Деррик-кран
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: грузоподъемное оборудование. Сущность: мачта 1 установлена в подшипниковые узлы 2, 3, к основанию ее 8при помощи шарнира 7 присоединена грузовая платформа 5, подвешенная к вершине мачты 1 таким образом, что оси мачты 1. подкосы 4 тросов 12 и оттяжки 11 стрелы 9 пересечены в одной точке. Стрела 9 соединена с основанием 8 при помощи шарнира 13 так. что ее ось смещена в сторону платформы 5 от точки пересечения оси мачты 1 с горизонтальной плоскостью, проходящей через шарнир 7. Механизм блокировки выполнен в виде рычага 15. закрепленного на платформе 5 и контакта 16. 1 з.п.ф-лы. 4 ил.//У(Лс^ XJ ел00ел
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (st)s В 66 С 23/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4763135/11 (22) 28.11.89 (46) 15,11.92.Бюл. М 42 (71) Конструкторское бюро "южное" (72) В.М.Савельев и А.Ф.Герасимов (56) Авторское свидетельство СССР
М 159615, кл. 8 66 С 23/84, 1962, (54) ДЕРРИК-КРАН (57) Использование: грузоподъемное оборудование. Сущность: мачта 1 установлена в подшипниковые узлы 2, 3, к основанию ее 8
„„5U„„1775351 А1 при помощи шарнира 7 присоединена грузовая платформа 5, подвешенная к вершине мачты 1 таким образом, что оси мачты 1, подкосы 4 тросов 12 и оттяжки 11 стрелы 9 пересечены в одной точке. Стрела 9 соединена с основанием 8 при помощи шарнира
13 так, что ее ось смещена в сторону платформы 5 от точки пересечения оси мачты 1 с горизонтальной плоскостью, проходящей через шарнир 7.Механизм блокировки выполнен в виде рычага 15, закрепленного на платформе 5 и контакта 16. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
1775351
Изобретение относится к грузоподъемному оборудованию преимущественно для водно-спортивных станций.
И эвестн ы грузо п одъем н ые устройства, в которых для компенсации изгибающих моментов или уравновешивания элементов конструкции(башни, стрелы, мачты) используются различные приспособления в виде рычагов с переменным плечом, перемещаемого груза, сложных систем подвески, усложнения кинематики взаимодействия тросов со стрелой и т.д.
Известные решения связаны со сложносьтю реализуемых конструкций, значительной их массой, стоимостью.
Известен кран, содержаший мачту, установленную в нижний и верхний подшипниковые узлы, первый из которых смонтирован на основании, а второй связан с последним посредством двух подкосов, шарнирно связанную с нижним подшипников ым узлом стрелу, соединенную посредством оттяжки с верхним подшипниковым узлом, связанную с мачтой в районе нижнего подшипникового узла грузовую платформу с грузовой лебедкой и запасованной в барабан последней своим канатом грузовой полиспаст, установленный на стреле.
Недостатком этого устройства является сложность конструкции, обусловленная наличием в ней специального механизма поворота стрелы, необходимость использования которого обусловлена ненулевым моментом нагрузки стрелы на опорно-поворотное устройство, кроме того, система блокировки приводного механизма такого крана сложна и, следовательно, ненадежна, Цель изобретения — повышение надежности и упрощение конструкции эа счет устранения механизма поворота.
Поставленная цель достигается тем, что предложенный кран снабжен механизмом блокировки, включающим в себя шарнир, посредством которого грузовая платформа связан,". с мачтой, соединенные с вершиной мачты и с противоположной указанному шарниру частью грузовой платформы тросы, расположенные по боковым сторонам равнобедренного треугольника, высота которого расположена в одной плоскости с продольными осями стрелы и мачты, а его основание перпендикулярно указанной плоскости, установленные на мачте и грузовой платформе с возможностью взаимодействия друг с другом рычаг и конечный выключатель, контакт которого включен в устройство управления двигателем лебедки. при этом продольная ось стрелы смещена в сторону платформы от точки пересечения продольной оси мачты с горизонтальной плоскостью, в которой расположен центр указан ного ша рнира.
5 Таким образом реализована полная . компенсация изгибающих моментов на мачту и стрелу, благодаря чему исключается необходимость в специальном механизме поворота, появляется возможность исполь10 зования простых трубчатых конструкций мачты, стрелы, подкосов.
Подвижность грузовой платформы позволила реализовать механизм блокировки приводного механизма при помощи рычага, 15 закрепленного, например, на платформе и контакта, установленного на мачте, В варианте предложенной конструкции, для исключения балластного груза механизм блокировки снабжен установленным
20 на платформе и под ней на мачте обводными блоками, в которых эапасован канат грузового полиспаста.
На фиг.1 изображена принципиальная схема крана; на фиг.2 — вид А на фиг.2; на
25 фиг.3 — вид Б на фиг.1 (со стороны торца грузовой платформы); на фиг,4 — вариант подвески грузового полиспаста, Предлагаемый кран содержит мачту, установленную в верхнем 2 и нижнем 3 под30 шипниковых узлах, с первым из которых связаны два подкоса 4 (фиг.2), грузовую платформу 5 с приводным двигателем и барабаном 6, закрепленную при помощи шарнира 7 к основанию 8 мачты 1, стрелу 9 с
35 грузовым полиспастом 10, связанную с мачтой оттяжкой 11. Грузовая платформа 5 подвешена к вершине мачты 1 на тросах 12, образующих стороны равнобедренного треугольника (фиг.3), плоскость которых прохо40 дит через точку пересечения осей мачты 1, подкосов 4 и оттяжки 11 (фиг.1). Стрела 9 связана через шарнир 13 с основанием 8 мачты так. что ось смещена в вертикальной плоскости в сторону платформы 5 от точки
45 пересечения оси мачты с горизонтальной плоскостью проходящей через шарнир 7 на величину х. Троса подвески 14 грузового полиспаста 10 также образуют стороны равнобедренного треугольника и связаны с ба50 рабаном приводного двигателя 6, выполненным из двух симметричных половин (фиг.3).
Механизм блокировки приводного двигателя выполнен в виде рычага 15, закреп55 ленного на платформе 5, и контакта 16, связанного с двигателем (связь не показан).
На фиг.4 грузовой полиспаст 10 связан с барабаном 6 через систему блоков 17, 18, установленных в основании 8 мачты 1 снизу грузовой платформы 5 и на ней. Нижний
1775351
10
50 подшипниковый узел 3 мачты 1 закреплен на основании 19, На фиг,1 на грузовой платформе 5 установлен балластный груз 20.
Предлагаемый кран работает следу ощим образом.
Усилия от груза передаются на мачту через стрелу 9 и оттяжку 11. Поскольку оси мачты 1, оттяжки 11, подкосав 4 и плоскости подвески грузовой платформы 5, образованной тросами 12 совмещены в одной точке в оголовке мачты, последняя испытывает только вертикальные, проходящие па ее оси, нагрузки. Реакция же груза, передаваемого через полиспаст 10, троса его подвески 14 и барабан 6 на грузовую платформу
5, создающая изгибающий момент на мачту (против часовой стрелки — по чертежу) компенсируется соответствующим моментом от груза, передаваемым по оси стрелы 9 на плече х (по часовой стрелке — по фиг.1).
Боковые >ке изгибающие моменты на стрелу 9 и мачту 1 от груза и платформы 5 исключены подвеской грузовой платформы и полиспаста 10 симметрично относительно вертикальной плоскости. проходящей через ось ма ты и стрелы (фиг.3).
Такая разгрузка мачты и стрелы позволяет использовать в конструкции максимально простые и облегченные трубчатые элементы, максимально снизить потребный момент на вращение грузовой платформы вместе со стрелой и мачтой в подшипниковых узлах 2,3.
При превышении расчетной грузоподьемности крана, усилие ат груза приподнимает грузовую платформу, при этом рычаг
15 обеспечивает срабатывание контакта 16 и блокировку приводного двигателя.
В варианте исполнения крана (фиг.4) платформа 5 не нагру>кена балластом 20. В этом случае неравенство плеч относительно шарнира 7 частей грузового троса над платформой 5 и под ней обеспечит(при соответствующем их выборе) тот же механизм блокировки, Таким образом, полная разгрузка элементов конструкции предлагаемого крана от изгибающих моментов позволяет использовать в нем максимально простые и дешевые трубчатые элементы. Эта же разгрузка позволила устранить механизм поворота стрелы, поскольку боковое тяговое усилие, потребное, например, для перемещения груза весом 20000 кгс, составляет 10 кгс, упрощение крана произошло и за счет устранения механизма регулирования вылета стрелы пр«нахождении поднимаемого
45 судна не под полиспастом при работе приводного двигателя ано установится сначала под ним, а затем будет происходить непосредственно подьем.
Возможность же подьема грузовой платформы при превышении расчетной грузоподъемности обеспечивает надежное срабатывание системы блокировки, причем с большой точностью, Проведенные испытания деррик-крана подтвердили его высокие технико-экономические показатели.
Формула изобретения
1.,Церрм<-кран, содержащий мачту, установленную в нижний и верхний подшипниковый узлы, первый из которых смонтирован на основании, а второй связан с последним посредством двух падкасов, шарнирно связанную с нижним подшипником узлом стрелу, соединенную посредством оттяжки с верхним подшипниковым узлам, связанную с мачтой в районе нижнего подшипниковаго узла грузаву о платформу с грузовой лебедкой и запасаванный в барабан последней своим канатом грузовой полиспаст, установленный на стреле, а тл ич а ю шийся тем, чта, с целью повышения надех<насти и упрощения конструкции эа счет устранения механизма поворота, 0II снабжен механизмом блокировки, включающим в себя шарнир, посредством которого грузовая платформа связана с мачтой, соединенные с вершиной мачты и с противоположной указанному шарниру частью грузовой платформы тросы, расположенные по боковым сторонам равнобедренного треугольника, высота которого расположена в одной плоскости с продольными осями стрелы и мачты, а ега основание перпендикулярно указанной плоскости, установленные на мачте и грузовой платформе С воэможностью взаимодействия друг с другом рычаг и конечный выключатель, контакт которого включен в устройство управления двигателем лебедки, при этом продольная ось стрелы смещена в сторону платформы от тачки пересечения продольной аси мачты с горизонтальной плоскостью, в которой расположен центр указанного шарнира.
2. Кран по п.1, отличающийся тем, что, с целью повышения грузоподъемности за счет устранения балластного груза платформы, механизм блокировки снабх<ен установленными на платформе и пад ней на мачте обводными блоками, в которые запасован канат грузового полиспаста.
1775351
1775351
Составитель А.Герасимов
Техред М.Моргентал Корректор M.Têà÷
Редактор Т.Иванова
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. У::;город, ул,Гагарина, 101
Заказ 4016 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5