Винтовая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в приборах и станках, в частности в приборах для контроля геометрических величин. Цель изобретения - повышение надежности за счет устранения изгибакщих моментов на ходовом винте, упрощение конструкции и уменьшение габаритов. Положительный эффект достигается размещением наружного кольца подшипника 3 на внутренней поверхности сферической шайбы 5 в кольцевом пазу. Подшипник 3 содержит три тела качения 4, которые размещены в канавке ходового винта 2 в пределах одного витка резьбы, При вращении ходового винта 2 три тела качения 4 перемещаются по винтовой канавке 9 и одновременно по беговой дорожке 8 наружного кольца подшипника 3, которое самоцептрируется относительно тел качения 4 и может совершать колебательное движение относительно оси гайки 1, поворачиваясь со сферической шайбы 5, В передаче предусмотрен ограничитель прокручивания 7 подшипника 3 вокруг оси винта 2, установленной в гайке 1 с возможностью взаимодействия с пазом шайбы. 1 ил. СЛ С 8 М vj 00 -N 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s F 16 Н 25/22
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАfEHTHOE
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4862788/28 (22) 27.08.90 (46) 30.11.92. Бюл. ¹ 44,. (71) Научно-исследовательский институт технологии машиностроения (72) П.И.Филиппов и К.А.Назаров (56) Патент Франции № 2094337. кл. F 16 Н 25/00, 1972.
Патент ФРГ ¹ 3106221, кл. F 16 Н 25/22, 1983. (54) ВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в приборах и станках, в частности в приборах для контроля геометрических величин. Цель изобретения — повышение надежности за счет устранения изгибающих моментов на ходовом винте, упрощение конструкции и уменьшение габаритов. Положительный зф,, Ы„„1778408 А1 фект достигается размещением наружного кольца подшипника 3 на внутренней поверхности сферической шайбы 5 в кольцевом пазу. Подшипник 3 содержит три тела качения 4, которые размещены в канавке ходового винта 2 в пределах одного витка резьбы. При вращении ходового винта 2 три тела качения 4 перемещаются по винтовой канавке 9 и одновременно по беговой дорожке 8 наружного кольца подшипника 3, которое самоцентрируется относительно тел качения 4 и может совершать колебательное движение относительно оси гайки
1, поворачиваясь со сферической шайбы 5, B передаче предусмотрен ограничитель прокручиваний 7 подшипника 3 вокруг оси винта 2, установленной в гайке 1 с возможностью взаимодействия с пазом шайбы, 1 ил, 1778408
50
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в приборах и станках, в частности в приборах для контроля геометрических величин.
Известна шариковинтовая передача, содержащая корпус, набор колец, шарики, расположенные в винтовых канавках винта по одному шарику в беговой дорожке соответствующего кольца, Известна также винтовая передача содер>кащая винт и гайку, которая состоит иэ корпуса, кольца, подшипника, шарнирной оси, опор, плоских тарельчатых пружин, ограничителей.
Недостатками прототипа является то, что конструкция имеет большие габаригы, а также недостаточную надежность из-за вредных изгибающих моментов на ходовом
I>IIHTP..
Цель изобретения — повышение надежности за счет устранения изгибающих моментов на ходовом винте, упрощение конструкции и уменьшение габаритов. .Сущность изобретения состоит в том, что ввинтовой передаче,,состоящей из ходового винта и гайки, которая содержит подшипник качения, установочные кольца, по крайней мере одну сферическую шайбу и ограничитель, причем подшипник качения содержит три тела качения, которые равномерно размещены в винтовой канавке ходового винта в пределах одного винта резьбы, а наружное кольцо подшипника качения расположено в сферическом шарнире, состоящем из установочных колец и сферической шайбы, который позволяет самоцентрироваться подшипнику качения и в отличие от прототипа не создает изгибающих моментов на винте и не требует дополнительных устройств в виде опор и поджимных механизмов, создающих гарантированный натяг между винтом и подшипником.
На черте>ке показана винтовая передача, которая включает в себя гайку 1 и проходящий через нее ходовой винт 2, Внутри корпуса гайки 1 помещен подшипник качения 3 с тремя телами качения 4, размещенными в сепараторе (на чертеже не указан).
Наружное кольцо подшипника качения 3 крепится на внутренней поверхности сферической шайбы 5 (одной или нескольких) в центре шарнира, образованного внутренними сферическими поверхностями установочных колец б, которые установлены в корпусе гайки 1, и наружной сферической поверхностью шайбы 5, На корпусе гайки 1 расположен ограничитель 7, который входит в паз на сферической шайбе 5. Три тела качения 4 размещены равномерно в винтовой канавке 9 ходового винта 2 в пределах одного витка и одновременно в беговой дорожке 8 наружного кольца подшипника 3 в местах пересечения окружности беговой дорожки 8 с винтовой линией резьбы, что определяет угол наклона подшипника 3 относительно оси винта 2.
Работа винтовой передачи осуществляется следующим образом, При вращении винта 2 три тела качения
4 с сепаратором перемещаются по винтовой канавке 9 и одновременно по беговой дорожке 8 наружного кольца подшипника 3, которое самоцентрируется относительно тел вращения 4 и может совершать колебательное движение относительно оси гайки
1, поворачиваясь со сферической шайбой 5 (одной или нескольких). Таким образом, подшипник 3 передает усилие на корпус гайки 1 и создает поступательное движение через сферическую шайбу 5 и установочные кольца 6. На корпусе гайки 1 расположен ограничитель 7 со сферической пяткой, которая входит в паз на сферической шайбе 5 и не позволяет прокручиваться подшипнику
3 вокруг винта, но позволяет самоустанавливаться в сферическом шарнире относительно тел вращения 4, Данное техническое решение позволит повысить надежность за .счет исключения вредных изгибающих моментов на винте, упростить конструкцию передачи за счет исключения дополнительных опор и поджимных устройств и следовательно уменьшить габариты, Формула изобретения
Винтовая передача, содержащая ходовой винт, гайку, установленные в ней соосно два кольца, внутренние поверхности которых расположены на общей сферической поверхности, сферическую шайбу, установленную на внутренних поверхностях колец и имеющую паз на наружной поверхности, подшипник качения, установленный на внутренней поверхности сферической шайбы и предназначенный для взаимодействия с ходовым винтом, и ограничитель прокручивания подшипника вокруг оси винта, установленный в гайке с возможностью взаимодействия с пазом шайбы, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности эа счет устранения изгибающих моментов на ходовом винте, упрощения конструкции и уменьшения габаритов, подшипник содержиттри тела качения. которые размещены в канавке ходового винта в пределах одного витка резьбы, а на внутренней поверхности сферической шайбы выполнен кольцевой паэ, в котором размещено наружное кольцо подшипника.