиц начинают носить более интенсивный характер и вызывают срабатывание вибродатчика 1; то частота предупредительного сигнала элемента 1.2 увеличивается до 3 Гц от ждущего мультивибратора 58. При этом время задержки импульсов реле времени 5 устанавливается равным четному числу периодов импчл ьсов ждущего мультивибратора 38, что обеспечивает. " одновременное поступление импульсов на два входа дополнительного логическото элемента И 39 и его срабатывание при наличии сигналов с датчика 26, В то же время, при отсутствии сигналов с датчика 26, но при наличии сигналов с вибродатчика 1. импульсы формирователя

4, задержанные реле времени 5 на нечетное число периодов, одновременно не поступа5 ют на два входа дополнительного логического элемента И 39, поэтому не вызывают его срабатывания, Указанные импульсы проходят только через логический элемент И 10 при наличии разрешающего сигнала.с ин10 вертора 25 при отсутствии ветровых нагрузок. Все это дапол н ител ь но по вы шает надежность и точность срабатывания устройства.

Формула изобретения

15 Устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства по авт.св.

581720908, отл и ча ю щее с я тем, что, с целью повышения точности срабатывания, оно снабжено датчиком звуковых колеба20 ний, дополнительными пороговым элементом, ждущим мультивибратором и элементом И, один вход которого подключен к выходу реле времени, а другой вход — к объединенным выходам ждущих мультивиб25 раторов, вход дополнительного ждущего мультивибратора связан через дополнительный пороговый элемент с датчиком зву, ковых колебаний, при этом вибродатчик выполнен в виде установленного в цилинд30 рическом корпусе свободного маятника, закрепленного в электромагнитного шаровом шарнире, выполненного с электромагнитным фрикционным тормозом, обмотки которых включены параллельно и подключены к

35 источнику питания через контакты реле времени, 1773757

1773757

ЮУ

1773757

Составитель Н.Егин

Техред M.Moðãåíòàë

Корректор И Шмакова

Редактор T.ÔåäoòoB

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3899 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5