Способ строительства каналов на торфяных залежах в зимний период

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сущность изобретения: в зимний период по трассам строящихся каналов уплотняют снежный покров. После промораживания торфяной залежи на глубину 1,1-1,5 заданной глубины канала и на ширину, включающую ширину канала и ширину полос для проезда машин, прорезают щели на 0,7-0,8 заданной глубины канала, причем оконтуривающие щели прорезают на расстоянии от оси канала в 0,ЗЧ),4 его заданной ширины. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИС1И 1ЕСКИХ

РЕСПУБ/1ИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (») 4878755/03 (22) 31.10.90 (46) 15.11.92. Бюл. М 42 (71) Тверской политехнический институт (72) B.È.Êîñîâ, В.Н.Иванов и О,И.Задеренко (73) Тверской политехнический институт (56) Авторское свидетельство СССР

N894051,,кл,,Е 02 В 11/00, 1981.

Кушнарев Д.М. и др. Справочник по взрывным работам в мелиоративном и водохозяйственном строительстве. М.: 1985, с.446.

Изобретение относится к торфяному производству и может быть использовано в мелиорации, сельском хозяйстве для осушения болот и торфяных месторождений в районах с устойчивым промерзанием грунта.

Известен способ строительства каналов, включающий рытье канала с одновременным созданием давления на откосы канала при помощи ледяных плит, которые устанавливают вертикально вплотную одна к другой.

Недостатками этого способа являются высокая трудоемкость, связанная с заготовкой ледяных плит, их транспортировкой и укладкой, а также технологическая сложность в осуществлении способа. Кроме того, ледяные плиты водонепроницаемы, Прототипом является способ строительства каналов, включающий рыхление взрывом мерзлого слоя грунта по трассе канала, его выемку и дальнейшее углубление канаÄ.,5UÄÄ 1776312 А3 (я)я Е 21 С 49/00, Е 02 В 11/00 (54) СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА КАНАЛОВ

НА ТОРФЯНЫХ ЗАЛЕЖАХ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД (57) Сущность изобретения: в зимний период по трассам строящихся каналов уплотняют снежный покров. После промораживания торфяной залежи на глубину 1,1 — 1,5 заданной глубины канала и на ширину, включающую ширину канала и ширину полос для проезда машин, прорезают щели на 0,7 — 0,8 заданной глубины канала, причем оконтуривающие щели прорезают на расстоянии от оси канала в 0,3 — 0,4 его заданной ширины. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. ла. В целях создания прямолинейных каналов и снижения сейсмического воздействия взрыва на окружающую среду выемки оконтуривают узкими щелевыми прорезями на полную мощность мерзлоты.

Недостатком этого способа является деформация каналов на малопроточных участках торфяных месторождений, Цель изобретения — повышение эффективности использования BB при строительстве каналов взрывным способом на торфяных залежах, улучшение качества выполнения профиля строящихся взрывным способом каналов и повышение эффективности их работы.

Указанная цель достигается тем, что в способе строительства каналов на торфяных залежах в зимний период, включающем производство взрывов зарядов ВВ на выброс грунта и нарезку в залежи оконтуривающих щелей, перед взрывом зарядов ВВ

1776312 торфяную залежь по трассе канала предварительно промораживают на глубину 1,1—

1,5 заданной глубины каналов и на ширину, включающую ширину каналов по верху и ширину полос для обеспечения прохода машин, а затем в промореженной залежи прорезают щели на глубину 0,7 — 0,8 заданной глубины каналов: одну зарядную по оси будущего канала, а две оконтуривающие щели с обеих сторон от осевой с интервалом 0,30,4 заданной ширины каналов. Промораживание торфяной залежи производят посредством уплотнения снежного покрова.

Для производства взрывов используют шланговые заряды ВВ.

На фиг.1 изображено состояние торфяной залежи и повышение мерзлого слоя до операции предварительного промораживания, на фиг,2 — состояние торфяной залежи и положение мерзлого слоя после предварительного промораживания; на фиг,3— схема нарезки щелей в промороженнойторфяной залежи; на фиг.4 — вид канала после взрыва и нормативное проектное сечение канала.

Торфяная залежь 1 сверху покрыта снежным покровом 2, а между торфяной залежью

1 и снежным покровом 2 расположен мерзлый слой торфяной залежи 3. По трассе канала, Do его ширине "В" образуют слой льда

4. В промороженной залежи 3 прорезают зарядную щель 5 и оконтуривающие щели 6.

В зарядную щель 5 помещают шланговый заряд ВВ 7. После взрыва шлангового заряда образуется профиль канала 8. Для сравнения на фиг.4 дан проектный профиль канала 9.

Способ строительства канала выполняется следующим образом, В начале зимнего периода после установления на поверхности торфяной залежи 1 снежного покрова 2 и образования мерзлого слоя торфяной залежи 3 начинают уплотнять снежный покров 2 по трассе канала на ширину В, включающую начальную ширину канала и ширину полос для прохода машин. При этом по трассам каналов образуется слой льда 4, который улучшав.r условия для прохода ма5

45 шин и способствует интенсивному теплооб мену торфяной залежи с атмосферой. В связи с этим по трассе канала зона мерзлого торфа 3 значительно увеличиBàåòñÿ в глубину торфяной залежи 1, Промораживание торфяной залежи 1 заканчивают, когда глубина промерзания превысит в 1,1 — 1,5 раза заданную глубину канала. Затем в промороженной залежи прорезают три щели на глубину 0,7 — 0,8 заданной глубины канала, Зарядную щель 5 прорезают по оси канала, а оконтуривающие щели 6 — симметрично с обеих сторон от зарядной щели 5 с расстоянием от нее 0,3-0,4 заданной ширины канала, Шланговый заряд ВВ 7 помещают зарядную щель 5. Забойкой служит торф, экскавированный при нарезке щелей. После взрыва шлангового заряда 7 образуется профиль канала 8, Весной или летом после оттаивания доводят канал до проектного профиля 9.

Формула изобретения

1,Способ строительства каналов на торфяных залежах в зимний период, включающий производство взрывов зарядов ВВ на выброс грунта и нарезку в залежи оконтуривающих щелей, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности использования ВВ при строительстве каналов взрывным способом на торфяных залежах, улучшения качества выполнения профиля строящихся взрывным способом каналов и повышения эффективности их работы, перед взрывом зарядов ВВ торфяную залежь по трассе канала предварительно промораживают на глубину 1,1 — 1,5 заданной глубины канала и на ширину, включающую ширину канала и ширину полос для проезда машин, а щели прорезают на 0,7-0,8 заданной глубины канала, причем оконтуривающие щели прорезают на расстоянии от оси канала в 0 3 — 0,4 его заданной ширины, à по оси канала прокладывают осевую щель и в нее закладывают заряды ВВ, 2. Способ по и 1, отличающийся тем, что используют шланговые заряды ВВ.

3, Способ поп.1, отлича ющийся тем, что промораживание торфяной залежи ведут путем уплотнения снежного покрова, 1776312

1776312

Вымудна Р,О М а

Составитель И.Синицкая

Техред M.Moðãåíòàë Корректор Н.Ревская

Редактор

Производственно-иэдагельский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4049 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5