Рабочее колесо центробежного компрессора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к компрессоростроению, а именно к рабочим колесам центробежных компрессоров. Цель изобретения - расширение диапазона значений объемных расходов, при которых возможна беспомпажная работа рабочего колеса. Сущность изобретения состоит в том, что на покрывном диске выполнены дренажные отверстия, соединенные с воздухозаборниками при помощи воздуховодов, в покрывном диске в области горловины по меньшей мере одного из межлопаточных каналов выполнены отверстия, в выходной части межлопаточных каналов, не имеющих отверстий в области горловины, отверстия в покрывном диске выполнены вблизи передней поверхности лопаток и соединены с отверстиями при помощи воздуховодов, пересекающихся с дополнительными воздуховодами . 4 ил. (/ С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„. йЛ „„1778372 А1 (я)5 F 04 D 29/28
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ крывном диске которого расположены воздухозаборники для направления воздуха в межлопаточные каналы.
Недостатком известного рабочего колеса является узкий диапазон значений объемных расходов, при которых возможна работа рабочего колеса, ограниченный помпажом.
Цель изобретения — расширение диапазона значений объемных расходов, при которых возможна беспомпажная работа рабочего колеса.
Цель достигается тем, что в рабочем колесе, содержащем несущий и покрывнойдиски и расположенные между ниии лопатки, образующие межлопаточные каналы, имеющем расположенные на покрывном диске воздухозаборники для направления воздуха в межлопаточные каналы, на покрывном диске выполнены дренажные отверстия, сое(21) 4904490/06 (22) 22.01.91 (46) 30.11.92. Бюл. ¹ 44 (71) Научно-исследовательский и конструкторский институт центробежных и роторных компрессоров (72) А.Н,Колочков, П.Б.Чечулин и С.В.Шнепп (56) Авторское свидетельство СССР № 1328584, кл. F 04 D 29/28, 1987.
Авторское свидетельство СССР.
¹ 591619, кл, F 04 D 29/28, 1978. (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО
KOMПPЕССОРА (57) Изобретение относится к компрессоростроению, а именно к рабочим колесам центробежных компрессоров. Цель изобреИзобретение относится к области компрессоростроения, а именно к рабочим колесам центробежных компрессоров.
Известно рабочее колесо центробежного компрессора, содержащее несущий и покрывной диски и расположенные между ними лопатки, образующие межлопаточные каналы, часть из которых заглушена для . обеспечения возможности работы рабочего колеса при уменьшенном объемном расходе.
Недостатком известного рабочего колеса является узкий диапазон значений объемных расходов, при которых возможна работа рабочего колеса.
Наиболее близким к предлагаемому техническому решению по технической сущности и достигаемому результату является выбранное в качестве прототипа рабочее колесо центробежного компрессора, на потения — расширение диапазона значений объемных расходов, при которых возможна беспомпажная работа рабочего колеса.
Сущность изобретения состоит етом,,что на покрывном диске выполнены дренажные отверстия, соединенные с воздухозаборниками при помощи воздуховодов. в покрывном диске в области горловины по меньшей мере одного из межлопаточных каналов выполнены отверстия, в выходной части межлопаточных каналов, не имеющих отверстий в области горловины, отверстия в покрывном диске выполнены вблизи передней поверхности лопаток и соединены с отверстиями при помощи воздуховодов, пересекающихся с дополнительными воздуховодами. 4 ил.
1778372 диненные с воздухозаборниками при помощи воздуховодов, в области горловины межлопаточных каналов в покрывном диске также выполнены отверстия, а в выходной части межлопаточных каналов, не имеющих отверстий в области горловины, отверстия в покрывном диске выполнены вблизи передней поверхности лопаток и соединены с отверстиями в области горловины при помощи воэдуховодов, пересекающихся с воздуховодами, соединя ющими воздухозаборники и дренажные отверстия.
При работе рабочего ког еса центробежного компрессора при расчетном значении обьемного расхода воздух из полости между покрывным диском и корпусом поступает в воздухозаборник, затем в воздуховод к дренажному отверстию и обратно в полость между покрывным диском и корпусом. При уменьшении объемного расхода через рабочее колесо, т.е, при угрозе возникновения помпажа, давление воздуха в выходной части межлопаточных каналов повышается и струя воздуха из воздухозаборников под действием повышенного давления в отверстиях вблизи передней поверхности попаток отклоняется в воздуховоды к отверстиям в области горловины межлопаточных каналов. Благодаря вдуву газа в межлопаточные каналы объемный расход воздуха перераспределяется по другим межлопаточным каналам и условия взаимодействия лопаток с потоком в них приводятся в соответствие расчетному объемному расходу, в результате чего помпаж не наступает.
На фиг.1 дано иэображение рабочего колеса центробежного компрессора со стороны входа потока; на фиг.2, 3 и 4 — соответственно сечения А-А, Б-Б и В-В на фиг.1.
Рабочее колесо содержит несущий диск
1, покрывной диск 2 и лопатки 3. В выходной части 4 межлопаточных каналов 5 выполнены отверстия 6. В области горловины 7 межлопаточных каналов 8 выполнены отверстия
9. На покрывном диске 2 расположены воэдухоэаборники 10 и дренажные отверстия
11. Отверстия 6 соединены с отверстиями 9 воздуховодами 12 и 13. Воздухозаборники
10 соединены с дренажными отверстиями
11 воздуховодами 14 и 15, пересекающимися с воздуховодами 12 и 13. Воздуховоды 13 соединены с воздуховодами 15 при помощи воздуховодов 16.
Принцып действия предлагаемого технического решения состоит в следующем.
При расчетном значении объемного расхода поток воздуха поступает в межлопаточные каналы 5 и 8, образуемые дисками 1 и 2 и лопатками 3, где происходит процесс сжатия. Скоростной напор относительно вращающегося рабочего колеса преобразуется в воздухоэаборнике 10, откуда струя воздуха по воздуховодам 14 и 15 направляется в дренажные отверстия 11, Скоростной напор газа в воздуховоде 15 при помощи воздуховода 16 уравновешивает давление газа в отверстиях 6 и воздуховодах 12, При уменьшении объемного расхода воздуха через рабочее колесо и приближении к помпажу давление воздуха в отверстиях 6 повышается и струя воздуха из отверстий 6 и воздуховодов 12 отклоняет струю воздуха иэ воздуховода 14 в воздуховод 13. Часть воздуха поступает в воздуховод 16 и 15 и усиливает отклоняющее действие струи из воздуховода 12, При помощи отверстий 9 в области горловины 7 каналов 8 осуществляется вдув воздуха из воэдуховода 13 в направлении против основного потока. В результате перераспределения объемного расхода воздуxà через Måæëопаточные каналы 5 протекает увеличенный объемный расход, благодаря чему предотвращается помпаж.
Формула изобретения
Рабочее колесо центробежного компрессора, содержащее лопатки, установленные между несущим и покрывным дисками, воздухоэаборники, установленные на покрывном диске и сообщенные с лопаточными каналами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения диапазона устойчивой работы, на покрывном диске выполнены дренажные отверстия, в области горловины покрывного диска по меньшей мере одного из межлопаточных каналов и в выходной части покрывного диска в межлопаточных каналах вблизи передней поверхности лопаток выполнены отверстия, причем покрывной диск снабжен пересекающимися между собой воздуховодами, одни из которых сообщают отверстия в выходной части с отверстиями в области горловины, а другие — воздухозаборники с дренажными отверстиями, и дополнительными воздуховодами, сообщающими пересекающиеся воздуховоды между собой.
1778372
1778372
13 5
Эиад д-В
Составитель Я. Солопов
Техред М.Моргентал Корректор И. Шмакова
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 4175 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб.. 4/5