Движительно-рулевой комплекс судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: изобретение относмтся к судостроению, а именно к движительнорулевому комплексу судна. Суьцность изобретения; движительно-рулевой комплекс судна 1 содержит плавники 14, кинематически связанные передачей, включающей кри--^"^21822„г,-^фиг. /

COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1775324 А1

<- - ?? 63 h 1>

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБР".:- ГНИЯ

К.АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ ЬСТВУ

4 l (21) 4889157/11 (22) 06.12.90 (46) 15.11.92. Бюл. ¹ 42 (71) Вычислительный центр СО АН СССР (72) Д. Н, Горелов и В, В. Казанцев (56) Авторское свидетельство СССР

¹1245501,,кл, В 63 Н 1/36, 1984. (54) ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА (57) Использование; изобретение относится к судостроению, а именно к движительнорулевому комплексу судна. Сущность изобретения; движительно-рулевой комплекс судна 1 содержит плавники 14, кинематически связанные передачей, включающей криДг вошипно-шатунные механизмы, с ведущим колесом вала двигателя, а также механизм изменения направления движения судна, выполненный с поворотной платформой 11.

Поворотная платформа 11 установлена на

r onov валу 5, внутои которого соосно cry расположен вал 4 двигателя. Плавники 14 свободно установлены на осях 12, жестко связанных с поворотнои платформой 11, а вышеуказанная передача снабжена приводными колесами, каждое из которых установлено на поворотной платформе и связано с ведушим колесом вала, а также посредством соответствующего кривошипно-шатунного механизма с соответствующим плавником. 4 ил, 1775324

Изобретение относится к судостроению, в частности к судомоделированию и может быть использовано для создания судов с плавниковым движителем.

Известны движительно-рулевые комплексы, содержащие смонтированный на.баллере, плавниковый движитель, кинематически связанный с валом привода, и механизм поворота движителя на любой заданный угол, Недостатками известных устройств являются сложность конструкции, большие габариты и вес, Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является, выбранный в качестве прототипа, движительно-рулевой комплекс плавникового движителя С. M. Устинова. Этот комплекс содержит привод преобразования вращения вала двигателя в угловые колебания плавников и механизм изменения направления движения судна, содержащий привод и, кинематически связанную с ним, поворотную платформу, на которой смонтированы плавники.

Это устройство имеет сложную конструкцию привода поворота платформы, которая выполнена в виде зубчатого колеса и привода преобразования вращения вала двигателя в угловые колебания плавника.

Кроме того при колебаниях плавника вместе с ним перемещается зубчатое колесо, серводвигатель и румпель, что усложняет эксплуатацию и ухудшает маневренность комплекса.

Целью изобретения является упрощение конструкции, снижение веса и габаритов комплекса.

Поставленная цель достигается тем, что н движительно-рулевом комплексе судна, содержащего плавники, кинематически связанные передачей, включающей кривошипно-шатунные механизмы, с ведущим колесом вала двигателя, а также механизм изменения направления движения судна; выполненный с поворотной платформой, поворотная платформа установлена на полом валу, внутри которого соосно ему расположен вал двигателя, плавники свободно установлены на осях, жестко связанных с поворотной платформой, а вышеуказанная передача снабжена приводными колесами, каждое из которых установлено на поворотной платформе и связано с ведущим колесом вала, а также посредством соответствующего кривошипно-шатунного механизма с соответствующим плавником.

На фиг, 1 изображен общий вид дви>ки- тельно-рулевого комплекса судна; на фиг. 2, 15

20 колес 7 и 8. Зубчатое колесо 11 посредством зом

30

55

10

3, 4 — платформа комплекса в положении

"прямой ход" и "обратный ход" (вид снизу), Движительно-рулевой комплекс судна установлен в корпусе судна 1 и содержит привод двигателя 2, который через муфту 3 соединен с приводным валом 4, установленном внутри полого вала 5. На приводном валу 4 установлено фрикционное колесо 6, находящееся во взаимодействии с колесами

7 и 8, установленными на осях 9 и 10, которые смонтированы на поворотной платформе, выполненной в виде зубчатого колеса

11, На периферийной части зубчатого колеса 11 жестко закреплены вертикальные оси

12 и 13, на которых свободно установлены плавники 14 и 15, оборудованные осями 16 и 17, которые посредством рычагов 18 и 19 кинематически связаны с осями 20 и 21, смонтированными на периферийных частях валов 22 и 23 кинематически связано с рулев ы м и ри водам 24.

Устройство работает следующим обраВращающий момент от привода 2 через муфту 3 передается на колесо 6, которое приводит одновременно во вращение колеса 7 и 8, и через рычаги 20 и 21 преобразует их вращение в колебательные движения плавников 14 и 15 вокруг валов 12 и 13, установленных на зубчатом колесе 11, Синхронные противофазные колебания двух плавников 14 и 15 создают только силу тяги, вектор которой совпадает с осью симметрии зубчатого колеса 11. На фиг, 2 показаны положения плавников 14 и 15 в момент максимального их расхождения. а на фиг. 3 — в момент минимального их сближения. При необходимости поворота комплекса на заданный угол необходимо рулевым приводом

24 через кинематически связанные валы 22 и 23 повернуть зубчатое колесо 11, При этом вектор силы тяги изменяет свое направление на тот же угол и происходит поворот судна. При повороте зубчатого колеса 11 на

180 (см. фиг. 4) комплекс принимает положение ".обратный ход", а вектор силы тяги меняет свое направление на противоположное. Работа приводов 2 и 24 не зависит друг от друга и может осуществляться одновременно, т. е, ось вращения приводного вала

4 совпадает с осью вращения зубчатого колеса 11, Формула изобретения

Движительно-рулевой комплекс судна, содержащий плавники, кинематически связанные передачей, включающей кривошипно-шатунные механизмы, с ведущим колесом вала двигателя, а также механизм изменения направления движения судна, 1775324

Составитель Д. Горелов

Редактор А. Соколова. Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н. Кешеля

Заказ 4015 Тираж Подписное

ВКИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 выполненный с воротной платформой, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции, снижения веса и габаритов, поворотная платформа установлена на полом валу, внутри которого соосно с ним расположен вал двигателя, плавники свободно установлены нэ осях, жестко связанных с поворотной платформой, а передача снабжена приводными колесами, каждое из которых установлено на поворотной платформе и связано с ведущим колесом вала. а

5 также посредством соответствующего кривошипно-шатунного механизма — с соответствующим плавником.