Способ ремонта трубопровода

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: ремонт нефтеи газопроводов без остановки перекачки продукта . Сущность изобретения: внутреннюю поверхность хомута предварительно покрывают клейким веществом и накладывают на нее полиэтиленовую пленку. После полного затвердевания герметика перед снятием резинового чулка хомут удаляют с трубопровода .

COlO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю F 16 55/175

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕ 1 ЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1705660 (21) 4848195/29 (22) 09.07.90 (46) О?.11,92, Бюл, N 41 (71) Нижегородский инженерно-строительный институт им. В,П.Чкалова, Научно-производственное объединение "Судоремонт" (72) Ю,А. Гоголев и Т.В.Молочная (56) Авторское свидетельство СССР

N 1705660, кл. F 16 L 55/175, 1989, Изобретение относится к способам ремонта трубопроводов без остановки перекачки продукта и может быть использовано для ремонта нефте- и газопроводов и является усовершенствованием известного способа ремонта трубопровода, описанного в авт. св, М 1705660.

В основном изобретении описан способ ремонта трубопровода, включающий установку на поврежденный-участок трубопровода хомута и герметизирующих прокладок, стягивание хомута болтами с образованием полости между трубой и хомутом, которую заполняют герметиком, где перед установкой хомута на трубу в местах расположения концевых участков хомута размещают герметизирующие прокладки в виде резинового чулка, затем чулок скручивают в направлении от дефекта к концевым участкам хомута для образования полости, заполняемой герметиком. после полного затвердения герметика чулок снимают, а на участки перехода от хомута к телу трубы наносят цементный раствор и ориентируют поверхность перехода под углом а < 35, „.,5U„, 1774118 А2 (54) СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДА (57) Использование: ремонт нефте- и газопроводов без остановки перекачки продукта. Сущность изобретения: внутреннюю поверхность хомута предварительно покрывают клейким веществом и накладывают на нее полиэтиленовую пленку. После полного затвердевания герметика перед снятием резинового чулка хомут удаляют с трубопровода при атом в качестве герметика используют самотвердеющее вещество со свойствами самонапряжения.

Недостатками данного способа являются ограниченность применения, обусловленная тем, что ремонтная конструкция при таком способе ремонта обладает значительным весом, следовательно, она не может быть применена на участках трубопровода с сыпучим или постоянно размывающимся грунтом, что характерно для участков трубопроводов, примыкающих к подводным переходам, и т.д. При применении известной ремонтной конструкции на данных участках возникает значительный прогиб нитки трубопровода. Это ведет к появлению дополнительных растя! ивающих напряжений в кольцевых сварных стыках трубопроводов, что может привести к их преждевременному разрыву.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей способа, уменьшение металлоемкости ремонтной конструкции и повышение качества ремонта, чулка откручивают болты на хомуте и удаляют его из трубопровода. Затем снимают резиновый чулок, участок перехода от хомута к телу трубы замазывают цементным, раствором для устранения градиента концент- .55

Поставленная цель достигается тем, что в способе ремонта трубопровода внутреннюю поверхность хомута перед его установкой на трубу покрывают клейким веществом и на него накладывают полиэтиленовую пленку, а перед снятием чулка хомут с трубопровода удаляют, Известных технических решений с при. знаками, подобными предлагаемым, не обнаружено.

Заявляемый объект соответствует критерию "существенные отличия", поскольку отличные от прототипа признаки ранее не использовались в составе совокупности признаков других технических решений с той же целью и достижением того же результата, Способ осуществляют следующим образом.

Первоначально внутреннюю полость хомута покрывают клейким веществом, например битумной мастикой, затем накладывают на нее полиэтиленовую пленку, плотно . разглаживая ее по контуру хомута. После этого на дефектном участке трубопровода отмечают концевые участки предполагаемого наложения хомута на трубе, натягивают на данные участки труб резиновое полотно по периметру трубы и скрепляют йо долевой, получая при этом резиновый чулок, скручивают его в направлении от дефектного участка к концевым участкам хомута так, что закрученная часть резинового чулка располагается на концевых.учасгках хомута, затем хомут стягивают болтами

П ри этом полость, образованную между хомутом и трубопроводом, заполняют герметиком, представляющим собой самотвердеющее вещество со свойствами самонапряжения, например цементный раствор марки НЦ-40, ТУ 2132-280-87" Портландцемент, тампонажный, напрягающий.

После затвердевания цементного раствора в полости создаются внутренние напряжения растяжения, которые компенсируются внутренним давлением, приложенным к стенкам трубы, и частично снижаются напряжения сжатия на скрученных участках резинового чулка. После полного затвердевания герметика перед снятием резинового

30 t5

25 е

ЗО

50 рации напряжений. При этом для обеспечения плавного перехода поверхность переходного участка ориентируют под углом а 35 .

Применение клейкого вещества позволяет зафиксировать положение пленки. относительно внутренней поверхности хомута, а использование в качестве нее битумной мастики позволяет предотвратить возможность протекания коррозии.

Применение в качестве покрытия полиэтиленовой пленки позволяет снизить адгезию в 2-3 раза (до ее практического исчезновения) с поверхностью хомута, что позволяет его легко удалить впоследствии после полного затвердения цементного раствора, Кроме того, это приводит к изменению водоцементного соотношения, а следовательно, обеспечивает более полное развитие расширяющих тампонажных свойств применяемого цементного раствора, что улучшает качество ремонта.

В результате снижения адгезии, а также изменения водоцементного соотношения происходит скольжение цементного раствора по пленке, при этом лучше закрываются имеющиеся дефектные участки трубопровода. Это также существенно повышает качество ремонта.

Испытание двух ремонтных конструкций (известной и предлагаемой) повторностатическим внутренним рабочим давлением показало, что обе ремонтные конструкции выдержали базу испытаний. равную 25000 циклов нагружения, без разрушений.

Способ прост, не требует применения дополнительных приспособлений и позволяет производить ремонт на участках трубопровода с сыпучим или постоянно размывающимся грунтом.

Формула изобретения .

Способ ремонта трубопровода по авт. св. М 1705660, о т л и ч а ю щ и.й с я тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем уменьшения металлоемкости ремонтной конструкции и повышения качества ремонта, предварительно внутреннюю поверхность хомута покрывают клейким веществом и накладывают на нее полиэтиленовую пленку, а после полного затвердевания герметика перед снятием резинового чулка хомут удаляют с трубопровода,