Способ определения октанового числа бензинов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в лабораторных и промышленных условиях. Сущность изобретения: измерение теплового эффекта реакции низкотемпературного окисления паров бензина проводят на поверхности нагретого терморезистора в присутствии озона. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4838374/25 (22) 11.06.90 (46) 07.11.92, Бюл. ¹ 41 (71) Азербайджанский институт нефти и химии им. М. Азизбекова (72) А.Ю. Азим-заде, Н.Г. Фарзане, Л.В. Илясов и Г.M. Мамедов (56)рыбак Б.M. Анализ нефти и нефтепродуктов. М.: Гостоптехиздат, 1962, с. 888, 2.Авторское свидетельство СССР

N . 1245975, кл. G 01 N 25/20, 1983, Изобретение относится к физико-химическому анализу веществ и может быть испОльзовано для определения октанового числа бензинов в лабораторных и промыш-. ленных условиях, Известен способ определения октанового числа бензинов путем измерения интенсивности детонации в камере сгорания одноцилиндровой установки топливно-воздушной смеси (1). Недостатками способа я вляются сложность реализации и длительность анализа, Наиболее близким техническим решением к изобретению является способ определения октанового числа бензинов, включающий измерение теплового эффекта реакции окисления бензина кислородсодержащим газом (воздухом) в нагретом реакторе при температуре парогазовой смеси (пары бензина — воздух) порядков 280...340

С (2).

Недостатком известного способа является проведение измерений при высокой температуре, что влечет эа собой повышенный расход энергии и необходимость про., .. Ж„, 1774241 А1 (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ OKTAHOBG

ГО ЧИСЛА БЕНЗИНОВ (57) Использование; в лабораторных и промышленных условиях, Сущность изобретения; измерение теплового эффекта реакции низкотемпературного окисления паров бензина проводят на поверхности нагретого терморезистора в присутствии озона. 1 ил. дувки реактора большим расходом воздуха, чтобы удалять продукты крекинга бензина, Целью изобретения является снижение потребляемой мощности и сокращение времени анализа за счет снижения температуры анализа.

Цель достигается тем, что реакцию ниэкотемпературного окисления бензина проводят в присутствии озона на поверхности терморезистора, нагретого до температуры более высокой, чем температура парогазовой смеси. Последнюю поддерживают не ниже температуры кипения наиболее высококипящей фракции бензина.

Снижение температуры анализа обеспечивается активным взаимодействием паров бензина с атомарным кислородом, образующимся при разложении озона на поверхности нагретого термореэистора.

Термореэистор используется одновременно и в качестве чувствительного элемента, измеряющего тепловой эффект реакции.

Для исключения конденсации паров бензина, которая может привести к несоответствию состава паровой фазы исходного анализируемого топлива, температуру испа1774241 рителя, соединенных трубопроводов и реактора поддерживают не ниже температуры конца кипения бензина, На чертеже представлена схема установки, реализующей предлагаемый способ.

Установка содержит блок 1 подготовки газов, термастат 2, испаритель 3, делитель

4 потока, полные колонки 5 и 6, термокондуктометрический детектор 7, содержащий измерительную камеру 8 с терморезистором 9 и сравнительную камеру 10 с терморезистором 11. Термареэисторы 9 и 11 включены в смежные схемы неравновесного моста 12, выход которого через блок 13 управления подключен к самописцу 14.

Штуцера 15 и 16 предназначены для подачи озонсодержа щего газа (озони рова н ный воздух) выхода синтезатора 17 озона в камеры 8 и 10 детектора 10.

Способ осуществляется следующим образом.

Непрерывный поток газа-носителя (воздух) с блока 1 подготовки газов через испаритель 3, делитель 4 потока, полую колонку

5 поступает в измерительную камеру 8, а в сравнительную камеру 10 — через полую колонку 6, Одновременно в камеры 8 и 10 через штуцера 15 и 16 подается озонированный воздух. Так как термареэисторы 9 и 11 детектора 7 омываются чистым газам-носителем и озонированным воздухам, то разбаланс неравновесного моста 12 равен нулю.

Доза анализируемого бензина с помощью шприца импульсно вводится через испаритель 3 в поток газа-носителя. Образовавшаяся парагаэавая смесь транспортируется газом-носителем в делитель 4 потока. При этом часть парогазовой смеси с потоком в соотношении 1:20 направляется в измерительную камеру 8 через полую колонку 5, которая служит для создания небольшого интервала времени между вводом дозы и поступлением ее в камеру 8, неабходимого для завершения переходных процессов, связанных с вводом дозы. При rioступлении паров бензина в камеру 8 молекулы анализируемого бензина активно

5 взаимодействуют с атомарным кислородом, образовавшимся путем термического разложения озона на поверхности нагретого терморезистора 9, Выделяющееся в ходе реакции атомарного кислорода с молекула10 ми бензина тепло приводит к нагреванию терморезистора 9 и к изменению его сопротивления, Это вызывает разбаланс неравновесного моста 12, сигнал которого через блок 13 управления регистрируется само15 писцем,14 в форме пика. Высота пика служит мерой октанового числа бензинов.

Предварительно строят градуировочный график посредством испытания контрольных смесей с известными значениями окта20 нового числа.

При реализации способа анализ проводился при следующих условиях: расход газа-носителя 9 л/ч; расход озонсодер>кащего газа 5 л/ч; температура термостата 200 С, 25 ток детектора 130 мА; объем дозы анализируемого бензина 1 мкл; диапазон измерения разбаланса моста 0 — 30 мВ; потребляемая мощность, включая расход на термостатирование, 1000 Вт; время на про30 ведение анализа 1 — 2 мин.

Формула изобретения

Способ определения октанового числа бензинов путем измерения теплового эффекта реакции низкотемпературного окис35 ления, отличающийся тем,что,сцелью уменьшения потребляемой мощности и со- . кращения времени анализа, реакцию проводят в присутствии озона на поверхности терморезистора, нагретого до температуры

40 более высокой, чем температура окружающей его парогазовой смеси, которая не ниже температуры кипения наиболее высококипящей фракции бензина.

1774241

Составитель А.Азим-заде

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н.Ревская

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3923 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская нэб., 4/5