Устройство для базирования детали типа вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: изобретение относится к машиностроению и предназначено для обеспечения базирования деталей с целью последующего контроля их угловых радиальных размеров. Сущность изобретения: корпус 1 установлен на основании 24 под углом а в сторону закрепленного на оси 11 сферического элемента 12, контактирующего с введенной в осевое отверстие детали 4 заглушкой. Деталь 4 центрируется в радиальных бесконтактных опорах 2 и 3 и приводится во вращение от электродвигателя через полумуфты. Последние установлены относительно друг друга с зазором из условия образования аэростатической опоры либо снабжены магнитными вставками, обращенными друг к другу одноименными полюсами . 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)э В 23 0 3/06
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР)
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ "
К ПАТЕНТУ
«4 (21) 4829973/08 (22) 29,05.90 (46) 23.11.92. Бюл. bh 43 (71) Московское станкостроительное производственное объединение "Красный пролетарий" (72) И.Н. Наумов, В.B. Хромылев и Е.А. Гусев (73) Московский станкостроительный завод
"Красный пролетарий" им. А.И. Ефремова (56) Авторское свидетельство СССР
М 831501, кл. В 23 0 3/06, 1979. (54) УСТРОЙСТВО. ДЛЯ БАЗИРОВАНИЯ
ДЕТАЛИ TMllA ВАЛА (57) Использование: изобретение относится к машиностроению и предназначено для обеспечения базирования деталей с целью
5U,, 1777574 АЗ последующего контроля их угловых радиальных размеров. Сущность изобретения: корпус 1 установлен на основании 24 под углом а в сторону закрепленного на оси 11 сферического элемента 12, контактирующего с введенной в осевое отверстие детали 4 заглушкой. Деталь 4 центрируется в радиальных бесконтактных опорах 2 и 3 и приводится во вращение от электродвигателя через полумуфты. Последние установлены относительно друг друга с зазором иэ условия образования аэростатической опоры . лиоо снабжены магнитными вставками, обращенными друг к другу одноименными полюсами. 2 з,п. ф-лы, 5 ил.
1777574
10
15 зом.
30
40 детали.
55
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для базирования изделий типа валов с целью последующего контроля размеров.
Целью изобретения является повышение точности базирования за счет исключения возмущений при перемещении детали.
На фиг. 1 изображен общий вид устройства; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг.
3 — продольный разрез узла привода вращения детали; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 3 (пример выполнения муфты передачи крутящего момента со вставками из постоянных магнитов); на фиг. 5 — то же (пример выполнения муфты с аэростатической опорой), .
Устройство содержит корпус 1 с размещенными íà нем бесконтактными радиальными опорами 2 и 3, в которых установлена деталь 4. На корпусе 1 жестко закреплен привод 5 вращения детали, на корпусе 6 которого (см. фиг. 3) жестко закреплен электродвигатель 7. Привод 5 выполнен в виде кинематической цепи, состоящей из входного 8 и выходного 9 элементов (например, шестерен), первый из которых смонтирован на валу электродвигателя 7, а второй — в опарах 10, установленных на закрепленной в корпусе 1 оси 11, на торце которой расположен сферический элемент 12, образующий совместно с осью торцовый упор для детали 4, С выходным элементом 9 жестко связана ведущая полумуфта 13 (см. фиг. 3 и
4), взаимодействующая с ведомой полумуфтой 14, закрепленной на поводке 15, контактирующем с хвостовиком детали 4 (см, фиг.
3). Упомянутые полумуфты 13 и 14 разделены сплошным зазором b (см. фиг. 4 и 5), т.е. взаимодействуют бесконтактно. Разделение полумуфт 13 и 14 может быть осуществлено путем установки в них вставок 16 из постоянных магнитов (см, фиг. 4) или посредством выполнения между их рабочими поверхностями (т.е. в зазоре b) аэростатических опор 17, воздух к которым подают по каналам 18, сообщенным с коллектором 19.
Последний соединен с напорной магистралью 20 (см. фиг. 1) через сверления в оси
11 (на чертеже не показаны). Для удобства работы с устройством целесообразно радиальные опоры 2 и 3 выполнить разомкнУтыми (с углом охвата не более 180 ), а измерительные головки приборов 21 разместить в плоскости П, параллельный плоскости разъема опор 2 и 3 и проходящей через геометрическую ось детали 4. Положение упомянутой плоскости П определяется зазо ром S в аэростатических опорах (см, фиг. 2).
Сжатый воздух в систему поступает от напорной магистрали 20 через канал 22 в корпусе 1 и дроссели 23. Корпус 1 установлен на основании 24 (фиг. 1) под углом а в сторону торцового упора, что обеспечено посредством двух шарниров 25 и 26 и механизма 27 наклона, выполненного, например, в виде винтового домкрата. Для облегчения базирования полой детали 4(например, шпинделя токарного станка) в ее отверстие со стороны детали, обращенной к торцовому упору, вводится калиброванная технологическая заглушка 28 (см. фиг. 3), предназначенная для взаимодействия со сферическим элементом 12.
Устройство работает следующим обраПеред началом работы корпус 1 с помощью домкрата 27 устанавливают под требуемым углом а к основанию 24. Деталь 4 помещают в опоры 2 и 3 и включают подачу сжатого воздуха в опоры, в результате чего деталь 4 всплывает, центрируется в опорах и перемещается до контакта со сферическим элементом 12. Давление воздуха в напорной магистрали устанавливают в зависимости от массы детали и необходимости обеспечения требуемого зазора S (см. фиг. 2). Затем, перемещая в осевом направлении поводок 15, соединяют его с деталью
4. При этом сразу же устанавливается зазор
h между обращенными друг к другу поверхностями полумуфт 13 и 14 (благодаря действию сил давления воздуха или магнитных сил). Следовательно, вращение от электродвигателя будет передаваться на деталь 4 бесконтактно — через упомянутый зазор h
В данной конструкции обеспечено максимальное устранение возмущений, возникающих при работе привода, что позволяет повысить точность базирования и контроля
Формула изобретения
1, Устройство для базирования детали типа вала, содержащее установленный на основании корпус с расположенными на нем бесконтактными радиальными опорами, предназначенными для размещения детали, торцевым упором и приводом вращения детали, выходной элемент которого кинематически связан с деталью через ведущую и ведомую полумуфты и поводок, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности базирования, корпус установлен с наклоном в сторону торцевого упора, который выполнен в виде закрепленной в корпусе оси с размещенным на одном из ее торцов и предназначенным для взаимодействия с торцом детали сферическим элементом, при этом ось расположена внутри выходного
1777574
Фиг. Z èå. Ф
Составитель Б.Ляхович
Редактор Н.Козлова Техред M,Ìîðãåíòàë
Ф иг. 5
Корректор А.Козориз
Заказ 4129 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 элемента и полумуфт соосно относительно бесконтактных радиальных опор корпуса, выходной элемент смонтирован на введенных в устройство и размещенных на упомянутой оси радиальных опорах и жестко 5 соединен с ведущей полумуфтой, а ведомая полумуфта закреплена на поводке, который выполнен податливым в радиальном направлении, и бесконтактно связана с ведущей полумуфтой. 10
2.Устройство поп. 1, отл и ча ю щеес я тем, что полумуфты установлены относительно одна другой с зазором из условия образования аэростатической опоры, причем последняя соединена с бесконтактными радиальными опорами корпуса.
3.Устройство поп.1, отл ича ю щеес я тем, что полумуфты снабжены вставками из постоянных магнитов, обращенных друг к другу одноименными полюсами.