Способ обкатки беговой дорожки оси велопедали и роторно- конвейерная линия для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: обработка металлов давлением. Сущность изобретения: согласно способу осуществляют предварительную ориентацию оси, ее центрирование и ввод в шариковый обкатник. Обкатку оси осуществляют с одновременным ее центрированием по одной из нерабочих цилиндрических поверхностей, расположенных ниже беговой дорожки. Ввод оси в обкатник производят в два этапа, при этом на первом этапе центрирование осуществляют по цилиндрической поверхности, являющейся продолжением поверхности беговой дорожки. Роторно-конвейерная линия содержит ориентирующее , подающее устройства, технологический ротор с установленными ча нем звездочками и транспортную цепь с размещенными на ней деформирующими инструментами . Роторная линия снабжена дополнительными роторами предварительной и окончательной вставки оси. Ротор предварительной вставки выполнен с храповым колесом, связанным с подающим устройством . Деформирующий инструмент выполнен в виде шарикового обкатника с дополнительным центрирующим пояском, Ротор окончательной вставки оси выполнен в виде смонтированной с возможностью горизонтального перемещения оси с закрепленным на ней барабаном с продольными пазами, в которых размещены ползуны с пальцами. Ротор предварительной вставки оси выполнен в виде двух барабанов с расположенными на их периферии верхними и нижними ползунами, закрепленных между ползунами стержней и клещевых захватов, установленных на нижних ползунах, 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 16 ил. сл с

CO(03 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з B 24 В 39/00

ОПИС

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4778436/27 (22) 05.01.90 (46) 15.12.92. Бюл, М 46 (71) Даугавпилсский завод приводных цепей (72) В.M.Þõío, Г.И.Капасинов, С.Л.Кружилин и А.Д.Жук (56) Технологический процесс "Педаль левая, правая В150,09.00-09: В150.10.00 — 09", N 37502,01101.00005, Министерство звтомобильной промышленности СССР, Даугавпилсский завод приводных цепей, 1978, Авторское свидетельство СССР

N 831627,,кл. B 30 В 11/12, 26.06.78. (54) СПОСОБ ОБКАТКИ БЕГОВОЙ ДОРОЖКИ ОСИ ВЕЛОПЕДАЛИ И РОТОРНО-КОНВЕЙЕРНАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ ЕГО

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Использование: обработка металлов давлением. Сущность изобретения: согласно способу осуществляют предварительную ориентацию оси, ее центрирование и ввод в шариковый обкатник. Обкатку оси осуществляют с одновременным ее центрированием по одной из нерабочих цилиндрических поверхностей, расположенных ниже беговой дорожки. Ввод оси в обкатник производят в два этапа, при этом на первом этапе

Изобретение относится к обкатке деталей и может быть использовано для обкатки беговой дорожки оси велопедали.

Известен способ обкатки беговой дорожки оси велопедали, включающий предварительную ориентацию оси, ее центрирование и ввод в шариковый обкат„„5U„„1781016 А1 центрирование осуществляют по цилиндрической поверхности, являющейся продолжением поверхности беговой дорожки.

Роторно-конвейерная линия содержит ориентирующее, подающее устройства, технологический ротор с установленными на нем звездочками и транспортную цепь с размещенными на ней деформирующими инструментами. Роторная линия снабжена дополнительными роторами предварительной и окончательной вставки оси. Ротор предварительной вставки выполнен с храповым колесом, связанным с подающим устройством. Деформирующий инструмент выполнен в виде шарикового обкатника с дополнительным центрирующим пояском, Ротор окончательной вставки оси выполнен в виде смонтированной с возможностью горизонтального перемещения оси с закрепленным на ней барабаном с продольными пазами, в которых размещены полэуны с пальцами, Ротор предварительной вставки оси выполнен в виде двух барабанов с расположенными на их периферии верхними и нижними ползунами, закрепленных между ползунами стержней и клещевых захватов, установленных на нижних ползунах; 2 с, и 2 з.п,ф-лы, 16 ил. ник, подачу оси в рабочую зону обкатки, обкатывание беговой дорожки и сьем оси.

Известно устройство — роторно-конвейерная линия для обработки деталей давлением, включающая корпус, привЬд, ориентирующее, подающее устройство, а также технологический ротор с установленными на нем звездочками и рабоче-транс1781016 портную цепь с вмонтированными в ней деформирующими инструментами, кинематически связанную со звездочками технологического ротора.

Недостаток известного способа заключается в том, что ввод оси 8 обкатник осуществляется в один этап, что возможно только при центрировании оси по цилиндрическим поверхностям расположенным выше беговой дорожки, Действующая технология изготовления оси допускает . йаличие некоторой эксцентричности цилиндрических поверхностей, расположенных выше и ниже беговой дорожки, поэтому при существующем способе обкатки при центрировании оси необходимы дополнительные манипуляции (качательные и вращательные движения) с осью велопедали для обеспечения полного западания оси в обкатник. В существующем способе обкатки отсутству ет центрирование оси в ее нижней части, что допускает возможность перекоса последней непосредственно в процессе обкатки, и, как следствие этого, отклонение от перпендикулярности между продольной и поперечной осями симметрии беговой дорожки. При этом ухудшается качество накатанной беговой дорожки.

Недостатком известного способа и устройства является также его невысокая производительность, ограниченная ручными операциями центрирования, ввода в рабочую зону и съема осей, поскольку известное устройство не предназначено для обкатки беговой дорожки оси велопедали, Целью изобретения является повышение производительности и" качества накатанной беговой дорожки.

Поставленная цель достигается тем. что в способе обкатки беговой дорожки оси велопедали, включающем предварительную ориентацию оси, ее центрирование и ввод в шариковый о катник, подачу оси в зону обкатки, обкатывание беговой дорожки и съем оси, согласно изобретению. обкатка оси осуществляется с одновременным ее центрированным llo одной из нерабочих цилиндрических поверхностей, расположенных ниже беговой дорожки, а ввод оси в шариковый обкатник производят в два этапа, причем на первом этапе предварительное центрирование оси осуществляют по цилиндрической поверхности, являющейся продолжением поверхности беговой дорожки.

Способ реализуется в роторно-конвейерной линии, содержащей корпус. привод, ориентирующее, подающее устройство; а также технологический ротор с установленными на нем звездочками и рабоче-транспортную цепь с вмонтированными в ней

55 деформирующими инструментами, кинематически связанную со звездочками технологического ротора, согласно изобретению линия снабжена дополнительными роторами предварительной и окончательной вставки оси, причем последние расположены между технологическим ротором и подающим устройством и кинематически связаны с рабоче-транспортной цепью, ротор предварительной вставки выполнен с храповым колесом, связанным с подающим устройством, а деформирующий инструмент выполнен в виде шарикового обкатника с дополнительным центрирующим пояском.

Кроме того, ротор окончательной вставки оси выполнен в виде смонтированной с воэможностью горизонтального перемещения оси с закрепленным на ней в подшипниках барабаном с продольными пазами и расположенными в последних с возможностью возвратно-поступательного перемещения в вертикальной плоскости ползунами с жестко закрепленными на них пальцами.

А ротор предварительной вставки оси выполнен в виде двух жестко насаженных на вал барабанов с расположенными на их периферии верхними и нижними ползунами, подпру>киненных стержней и клещевых захватов, причем стержни жестко закреплены между верхними и ни>кними ползунами, а клещевые захваты установлены на нижних ползунах с возможностью возвратно-поступательного перемещения в вертикальной плоскости.

Именно введение в линию дополнительных роторов предварительной и окончательной вставки оси и конструктивное исполнение шарикового обкатника с дополнительным центрирующим пояском обеспечивает, согласно способу, центрирование оси в ее нижней части одновременно с обкаткой и тем самым достижение цели изобретения. Это позволяет сделать вывод, что заявляемые изобретения связаны между собой единым изобретательским замыслом.

На фиг.1 показана предварительная ориентация оси; на фиг.2 — центрирование оси по цилиндрической поверхности, располо>кенной ниже беговой дорожки; на фиг.3— предварительный ввод оси в шариковый обкатник с одновременным центрированием оси по одной из цилиндрических нерабочих поверхностей; на фиг.4 — окончательный ввод оси в обкатник; на фиг,5 — обкатка оси; на фиг.б — съем оси: на фиг.7 — схема роторно-конвейерной линии (план): на фиг.8— ориентирующее устройство (разрез по А-А на фиг.7); на фиг.9 — вид А на фиг.8; на фиг.10 — подающее чстройство (разрез по Б-Б на

1781016

Г-Г на фиг.7); на фиг.14 — ротор обкаткй "5

35 подпружиненные собачки 25 с возможностью их взаимодействия с зубчатым диском 40 планки 30, расположенные напротив цент- 50

55 фиг.7): на фиг.11 — разрез по А-А на фиг.10; на фиг,12 — ротор предварительной вставки оси (разрез по В-В на фиг.7); на фиг.13— ротор окончательной вставки оси (разрез по (разрез по Д-Д на фиг.7); на фиг,15 - ротор съема (разрез по Е-Е нэ фиг,7); на фиг.16— рабоче-транспортная цепь (разрез по Ж-Ж нэ фиг.7).

Линия содер>кит станину 1, установленные на ней в технологической последовательности ориентирующее устройство 2, подающее устройство 3, ротор 4 предварительной вставки оси, ротор 5 окончательной вставки оси, ротор 6 обкатки, ротор 7 съема, натяжные звездочки 8, 9, 10, привод (на плане не показан), огибающую роторы замкнутую рабоче-транспортную цепь 11, Ориентирующее устройство 2, предназначенное для выдачи осей в ориентированном виде, содер>кит привод, состоящий из электродвигателя 12 и редуктора 13, соединенных цепной передачей 14, диск 15, нижний диск 16, чашу бункера 17, ориентатор

18. Редуктор 13 установлен на наклонной плите 19, а электродвигатель 12 — на диске

20, неподвижно закрепленном на редукторе

13, С диском 20 неподвижно соединены ни>кний диск 16 и чаша бункера 17. К нижнему диску 16 неподви>кно прикреплен торцевой кулачок 21 и ориентатор 18, На выходном валу 22 редуктора 13 на подшипниках 23 установлен подвижный диск 15 и жестко насажен зубчатый диск 24. По периметру диска 15 равномерно расположены окна прямоугольной формы, соответствующие наружному очертанию обрабатываемых осей, На диске 15 закреплены

24. Дном окон служат планки 26, закрепленные на подпружиненных ползунах 27, которые размещены с возможностью возвратно-поступательного движения в барабане 28, неподвижно соединенном с диском 15. К диску 15 по краям окон равномерно прикреплены неподвижные радиально расположенные длинные планки

29, а посередине между ними — короткие ров. окон.

Подающее устройство 3 содержит направляющую трубку 31, шибер 32, фиксатор

33, захватные губки 34. Устройство установлено на тумбе 35, закрепленной на станине

1. На подви>кнбм шибере 32 закреплен ролик 36, Ротор 4 предварительной вставки ocvi содержит вал 37, на который жестко насажены барабаны 38 и 39, звездочка 40, привод10

20 ная шестерня 41, храповое колесо 42. По периферии барабана 38 расположены ползуны 43, по периферии барабана 39- ползуны 44. Ползуны 43 и 44 связаны между собой подпружиненными стержнями 45. Ползуны

43 снабжены консольными роликами 46 с возможностью их обкатки по пазовому кулачку 47, неподвижно зэкрепленйому в верхнем стакане 48 ротора 4. На ползунах 41 установлен клещевые захваты 49.

Ротор 5 окончательной вставки содержит смонтированную с возможностью горизонтального перемещения ось 50, на которой закреплена на подшипниках 51 звездочка 52 и барабан 53 — на подшипниках 54, На верхнем конце оси 50 неподвижно установлен стакан 55, в котором закреплен неподвижно пазовый кулачок 56.

В пазах барабана 53 размещены ползуны 57 с возможностью возвратно-поступательного движения в вертикальном направлении.

На ползунах 57 жестко укреплены ролики 58 и пальцы 59, Ротор 6 обкатки содержит вал 60, установленный в подшипниковых узлах 61 и 62 на станине 1, На валу 60 жестко закреплен бараба 63, звездочка 64, опорный диск 65, приводное зубчатое колесо 66, К барабану .

63 жестко прикреплен барабан 67, В пазах барабана 67 размещены ползуны 68, снабженные консольными роликами 69 и торцевыми роликами 70 с возможностью возвратно-поступательного движения, а в пазах барабана 63 соосно с ползунами 68 размещены с возможностью возвратно-поступательного и вращательного движения инструментальные блоки 71 с неподвижно закрепленным инструментом 72. Ползуны

68 снабжены регулируемыми упорами 73 с целью передачи возвратно-поступательного движения инструментальн ым блокам 71.

Для передачи инструментальным блокам 71 вращательного движения отдельным электродвигателем (не показан) посредством клиноременной передачи 74 в неподвижном стакане 75 в подшипниковых опорах 76 установлен вал 77 с зубчатым колесом 78, зубчатые колеса 79 и 80, неподвижно закрепленные на стакане 81, установленном на валу 60 в подшипниковых узлах 82 и

83. Для обеспечения возвратно-поступательного движения ползунам 68 в стакане

75 неподви>кно закреплен пазовый кулачок

84 с возможностью перемещения по нему консольных роликов 69 и копир 85, установленный на вращающейся скобе 86 с возможностью взаимодействия с ним торцевых роликов 70. Линия снабжена пневмоцилиндром (не показан) для осуществления передачи рабочего усилия нэ инструмент 72

1781016

10

20

30

40

55 инструментальных блоков 71 посредством штока 87 пневмоцилиндра через рычаг 88, палец 89.

Ротор 7 сьема содержит вертикальный вал 90, на который жестко насажены звездочка 91, приводная шестерня 92, барабан

93 с ползунами 94. В неподвижно установленном на станине 1 стакане 95 ротора 7 жестко закреплен кулачок 96. Ползуны 94 выполнены с возможностью их одновременного перемещения по пазу кулачка 96 и аксиальным цилиндрическим паэам барабана

93. На концах ползунов 94 закреплены захватные органы 97, выполненные в виде двузубых вилок, ориентированных наружу от оси ротора 7, Рабоче-транспортная цепь 11. состоит из рабочих блоков 98 и чередующихся с ними соединительных блоков 99. В гнездах рабочих блоков 98 неподвижно установле-ны шариковые обкатники, состоящие иэ вкладышей 100, в гнездах которых закреплены сепараторы 101 с выдавливающимися шариками 102 с возможностью их вращательного движения. Шариковый обкатник снабжен центрирующим пояском 103, выполненным, например, в виде усеченной торовой поверхности.

Линия работает следующим образом.

Двигатель привода (не показан) через клиноременную передачу и редуктор (не показан) передает вращательное движение ротору обкатки 6, а от него через соответствующие зубчатые колеса остальным роторам.. Огибающая роторы рабоче-транспортная цепь 11 получает непрерывное движение в направлении технологического процесса обработки

Обрабатываемые оси загружаются в чашу бункера 17 ориентирующего устройства 2

Вращение от электродвигателя 12 посредством цепной передачи 14 и редуктора 13 передается диску 15 через зубчатый диск 24 и собачки 25, Диск 15, вращаясь, ворошит оси, находящиеся в нижней част чаши бункера 17. Оси из-за своей формы будут стремиться занимать положение. параллельное окнам диска 15. и западать в йих, При прохождении верхней точки полэун 27, обкатываясь по кулачку 21, опускает вниз планку

26, и ось под собственным весом скатывается между дисками 15 и 16 в сектор, ограниченный длинными планками 29, пока не ударится о короткую планку 30. При ударе ось, из-за того, что она имеет один конец более тяжелый; упадет этим концом вниз и будет перемещаться в таком положении в секторе, ограниченном планками 29 и 30, на угол 270, считая от верхней точки. Ось при этом займет горизонтальное положение и через прямоугольное окно в диске 16 под собственным весом упадет на наклонную поверхность ориентатора таким образом, что, когда более тяжелый конец оси коснется этой поверхности, легкий конец оси останется на весу, и ось, заняв вертикальное положение тяжелым концом вверх, под собственным весом упадет в направляющую трубку 31 питающего устройства 3, где будет удерживаться фиксатором 33 до тех пор, пока шибер 32 в результате перемещения ролика 36 по храповому колесу 42 не займет крайнее левое положение. При этом ось, освобожденная от фиксатора 33, под собственным весом западет B захватные губки 34 шибера 32; При движении шибера 32 в крайнее правое положение фиксатор 33 удерживает следующую ось от перемещения вниз.

При дальнейшем движении ролика 36 по храповому колесу 42 шибер 32 двигается влево и вставляет ось в клещевые захваты

49 ротора 4 предварительной вставки оси.

При этом ползуны 44 ротора 4 находятся в верхнем положении. При вращении ротора

4 ползуны 43, обкатываясь роликами 46 по кулачку 47, совершают возвратно-поступательное движение и через подпружиненные стержни 45 передают такое х<е движение ползунам 44, На дуге охвата ротора 4 рабоче-транспортной цепью 11 происходит перемещение ползунов 44 и осей, вставленных в клещевые захваты 49, вниз, При этом оси заходят в гнезда рабочих блоков 98 рабоче-транспортной цепи 11. При выписывании рабоче-транспортной цепи 11 из ротора 4 оси освобождаются из клещевых захватов 49, При вписывании рабоче-транспортной цепи 11 с осями в ротор окончательной вставки полэуны 57 при движении роликов 58 по кулачку 56 вниз окончательно вставляют оси в рабочие блоки 98 рабочетранспортной цепи 11, На дуге охвата рабоче-транспортной цепью 11 ротора 6 обкатки торцевые ролики 70, наезжая на копир 85, перемещают ползуны 68 и инструмент 72 инструментальных блоков 71 вниз, При этом инструмент 72 прижимает ось к шарикам

102 рабоче-транспортной цепи 11, которая рабочими блоками 98 опирается на опорный диск 65, Одновременно инструмент 72, получая вращательное движение от отдельного электродвигателя (не показан), передает за счет трения это движение оси посредством усилия, создаваемого пневмоцилиндром (не показан), Шарики 102, соприкасаясь с осью, обкатывают на ней беговую дорожку, При вписывании рабоче-транспортной цепи 11 на звездочку 91 ротора 7 находящиеся в гнездах рабочих блоков 98 оси входят расширенным концом в разрез вилочных захва178101 6в

10 тов 97, которые за счет перемещения ползунов 94 по участку подъема кулачков 96 совершают поступательное движение вверх и вынимают оси из гнезд рабочих блоков 98 рабоче-транспортной цепи 11. Удаление 5 осей из вилочных захватов 97 осуществляется отбойником (не показан), жестко связанным с ротором 7.

Использование предлагаемого способа обкатки беговой дорожки оси велопедали и 10 роторно-конвейерной линии для его осуществления позволяет обеспечить одновременно с обкаткой центрирование оси в нижней ее части и тем самым повысить качество накатанной беговой дорожки. 15

Одновременно за счет автоматизации процесса снижается трудоемкость при центрировании, вводе в рабочую. зону и съеме осей и повышается производительность.

Формула изобретения 20

1. Способ обкатки беговой дорожки оси велопедали, при котором осуществляют предварительную ориентацию оси, ее центрирование и ввод в шариковый обкатник, подачу оси в зону обкатки, обкатывание бе- 25 говой дорожки и сьем оси. о т л и ч а ю щ ий с я тем, что, с целью повышения производительности за счет автоматизации процесса и качества обработки за счет дополнительного центрирования оси в про- 30 цессе обкатки, обкатку оси осуществляют с одновременным ее центрированием по одной из нерабочих цилиндрических поверхностей, расположенных ниже беговой дорожки, а ввод оси в шариковый обкатник 35 производят в два этапа, причем на первом . этапе предварительное центрирование оси осуществляют по цилиндрической поверхности, являющейся продолжением поверхности беговой дорожки. 40

2.Роторно-конвейерная линия для обкатки беговой дорожки оси велопедали по п,1, содержащая корпус, привод, ориентирующее, подающее устройство, а также технологический ротор с установленными на 45 нем звездочками и рабоче-транспортную цепь с вмонтированными в ней деформирующими инструментами, кинематически связанную со звездочками технологического ротора. отличающаяся тем, что, с целью повышения производительности за счет автоматизации процесса и качества обработки за счет дополнительного центрирования оси в процессе обкатки, она снабжена дополнительными роторами предварительной и окончательной вставки оси, причем последние расположены между технологическим ротором и подающим устройством и кинематически связаны с рабоче-транспортной цепью, ротор предварительной вставки выполнен с храповым колесом, связанным с подающим устройством, а деформирующий инструмент выполнен в виде шарикового обкатника с дополнительным центрирующим пояском, 3, Роторно-конвейерная линия по п,2, о т л и ч а.ю щ а я с я тем, что ротор окончательной вставки оси выполнен в виде смонтированной с возможностью. горизонтального перемещения оси с закрепленным на ней в подшипниках барабаном с продольными пазами и расположенными в последних с возможностью возвратно-поступательного перемещения в вертикальной плоскости ползунами с жестко закрепленными на них пальцами.

4. Роторно-конвейерная линия по п.2, отличающаяся тем, что ротор предварительной вставки оси выполнен в виде двух жестко насаженных на вал барабанов с располо>кенными на их периферии верхними и нижними ползунами, подпружиненных стержней и клещевых захватов, причем стержни жестко закреплены между верхними и нижними ползунами, а клещевые захваты установлены на нижних ползунах с возможностью возвратно-поступательного перемещения в вертикальной плоскости.

1781016

1781016

1781016

1781016

1781016

17810.1 6

Фйг. Ф

178101Г) 1781016

Составитель В.Юхно

Техред М.Моргентал

Корректор С.Юско

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4242 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5