Запорно-регулирующее устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: в полости корпуса установлен шибер с отверстием, связанный штоком с приводом. Поворотный запорный орган состоит из двух заслонок, основной и дополнительный. Дополнительная заслонка выполнена с упором, установлена на оси и размещена со стороны шибера, основная установлена с возможностью взаимодействия с фиксатором. Седло и выходной патрубок выполнены с дополнительными отверстиями. Фиксатор выполнен в виде промежуточного штока, размещенного в дополнительном отверстии выходного патрубка, к-рое сообщено с входным патрубком отверстием в седле. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГKHTCCCp . тф тт,. " т", тат -"Ф
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ-
К ПАТЕНТУ
1 (21) 4859097/29 (22) 13.08,90 (46) 07.12.92, Бюл. М 45 (71) Краснодарское научно-производственное объединение иПромавтоматикао (72) В,Я.Бырко, А.Н.Коблев и В.Г.Миронцев (73) Краснодарское. научно-производственное объединение "Промавтоматика" (56) Авторское свидетельство СССР
М 785579, кл. F 16 К 3/00, 1975. (54) ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (57) Сущность изобретения: в полости корпуса установлен шибер с отверстием, свяI
Изобретение относится к трубопроводной арматуре для газовой промышленности и предназначено для установки на технологических линиях газовых промыслов для регулирования транспортируемой среды, Известен штуцер регулируемый типа
ШРП1 с пневмоприводом, в корпусе которого расположены неподвижное седло и подвижный шибер с соосными отверстиями, причем шибер может совершать возвратнопоступательное перемещение bio направляющим поверхностям относительно седла (см, Тараненко Б.Ф., Герман В;Т. Автоматическое ynpasnewe гаэопромысловым объектом. М.: Недра, 1976, с. 213).
Известен регулируемый штуцер, содержащий корпус с входным и выходным отверстиями, соосно которым с воэможностью поступательного перемещения по направляющим поверхностям установлены плоские шиберы, .связанные с приводом и имеющие соосные сквозные отверстия (см, Ы 1780573 А3
2 занный штоком с приводом. Поворотный эапорйый орган состоит из двух заслонок, основной и дополнительный. Дополнительная заслонка выполнена с упором, установлена на оси и размещена со стороны шибера, основная установлена с возможностью взаимодействия с фиксатором. Седло и выходной патрубок выполнены с дополйительными отверстиями. Фиксатор выполнен в виде промежуточного штока, размещенного в дополнительном отверстии выходного патрубка, к-рое сообщено с входным патрубком отверстием в седле, 1 ил. авт. св, СССР М 438826, кл. F 16 К 3/34.
1973).
Известен штуцер регулирующий ШР12
ТУ 25-1655.056-89, в корпусе которого расположены неподвйжное седло и подвижный шибер с соосными отверстиями, причем шибер связан со штоком ручного привода и может совершать возвратно-поступатель- Л ное перемещение по направляющим поверхностям относительно седла. Од
Известно также устройство, выбранное в качестве прототипа (11, содержащее корпус с проходным каналом, соосно которому (1 установлено неподвижйое седло с отверстием. 8 седле установлен плоский шибер с вкладышем, При необходим0сти регулиро- . вания проходящей среды подают соответствующий сигнал на привод, который перемещает плоский шибер с вкладышем относительно седла, в результате чего проходное отверстие в седле частично перекрывается шибером. 1780573
Указанные устройства используются на газовых промыслах в качестве регулирующих устройств расхода газа путем изменения площади проходного сечения (местного гидравлического сопротивления) и имеют площадь проходного сечения значительно меньше площади технологического трубопровода, на котором они установлены примерно в 4-10 раз. Такое уменьшение сечения прохода обусловлено необходимостью понижения температуры газа за счет внезапного расширения сечения прохода за шиберной заслонкой, что требуется по технологии подготовки газа, при этом перепад давления на регулирующем шибере достигает большой величины до 10 МПа, обеспечивающей максимально возможный по технологии расход газа. Регулирующие устройства, как правило, устанавливаются на .выходах газовых шлейфов перед установкой комплексной подготовки газа (УКПГ), при этом на входах шлейфов со стороны газовых скважин для закрытия скважин при аварийном падении давления в шлейфах (разрыв шлейфа) устанавливаются клапаныотсекатели. а со стороны УКПГ таких отсекателей нет. Поэтому при разрыве шлейфа, газ из внутрипромыслового коллектора устремляется через регулирующее устройство в разорванный шлейф и в атмосферу, т,е, регулирующее устройство оказывается под действием обратного потока газа и под максимальным перепадом давления, что может привести к поломке устройства и значительному выбросу газа в атмосферу и:загрязнению окружающей среды.
Целью изобретения является повышение надежности работы устройства.
Сущность изобретения заключается в том, что в запорно-регулирующем устройстве, содержащем корпус, в полости которого между входным и выходным патрубками установлены связанный через шток с приво- дом шибер с отверстием, контактирующий с седлом, поворотный зэпорный орган йз двух заслонок, основной и дополнительной, причем дополнительная заслонка выполне- на с упором, установлена на оси и размещена со стороны шибера, а основная установлена с возможностью взаимодействия с фиксатором, запорный орган размещен на выходном патрубке со стороны выхода, седло и выходной патрубок "выйолнены с дополнительными отверстиями, фик.сатор выполнен в виде промежуточного штока, размещенного s дополнительном отверстии выходного патрубка, которое сообщено с входным патрубком дополнительным отверстием в седле.
50 ления газа, поступающего через дополнительное отверстие 9 в седле 7, за счет перепада давления на плоском шибере 12 перемещается в крайнее правое положение до упора торцом 26 в корпус 1 и поворачивает на оси 18 кронштейна 19 основную заслонку 20, полностью открывая отверстие выходного патрубка 5 для протекания газа из входного патрубка 2 и полости 3, при этом дополнительная заслонка 21 под действием скоростного напора газа поворачиНа чертеже изображен продольный разрез устройства в закрытом положении.
Запорно-регулирующее устройство содержит корпус 1 с входным патрубком 2, 5 полостью 3, выходом 4 выходного патрубка
5 с размещенным в нем дополнительным отверстием 6, сообщающим входной 2 и выходной 5 пэтрубки. В полости 3 между входным 2 и выходным 5 пэтрубками
10 установлены неподвижное седло 7 с проходным отверстием 8, и дополнительным отверстием 9. соосным отверстию 6 корпуса
1, и уплотнительный элемент 10, В седле 7 в направляющих элементах 11 установлены
15 плоский шибер 12 с отверстием 13, вкладыш
14 и уплотнительный элемент l5, герметизирующий уплотнительные поверхности шибера 12 и седла 7 на всем диапазоне регулирования. Плоский шибер 12 через по20 движный шток 16 связан с приводом 17, В торце 4 выходного патрубка 5 на оси
18 кронштейна 19 размещен поворотный запорный орган из двух заслонок, основной
20 и дополнительной 21, выполненной с упо25 ром 22, причем дбполнительная заслонка 21 устайовлена на оси 23 кронштейна 24, закрепленного на основной заслонке 20 и обращена в сторбну шибера 12. Основная заслонка 20 взаимодействует с фиксатором, 30 вйполненным в виде промежуточного штока 25 с торцом 26 и уплотнительным элементом 27, размещенным в дополнительном отверстии 6 выходного пэтрубка 5. В торце
4 выходного патрубка 5 расположен уплот35 нительный элемент 28, герметизирующий уплотнительные поверхности торца 4 и oc" новной заслонки 20 при обратном потоке транспортируемой среды.
Устройство работает следующим обра40 зом.
При необходимости регулирования рас. хода газа подают соответствующий сигнал на привод 17, подвижный шток 16 которого вместе с шибером 12 и вкладышем 14 пере45 мещается вйиз относительно неподвижного седла 7, в результате чего проходное отверстие 8 в седле 7 частично открывается шибе ром 12 и расход увеличивается, Промежуточный шток 25 под действием дав1780573 вается на оси 23 кронштейна 24 и прижимается к основной заслонке 20, также открывая отверстие выходного патрубка 5 для протекания газа.
При аварийном понижении давления в 5, шлейфе (разрыв шлейфа) давление газа с обеих сторон шибера 12 во входном 2 и выходном 5 патрубках выравнивается, скоростной напор газа падает до нуля, дополнительная заслонка 21 под действием 10 собственного веса поворачивается на оси
23 кронштейна 24 и упором 22 прижимается к основной заслонке 20, занимая вертикаль-" ное положейие и перекрывая выходной пат. рубок 5..:... 15
После того, как газ устремляется в обратном направлении из выходного патрубка
5 в полость 3, входной патрубок 2, шлейф и. в атмосферу, дополнительная заслонка 21 под действием скоростного напора"гЭза и 20 перепада давления на плоском шибере 12 стремится переместиться в выходной патрубок 5 в сторону шибера 12, но так как она упором 22 прижимается к основной заслонке 20, то происходит их совместный поворот 25 на.оси 18 кронштейна 19 в сторону торца 4 выходного патрубка 5 для его перекрытия.
При этом промежуточный шток 25 под действием перепада давления на нем и скоро= стного напора газа нэ основную заслонку 20 30 перемещается в крайнее левое положение до упора в седле 7, а основная заслонка 20 опускается на торец 4 выходного патрубка .
5 с уплотнительным элементом 28, герметично перекрывая выходной патрубок 5 для протекания газа в атмосферу.
Технико-экономическое преимущество запорно-регулирующего устройства заключается в повышении надежности работы устройства за счет предотвращения его разрушения и загрязнения окружающей среды газом при аварийном разрыве шлейфа, Формула изобретения
Запорно-регулирующее устройство, содержащее седло, корпус с входным и выходным патрубками, при этом в полости корпуса установлен шибер с отверстием, связанный штоком с-приводом, поворотный запорный орган, состоящий из двух заслонок, основной и дополнительной, причем дополнительная заслонка выполнена с упором, установлена "на осй и размещена со стороны шибера, а основная "установлена с возможностью взаимодействия с фиксатором, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что запорный орган размещен на выходном патрубке со стороны выхода, серело и выходйой патрубок выполнены с дополнительными отверстиями, а фиксатор выполнен в виде промежуточного штока, размещенного в дбполнительном отверстии выходного патрубка, которое сообщенос входным пэтрубком отверстием в седле.
1780573
Составитель В.Бырко
Техред M.Ìîðãåíòàë
Корректор .М. Максимишинец
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 4446 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушскэя наб., 4/5