Транспортная цистерна для перевозки жидкости

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование в машиностроении и может быть использовано при конструировании цистерн, в которых производится гашение гидроударов, приводящее к повышению эксплуатационной надежности Сущность изобретения транспортная цистерна состоит из емкости, оснащенной наливным приспособлением, и размещенными в ней гасителями гидроударов, один из которых выполнен в виде свернутой в спираль перфорированной пластины из упругого материала 2 ил

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л В 60 Р 3/22./

s изоьркткния

ETEJlbCTBÓ (72) B.À,Êîáÿêoâ. С.П.Семенов и Ю.В.Шурыгин (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1253887, кл. В 65088/12, кл, В 60P3/22, 1984. (54) ТРАНСПОРТНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ П ЕРЕВОЗКИ ЖИДКОСТИ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при конструировании цистерн, в которых производится гашение гидроударов. приводящее к повышению эксплуатационной надежности цистерны.

Известны цистерны, у которых повышение эксплуатационной надежности достигается за счет гашения колебаний жидкости.

В этой целью они снабжаются гасителями гидроударов в виде подпружиненных с обеих сторон пластин, прикрепленных к дышлам емкости посредством стержней и выполненных по форме днищ. Указанные конструктивные решения позволяют гасйть гидроудары жидкости при ее колебании внутри цистерны, но не достаточно эффективно.

Наиболее близким техническим peuieнием является транспортная цистерна (прототип), представляющая собой емкость, включающую оболочку с днищами, наливным приспособлением и оснащенную гасителями гидроударов в виде соединенных

ГОСУДАР СТВ Е ННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ CCCP) ОПИСАНИЕ

К АВТОРСКОМУ СВИД

1 (21) 4859461/13 (22) 14,08,90 (46) 15.12,92, Бюл. № 46

„„Ы„„1т811ОЗ А1 (57) Использование: в машиностроении и может быть использовано при конструировании цистерн, в которых производится гашение гидроударов, приводящее к повышению эксплуатационной надежности, Сущность изобретения; транспортная цистерна состоит из емкости, оснащенной наливным приспособлением, и размещенными в ней гасителями гидроударов, один из которых выполнен в" виде Све р ну той в спираль перфорированной пластины из ynpyrot o материала. 2 ил. жесткой тягой пластин, выполненных по форме днищ. прикрепленных к днищам емкости посредством "стержней и подпружиненных с обеих сторон.

Указанная конструкция цистерны позволяет эффективно гасить возникающие колебания жидкости лишь в продольном направлении, что снижает динамическую устойчивость цистерны во всех других случаях, а следовательно, и"эксплуатационную надежность.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности транспортной цистерны, Указанная цель достигается тем, что в транспортной цистерне, представляющей собой емкость, состоящую из оболочки с днищами, оснащенную наливным приспособлением и гасителями гидроударов в виде соединенных жесткой связью пластин, выполненных по форме днищ, прикрепленных к днищам емкости посредством стержней и подпружиненных с обеих сторон, установлен дополнительный гаситель гидроударов, 1781103 выполненный в виде свернутой в спираль перфорированной пластины из упругого материала. При этом одна продольная кромка спирали соединена жестко с валом (жесткой связью), а другая посредством гибкой связи— с оболочкой емкости, при этом соседние витки спирали в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях соединены между собой посредством гибких связей, а наружный виток — с оболочкой емкости.

Указанное конструктивное решение позволяет эффективно. гасить колебания жидкости в транспортной цистерне, возникающие в л1обых направлениях, что повышает динамическую устойчивость цистерны, а следовательно, и эксплуатационную надем<ность, Продольные колебания гасятся, как и в прототипе, с помощью гасителей гидроударов, располо>кенных у днищ цистерны. Поперечные колебания в горизонтальной и вертикальной плоскостях гасятся за счет продавливания жидкости в отверстия спирали и рассеивания энергии колебаний жидкости за счет упругих свойств самой спирали.

Предло>кенная цистерна характеризуется следующими отличительными существенными признаками; цистерна снабжена дополнительныM гасителем гидроударов, выполненным в виде свернутой в спираль перфорированной пластины; перфорированная пластина выполнена из упругого материала, одна продольная кромка пластины соединена жестко с валом, представляющим жесткую связь между гасителями гидроударов, располо>кенными у днищ цистерны; другая продольная кромка пластины соединена посредством гибкой связи с <>бологп<ой цистерны; соседние витки спирали в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях соединены между собой посредством гибких связел, а наружный виток — с оболочкой емкости, На фиг.1 изображена транспортная цистерна, продольное сечение; на фиг.2 — то же, поперечное сечение.

Транспортная цистерна (фиг.1,2) состоит из емкости 1 с наливным приспособлением 2, гасителей гидроударов 3, подпрум<иненных стержней 4, вала 5, с которым жестко соединена кромка спирали 6, выполненной из упругого материала, и гибких связей 7, Транспортная цистерна работает следующим образом, После заливки жидкости через наливное устройство 2 в емкость 1 при любом ее уровне колебания жидкости гасятся во всех возможных направлениях, Так. например, при трогании или тормо>кении транспортной цистерны возможно возникновение продольных колебаний, которые будут га, ситься с помощью гасителей гидроударов 3, соединенных с днищами оболочки 1 посредством подпружиненных стержней 4.

При наезде транспортной цистерны íà препятствие (например, в горной местности на валуны) возможно возникновение поперечных колебаний, воздействие которых на ци1О стерну может привести к ее разрушению или опрокидыванию, Гашение поперечных колебаний производится с помощью спирали 6, выполненной из сплошной перфорированной гогастиныг; изготовленной из

55 упругого материала, и гибких связей 7, располо>кенных в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях между соседними витками спирали, а также ме>кду наружным витком и оболочкой емкости. Воздействие перемешающейся массы жидкости приводит к деформации спирали (сворачиванию или разворачиванию), при этом энергия колебаний жйдкости гасится как за счет собственных упругих свойств спирали, так и за счет упругих связей 7, Часть энергии колебаний гасится одновременно и за счет продавливания жидкости через перфорацию в витках спирали 6. Устройство позволяет гасить колебания жидкости при любом уровне заполнения емкости 1 жидкостью, так как витки спирали будут равномерно располагаться по высоте емкости 1 и, следовательно, охватывать весь свободный объем емкости, Изобретение позволяет повысить динамическую устойчивость цистерны за счет гашения колебаний жидкости внутри нее в любом направлении, а следовательно, позволяет повысить и эксплуатационную надежность. В этом заключается техническое преимущество заявляемого устройства.

Формула изобретения

Транспортная цистерна для перевозки жидкости, включающая емкость, состоящую из оболочки с днищами, наливное приспособление и гаситель гидроударов, представляющий соединенные между собой посредством вала пластины, каждая из которых выполнена по форме днища и прикреплена к последнему, о т л и ч а ю щ а я ся тем, что, с целью повышения эксплуатационной наде>кности путем обеспечения динамической устойчивости, она снабжена допол .:ITBflbHI,IM гасителем гидроударов, выпог .,нным в виде свернутой в спираль перфорированной пластины из упругого материала, одна продольная кромка ксторой соединена жестко с валом, а другая посредством гибкой связи с оболочкой емкости, при этом соседние витки спирали в,г.,."ух

5 1781103 взаимно перпендикулярных плоскостях со- связей, а наружный виток — с оболочкой единены между собой посредством гибких емкости.

Составитель Ю.Шурыгин

Редактор В.Трубченко Техред M,Mîðãåíòàë Корректор Н.Слободяник

Заказ 4246 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул,Гагарина, 101