Распределительное устройство высокого напряжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сущность изобретения: распределительное устройство содержит две секционированные разъединителями рабочие системы шин с обходной системой шин. Каждая рабочая система шин секционирована на две секции разъединителем. К секциям рабочих систем шин по разные стороны от секционных разъединителей через развилку из двух разъединителей подключен шиносоединительно-секционный выключатель. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4872502 /07 (22) 09.10.90 (46) 07.11.92, Бюл, N. 41 (71) Харьковское научно-исследовательское и проектно-конс-.рукторское отделение Всесоюзного государственного научно-исследовательского, проектно-конструкторского и изыскательского института "Атомэнергопроект" (72) В.П;Гусев и В.В.Сковородко (56) Электротехнический справочник, Энергоатомиздат, М.: 1988. том 3, кя.1, с.109, рис,36.2 В.

Авторское свидетельство СССР

¹ 506098, кл. Н 02 J 3/00, 1974.

Изобретение относится к области электротехники, к устройствам распределения электроэнергии и может быть использовано на электростанциях и подстанциях.

Известно типовое распределительное устройство (РУ) высокого напряжения с двумя рабочими системами шин с обходной, с отдельными обходным и шиносоединительным выключателями, применяемое при определенном количестве присоединений, до

12 на ОРУ электростанций и до 15 на подстанциях (см. Электротехнический справочник, т.3, книга 1, с.109, рис.36.2а и с.127, р,36.23н, Москва, Энергоатомиздат, 1988г.}.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является распределительное устройство высокого напряжения с двумя секционированными рабочими системами шин и обходной системой шин, в котором связь между секциями осуществляется через два последовательно включен„„БЦ„„1774419 А1 (s))s Н 02 В 5/00, Н 02 J 3/00 (54) РАСПРЕДЕЛ ИТЕЛ6НОЕ УСТРОЙСТВО

ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (57) Сущность изобретения: распределительное устройство содержит две секционированные разъединителями рабочие системы шин с обходной системой шин, Каждая рабочая система шин секционирована на две секции разъединителем. К секциям рабочих систем шин по разные стороны от секционных разъединителей через развилку из двух разъединителей подключен шиносоединител ьно-секцион н ый выключатель. 1 з,п.ф-лы, 2 ил. ных секционных выключателя и отрезок обходной системы шин, отсоединяемый от остальной обходной системы шин разъединителями (см. а.с.СССР N. 506098, 4 кл. Н 02 J 3/00, 1974г,).

Недостатком этого РУ является необхо- ф димость установки четырех шинных выклю- р чателей: двух совмещенных шиносоединительно-обходных и двух сек ьО ционных, что удорожает РУ, а также многоцелевое использование шинных выключателей, что усложняет цепи вторичных соединений и снижает надежность.

Цель изобретения — уменьшение площади и материалоемкости, а также повышение надежности распределительного устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в распределительном устройстве высокого напряжения, включающем две секционированные рабочие системы шин с обходной, 1774419 линейные и трансформаторные присоединения, по крайней мере два из которых являются ответственными одного назначения. обходной и шиносоединительный выключатели, теперь, согласно изобретению, каждая рабочая система шин секционирована разьединителями на две секции, соединенные между собой шиносоединительно-секционным выключателем, который через развилку из двух разъединителей подключен к секциям рабочих систем шин по разные стороны секционных разъединителей.

Рабочие системы шин соединены между собой цепочкой из двух последовательно включенных шиносоединительно-секционных выключателей.

На фиг.1 v. 2 схематически изображены

РУ высокого напряжения соответственно с одним шиносоединительно-секционным выключателем и с цепочкой из двух последовательно включенных шиносоединительно-секционных выключателей (c целью упрощения на схемах не показаны заземляющие ножи разъединителей, измерительные трансформаторы, разрядники и другие вспомогательные элементы РУ).

Распределительное устройство содержит две рабочие системы шин 1 и 2, секционированные разьединителями 23 и 24 соответственно на секции 1.1 и 1.2, 2.1 и 2,2, обходную систему шин 3, трансформаторные 5 и линейные 4 присоединения, подключенные через линейные разъединители

18 и 19, выключатели 6 и 7 и соответственно развилку из шинных разьединителей 10 и

11, 12 и 13 к рабочим системам шин 1 и 2, а посредством разьединителей 20 и 21 — к обходной системе шин 3, обходной выключатель 8, подключенный через развилку из шинных разъединителей 16 и 17 к рабочим системам шин 1 и 2 и разъединитель 22 к обходной системе шин 3, шиносоединительно-секционные выключатели 9, подключенные соответственно к секциям 1.1 и 1,2, 2,1 и 2,2 через развилку из шинных разъединителей 14 и 15.

Ус ройство работает следующим образом.

В нормальном режиме РУ включены секционные разъединители 23 и 24, выключэтели 6 и 7, разъединители 18 и 19 и одним из шинных разъединителей 10 или 11, 12 или 13 линейные 4 и трансформаторные 5 присоединения подключены к рабочим системам шин 1 и 2, причем ответственные присоединения одного назначения подключены к разным рабочим системам шин 1 и 2.

Разъединители 20 и 21 линейных 4 и трансформаторных 5 присоединений отключены.

Обходной выключатель 8 и его разъедините5

20

30

40 ли 16, 17 и 22 отключены и обходная система шин находится без напряжения. Шиносоединительно-секционные выключатели 9 вкл1очены и одним из шинных разьединителей 14 или 15 соответственно на секциях 1.1 и 2.1, 2.1 и 1.2 и 2.2 подключены к разным рабочим системам шин 1 и 2. При коротком замыкании на одной из рабочих систем шин

1 или 2, а также отказе выключателей 6 или

7 при коротком замыкании на линейных 4 или трансформаторных 5 присоединениях, от защиты шин или устройства резервирования отказа выключателей (УРОВ) подается команда на отключение шиносоединительно-секционного выключателя 9, отделяющего поврежденную рабочую систему шин 1 или 2. По схеме нэ фиг.2 команда подается одновременно на отключение обоих шиносоединител ьно-секционных выключателей 9, чем обеспечивается безусловное отделение поврежденной рабочей системы шин 1 или 2 от неповрежденной даже при отказе одного из шиносоединительно -секционных выключателей 9 и питание потребителей, в том . числе и ответственных, по линейным 4 и трансформаторным 5 присоединениям, подключенным к этой системе шин. Секционирование рабочих систем шин 1 и 2 разъединителями 23 и 24 позволяет производить их ремонт и обслуживание поочередно по секциям 1.1, 1.2, 2.1 и 2.2 без снижения надежности электроснабжения потребителей. Например. для вывода в ремонт секции

1.1 производятся следующие операции. Шиносоединительно-секционные выключатели

9 шинными разъединителями 14 и 15 переключаются на секции 2.1 и 1.2, если до этого их приключение к рабочим системам шин 1 и 2 было иным. Затем с помощью разъединителей 10-11 и 12 — 13 все линейные 4 и трансФорматорные 5 присоединения, в том числе и ответственные, подключенные к секции 1.1 переводятся без перерыва в электроснабжении на секцию 2.1, а с секции 2.2 на секцию 1.2 только ответственные присоединения 4 и 5 одного назначения, чтобы они были подключены к разным системам шин 1 и 2. Отключением разъединителя 23 секция 1 1 выводится времонт,,Восстановление схемы после ремонта секции 1.1 производится в обратном порядке. Включается разьединитель 23, все присоединения 4 и 5 и шиносоединительно-секционные выключатели 9 шинными разъединителями 10-13 переводятся в свое первоначальное положение. Следует отметить, что для уменьшения переключений при восстановлении схемы РУ, переключение ответственных присоединений 4 и 5, а также шиносоедини1774419

50 тельно-секционных выключателей 9 в предыдущее состояние может не производится, так как они остаются подключенными к разным системам шин 1 и 2. При выводе в ремонт секционного разъединителя, например, 23, снимается напряжение с рабочей системы шин 1. Для этого с помощью шинных разъединителей 10 — 13 линейные 4 и трансформаторные 5 присоединения с рабочей системы шин 1 переводятся на рабочую систему шин 2, а шиносоединительно-секционные выключатели 9 обоимй концами с помощью разъединителей 15 подключаются к секциям 2.1 и

2,2 рабочей системы шин 2, после чего секционный разъединитель 24 отключается и секции 2.1 и 2.2 остаются соединенными шиносоединительно-секционными выключателями 9. Аналогичным образом может быть выведен в ремонт секционный разьединитель 24, Восстановление схемы после ремонта секционных разъединителей производится в обратном порядке. Так, в рассмотренном примере включаются разъединители 23 и 24, шиносоединительно-секционные выключатели 9 одной стороной с помощью разъединителей 14 и 15 переключаются к рабочей системе шин 1, после чего линейные 4 и трансформаторные

5 присоединения с помощью разъединителей 10 — 13 переключаются s свое первоначальное состояние, к рабочей системе шин

Таким образом, во всех ремонтных режимах РУ линейные и трансформаторные присоединения, в том числе и ответственные, оказываются всегда подключенными к разным рабочим системам шин и секциям, соединенным шиносоединительно-секционными выключателями 9, чем обеспечивается сохранение в работе не менее половины присоединений, в том числе и ответственных одного назначения, при повреждении одной из рабочей системы шин или секции, При наличии в предлагаемом РУ только двух ответственных присоединений одного назначения и возможности совмещения по времени ремонтных работ на одной из ра5

30 бочих систем шин и ответственном присоединении для повышения надежности действующих РУ достаточно выполнить соединение рабочих систем шин через два последовательно включенных шиносоединительных выключателя с фиксированным подключением их к шинам посредством одного разъединителя, без секционирования рабочих систем шин разъединителями.

Возможно выполнение РУ по предлагаемому решению без обходной системы шин, например. РУ 35 кВ, где она не требуется нормативно.

Предлагаемое РУ может быть применено для ОРУ на электростанциях, на районных подстанциях и подстанциях промпредприятий напряжением 35 — 220 кВ, в том числе при их расширении и реконструкции, при наличии не менее двух ответственных присоединений одного назначения, а также для повышения надежности и гибкости схемы.

Формула изобретения

1, Распределительное устройство высокого напряжения, содержащее две секционированные рабочие системы шин с обходной, линейные и трансформаторные присоединения, по крайней мере два из которых являются ответственными одного назначения, подключенные к рабочим системам шины, каждая через один выключатель и развилку из двух разъединителей, обходной и шиносоединительно-секционный выключатели, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что. с целью уменьшения площади и материалоемкости, а также повышения надежности, каждая рабочая система шин секционирована на две секции разъединителем, при этом шиносоединительно-секционный выключатель подключен через развилку из двух разъединителей к секциям рабочих систем шин по разные стороны секционных разъединителей.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что рабочие системы шин соединены между собой цепочкой из двух последовательно включенных шиносоединительно-секционных выключателей.

1774419

Составитель В.Гусев

Техред М.Моргентал

Редактор T.Øóáèíà 1

ы 4

Корректор О.Густи

Заказ 3932 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина. 101