Способ аэропересцепки буксируемого тела с одного летательного аппарата на другой и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам и конструкциям устройств для многократной воздушной пересцепки буксируемого тела с одного летательного аппарата на другой, например с самолета на вертолет, с вертолета на вертолет и т. д. и может быть использовано в гражданской авиации для перевозки буксируемых тел и грузов, их подъема и посадки в труднодоступных местах и т. п. Цель - повышение безопасности и удобства пользования процессом аэропересцепки. СпоV , ц соб заключается в перемещении бускируемого тела на гибкой связи основным летательным аппаратом с его захватным приспособлением, синхронном с ним перемещении дополнительного летательного аппарата с его захватным приспособлением и осуществлении аэропересцепки буксируемого тела с одного захватного приспособления на другое, производя при этом перемещение захватного приспособления дополнительного летательного аппарата к буксируемому телу в направлении его перемещения . Устройство для реализации способа содержит захватное приспособление 1 с пересцепным кольцом 5 и стабилизатором 7 основного летательного аппарата 2, буксирующего на гибкой связи 3 тело 4, а также захватное приспособление 7 дополнительного летательного аппарата 8 с кабелемтросом 9, на котором подвешено захватное приспособление 7 и по которому передаются команды от средства 40 управления захватным приспособлением 7 и установленным на нем движителем 10. 2 с. п, ф-лы, 12 ил. VS 09 Ы ы
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з В 64 D 3/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР)
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2 (21) 4768501/23 (22) 14.12.89 (46) 15.12.92. Бюл. l4 46 (75) А,А.Абашин, И.Н,Мутилин и Н.А.Мутилин (56) Патент Великобритании М 2017617, кл.
В 64 0 1/00, 1979.
Авторское свидетельство СССР
М 1684165, кл. В 64 D 3/00, 1989. (54) СПОСОБ АЗРОПЕРЕСЦЕПКИ БУКСИРУЕМОГО ТЕЛА С ОДНОГО Л ЕТАТЕЛЬЙОГО АППАРАТА НА ДРУГОЙ И УСТРОЙСТВО
ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам и конструкциям устройств для многократной воздушной пересцепки буксируемого тела с одного летательного аппарата на другой, например с самолета на вертолет, с вертолета на вертолет и т, д. и может быть использовано в гражданской авиации для перевозки буксируемых тел и грузов, их подъема и посадки в труднодоступных-местах и т; и. Цель— повышение безопасности и удобства пользования процессом аэропересцепки. Спо,,5U,, 1781133 А1 соб заключается в перемещении бускируемого тела на гибкой связи основным летательным аппаратом с его захватным приспособлением, синхронном с ним перемещении дополнительного летательного аппарата с его захватным приспособлением и осуществлении азропересцепки буксируемого тела с одного захватйого приспособления на другое, производя" при этом перемещение захватного приспособления дополнительного летательного аппарата к буксируемому телу в найравлении его перемещения. Устройство для реализации способа содержит захватное приспособление 1 с пересцепным кольцом 5 и стабилизатором
7 основного летательйого аппарата 2, буксирующего на гибкой связи 3 тело 4, а также захватное приспособление 7 дополнительного летательного аппарата 8 с кабелемтросом 9, на котором подвешено захватное приспособление 7 и по которому передают- Я ся команды от средства 40 управления захватным приспособлением 7 и установленным на нем движителем 10. 2 с. и, ф — лы, 12 ил.
ОО
1781133 гражданской авиации для перевозок буксируемых тел и грузов. их подъема и посадки в труднодоступных местах и т. и. 10
Известен способ аэропересцепки буксируемого тела с одного летательного аппа15 перемещении дополнительного летательного аппарата с его захватным йриспособле- 20 дикулярном направлению полета, захвате буксируемого тела захватным присйоСобле- 25 нием дополнитвльного летательного аппа30
40 летательного аппарата на другой, заключающийся в перемещении буксируемого тела 45
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам и конструкции устройств для многократной воздушной пересцепки буксируемого тела с одного летательного аппарата на другой, например, с самолета на вертолет, с вертолета на вертолет и т. д., и может быть использовано в рата на другой; заключающийся в перемещении буксируемого тела на гибкой связи основным летательным аппаратом с
его захватным приспособлением и стабилизации положения буксируемого тела с помощью автопилота, синхронном с ним нием, подводе захватного приспособления дополнительного летательного аппарата к буксируемому телу в йаправлении, перпенрата, отсоединении буксируемого тела от гибкой связи основного летательного аппарата; подтягивании буксируемого тела к дополнительному летательному аппарату, недостатками которого являются низкие эксплуатациойные характерйстики из-за узкого диапазона скоростей, в котором может быть осуществлена пересцепка, и низкие безопасность и удобство пользования из-за трудностей, возникающих при подводе захватного приспособления дополнител ь ного летател ь ного аппарата в направлении; перпендикулярном направлению перемещения буксируемого тела.
Наиболее близким по технической сущности предлагаемому является способ аэропересцепки буксируемого тела с одного на гибкой связи основным летательным аппаратом с его захватным приспособлением, синхронном с ним перемещении дополнительного летательного аппарата с его захватным приспособлением, подводе захватного приспособления дополнительного летательного аппарата к буксируемому телу, захвате буксируемого тела захватным приспособлением дополнительного лета- тельного аппарата, отсоединении буксируемого тела от гибкой связи основного летательного аппарата.
Данный способ, хотя и позволяет расширить эксплуатационные характеристики за счет увеличения диапазона скоростей. в
55 котором возможно осуществление пересцепки в воздухе, но также как и аналог, имеет низкие безопасность и удобство пользования, обусловленные тем, что после пересцепки буксируемого тела с одного летательного аппарата на другой невозможна обратная пересцепка из-эа направления перемещения захватного приспособления дополнительного летательного аппарата навстречу перемещению буксируемого тела, а также из — за того, что после захвата средства пересцепки захватным приспособлением дополнительного летательного аппарата возможно соприкосновение и поломка захватных приспособлений и, кроме того летательные аппараты будут располагаться друг под другом с возможностью соприкосновения хвостового оперения дополнительного летательного аппарата с гибкой связью основного летательного аппарата.
Целью изобретения является повышение безопасности и удобства пользования процессом аэропересцепки.
Поставленная цель достигается тем, что в способе аэропересцепки буксируемого тела с одного летательного аппарата на другой, заключающемся в перемещении буксируемого тела на гибкой связи основным летательным аппаратом с его захватным приспособлением, синхронном с ним перемещении дополнительного летател ьного аппарата с его захватным приспособлением на дополнительной гибкой связи, перемещении захватного приспособления дополнительного летательного аппарата к буксируемому телу, захвате буксируемого тела захватным приспособлением дополнительного летательного аппарата, отсоединении буксируемого тела от гибкой связи основного летательного аппарата, согласно изобретения, перемещение захватного приспособлейия дополнительного летательного аппарата к буксируемому телу осуществляют в направлении перемещения буксируемого тела, Известно устройство для пересцепки буксируемого тела с одного летательного аппарата на другой, содержащее захватное приспособление основного летательного аппарата, соединенное с ним гибкой связью, узел пересцепки, связанный с буксируемым телом, выполненным в виде крыла с дополнительными крылышками, и на котором расположена система вооружения и автопилот, захватное приспособление дополнительного летательного аппарата, размещенное на нем, механизм подвода захватного приспособления дополнительного летательного аппарата к узлу пересцепки, механизм подтягивания
1781133 буксируемого тела к дополнительному лета- Поставленная цель достигается тем, что тельному аппарату, недостатками которого в устройстве для азропересцепки буксируеявляются низкие эксплуатационные харак- мого тела с одного летательного аппарата теристики из-за невозможности обеспече- на другой, содержащем захватное приспония азропересцепки на вертолетных 5 соблениеосновноголетательногоаппарата, скоростях (от 180 км/ч и выше) вследствие соединенное с ним гибкой связью, связаннезначительной подъемной силы у буксиру- ный с буксируемым телом узел пересцепки, емого тела и при выполнении его не в виде выполненный в виде кольца с перемычкой и крыла, а также низкие безопасность и удоб- его стабилизатором по направлению потоство пользования, обусловленные трудно- 10 ка, захватное приспособление дополнистями при повторной пересцепки с одного тельного летательного аппарата, летательного аппарата на другой.. соединенное с ним дополнительной гибкой
Наиболее близким потехническойсущ- связью, и связанный с захватным приспоности предлагаемому является устройство соблением механизм подвода захватного для азропересцепки буксируемого тела с 15 приспособления к узлу пересцепки, согласодного летательного аппарата на другой. но изобретения, механизм подвода захватсодержащеезахватноеприспособлениеос- ного приспособления к узлу пересцепки новного летательного аппарата, соединен- выполнен в виде движителя, установленноное с ним гибкой связью, связанный с го на захватном приспособлении дополнибуксируемым телом узел пересцепки, вы- 20 тельного летательного аппарата. полненный в виде кольца с перемычкой и На фиг. 1 представлен общий вид устего стабилизатором по направлению пото- ройства при синхронном перемещении лека, захватное приспособление дополни- тательных аппаратов; на фиг. 2 — общий вид тельного летательного аппарата, устройства в процессе сближения захватносоединенное с ним дополнительной гибкой 25 ro приспособления дополнительного летасвязью, и связанный с захватным приспо- тельного аппарата и узла пересцепки соблением механизм подвода захватного буксируемого тела; на фиг. 3 — общий вид приспособления к узлу пересцепки, устройства после захвата кольца узла переДанное устройство, хотя и позволяет сцепки захватным приспособлениемдополрасширить эксплуатационные характерй- 30 нительного летательногО аппарата; на фиг. стики за счет увеличения диапазона скоро- 4 — общий вид устройства после отсоединестей, в котором возможно осуществление ния захватного приспособления основного пересцепки в воздухе, но также как и ана- летательного аппарата от кольца узла перелог, имеет низкие безопасность и удобство сцепки; на фиг. 5 — общий вид устройства в пользования, обусловленные тем, что после 35 процессе сближения захватного приспосободной пересцепки с одного летательного ления дополнительйого летательного аппа аппарата на другой затруднена повторная рата и кольца узлэ пересцепки в изометрии; пересцепка из — за небезопасного располо- на фиг. 6 — конструкция узла пересцепки; на жения летательных аппаратов друг относи- фиг. 7 — конструкция крепления кольца узла тельно друга в процессе пересцепки и 40 пересцепки к его стабилизатору в изометвозможности соприкосновения и поломки рии; на фиг. 8 — конструкция захватного призахватных приспособлений летательного способления дополнительного аппарата и дополнительного летательного летательного аппарата, вид А; íà фиг, 9— аппарата, а также гибкой связи основного вид с торца на раздвижные губки в замкнулетательного аппарата с хвостовым опере- 45 том положении; на фиг. 10 — конструкция нием дополнительного летательного аппа- захватного приспособления дополнительрата. А зто приводит к необходимости ного летательного аппарата со средством сброса буксируемого тела. например, с са- его перемещения к узлу пересцепки; на фиг. молета, и необходимости наличия дополни- 11 — конструкция захватного приспособлетельных спасательных средств для его 50 ния дополнительного летательного аппарэсохранения. Значительно ухудшается и та, вид Б; на фиг, 12 — конструкция удобство пользования за счет сужения обла- захватного приспособления дополнительсти свободного пространства для размеще- ного летательного аппарата, вйд В; н и я до пол н ител ь н о го л етател ь но го Способ реализуется устройством для аппарата и свободного перемещения его за- 55 азропересцепки буксируемого тела с одного хватного приспособления, -. летательного аппарата на другой, которое содержит захватное приспособление 1 осЦелью изобретения являются повыше- новного летательного аппарата 2, наприние безопасности и удобства пользования мер, самолета,. соединенное с ним гибкой процессом азропересцепки. связью 3, связанный с буксируемым телом 4
1781133 узел пересцепки, выполненный в виде кольца 5 с перемычкой и его стабилизатором 6 по направлению потока, захватное приспособление 7 дополнительного летательного аппарата 8, соединенное с ним дополнительной гибкой связью 9, и связанный с захватным приспособлением 7 механизм 10 подвода захватного приспособления 7 к узлу пересцепки 5.
В устройстве механизм 10 подвода за10 хватйого приспособления 7 к узлу пересцепки 5 выполнен в виде движителя, установленного на захватном приспособлении 7 дополнительного летательного аппарата 8.
Кольцо 5 оканчивается ухом 11, установ15 ленным в вилке 12 стабилизатора 6 узла пересцепки по направлению потока с воэможностью вращения вокруг стержня. 13, 20 выполненного, например, в виде болта
Стабилизатор 6 узла пересцепки по направлению потока соединен с буксируемым телом 4, например, посредством вертлюга
14 и двухпарной подвесной системы 15.
Захватное приспособление 1 основного летательного аппарата 2 выполнено в виде корпуса 16 с двумя раздвижными губками
17, 18 на конце и стабилизатора 19 положения губок в пространстве, закрепленного на
30 корпусе 16, связанного с гибкой связью 3
Между корпусом 16 и гибкой связью 3 может быть установлен вертлюг 20 для снятия момента от гибкой связи 3. На корпусе 16 установлены механизмы 21 и 22, например, 35 электромеханизмы типа МП- TOOM, связанные с раздвижными губками 17 и 18. Для исключения вращения захватного"приспособления 1 вокруг продольной оси У и пособления расположен ниже оси его вращения эа счет прилива 23. В стабилизаторе 19 расположения губок в пространстве выполнены прорези для обеспечейия связи штоков электромеханизмов 21 и 22 с
45 раздвижными губками 17 и 18.
На одной из раздвижных губок 18 выполнен паз, а на другой 17- выступ, который входит в паз при захвате кольца 5.
На захватном приспособлении 1 стабилизатор 19 расположения губок в простран50 стве выполнен в виде тормозного конуса с расширяющейся по направлению потока частью и обеспечивающим увеличение силы лобового сопротивления захватного при55 способления, что позволяет уменьшить до требуемого значения угол наклона гибкой связи от линии горизонта, Кольцо 5(см. фиг. 6, 7) имеет перемычку, делящую его пополам и обеспечивающую вышения устойчивости в боковой плоскости (no крену) центр масс захватного приспо- 40 требуемое расстояние между захватными приспособлениями 1 и 7.
Захватное приспособление 7 дополнительного летательного аппарата 8 выполнено в виде корпуса 24 и стабилизатора 25 положения губок в пространстве, связанных между собой пружиной 26 и выполненных с возможностью вращения друг относительно друга вокруг болтового соединения 27, Пружина 26 обеспечивает расположение под заданным углом корпуса 24 относительно стабилизатора 25 для удобства при подходе захватного приспособления 7 к кольцу 5 и его захвате. На стабилизаторе 25 положения губок в пространстве захватного приспособления 7 закреплен движитель 10, выполненный, например, в виде двух обтекателей 28, 29, расположенных перпендикулярно друг другу, и двигателей 30 и 31 с винтами 32 и 33, 34, закрепленными на их осях и закрепленных в соответствующих обтекателях 28 и 29. Двигатель 30 с винтом 32 обеспечивает создание тяги для захватного приспособления 7 в направлении перемещения дополнительного летательного àïïàрата 8, а двигатель 31 с винтами 33, 34 обеспечйвает создайие тяги перпендикулярно направлению перемещения (влево или вправо). Между стабилизатором 25 и гибкой связью 7 может быть установлен вертлюг 35 для снятия момента от закручивания гибкой связи 7.
На корпусе 24 закреплены две раздвижные губки 36 и 37 и механизмы 38 и 39, например, электромеханиэмы типа MIl
100М, связанные между собой. На одной из раздвижных губок 37 выполнен паз, а на другой 36 — выступ, который входит в паз при захвате кольца 5.
Для управления положением захватного приспособления 7 Ilo высоте относительно кольца 5 на дополнительном летательном аппарате 8 установлено средство 40 управления дополнительным летательным аппаратом 8 в вертикальной плоскости.
Для изменения расстояния между телом 4 и основным летательным аппаратом 2 на последнем может быть установлена лебедка 41. Она также может использоваться для управления положением захватного приспособления 1 и кольца 5.
Стабилизатор 6 узла пересцепки по направлению потока и стабилизатор 25 положения губок в пространстве могут быть выполнены идентично в виде удобообтекаемых профилей эллиптической формы, обеспечивающих заданное расположение раздвижных губок 36 и 37 относительно пе1781133 ресцепного кольца 5. Для наблюдения за процессом пересцепки на дополнительном летательном аппарате 8, основном летательном аппарате 2 установлены телекамеры. Телекамера 42 также может быть 5 установлена на захватном приспособлении
7, Тело 4 может быть самой различной формы и размеров, например, прямоугольной, квадратной и т. п., например, спаса- 10 тельным средством для экипажей кораблей и т. д.
Для обеспечения тела при буксировке с большой скоростью оно может быть установлено на платформе со стабилизирую- 15 щим оперением как показано на фиг. 1-5.
Гибкие связи 3, 9 могут быть выполнены в виде металлического, диэлектрического каната и т. и.
Управление электромеханизмами 21, 20
22, 38, 39, а также двигателями 30, 31, может осуществляться, например, по кабель-тросу. с борта летательного аппарата 2 и дополнительного летательного аппарата 8.
В качестве вертолета 8 может быть ис- 25 пользован вертолет типа Ми — 24, Ми-26, а в качестве самолета — Су-27. Як-40 и другие.
Средство 40 управления дополнительным летательным аппаратом 8 (вертолетом) в вертикальной плоскости может быть вы- 30 полнено в виде ручки "Шаг — газ" вертолета, изменяющего число оборотов винта и подьемную силу летательного аппарата, обеспечивая его перемещение в вертикальной плоскости. 35
Для определения усилий на гибких связях от буксируемого тела в месте их крепления к захватным приспособлениям могут быть установлены датчики натяжения, например, тензодатчики, а на летательных ап- 40 паратах — установлены индикаторы натяжения, Устройство, реализующее способ, работает следующим образом, Дополнительный летательный аппарат 45
8, например, вертолет, располагают сзади основного летательного аппарата 2, буксирующего посредством гибкой связи 3, захватного приспособления 1, пересцепного кольца 5 со стабилизатором 6 тело 4, на 50 разной высоте для уменьшения влияния спутного следа основного летательного аппарата 2 на дополнительный летательный аппарат 8 и добиваются их синхронного перемещения (Ч1 = V2). С борта дополнитель- 55 ного летательного аппарата 8 по кабель-тросу 9 подают управляющий сигнал на включение двигателей 30, 3 движителя 10 захватного приспособления 7.
Двигатель 30 с винтом 32 задает скорость Vz перемещения захватному приспособлению
7, превышающую скорость Vz перемещения дополнительного летательного аппарата 8 и скорость V> перемещения основного летательного аппарата 2. При этом, захватное приспособление 7 начинает сближаться с пересцепным кольцом 5, Процесс сближения наблюдается телекамерами на бортах летательного и дополнительного летательного аппаратов 2 и 8, а также телекамерой
42, установленной на захватом приспособлении 7, В случае необходимости обеспечивают корректировку перемещения захватного приспособления 7 по направлению, изменяя боковую силу с помощью двигателя 31 с винтами 33 и 34, а с помощью средства 40 управления дополнительным летательным аппаратом 8 обеспечивают корректировку положения захватного приспособления 7 по высоте, изменяя подьемную силу дополнительного летательного аппарата 8. При достижении положения, указанного на фиг. 3 подают напряжение на электромеханизмы 38 и 39 захватного приспособления 7. Электромеханизмы 38 и 39 перемещают раздвижные губки 36 и 37 до полного входа выступа губки 36 в паз губки
37. Для фиксации момента полного складывания губок на них могут быть установлены концевой выключатель и упор, которые взаимодействуя выдают сигнал на летательные аппараты 2 и 8. По телекамере 42 удостоверяются в захвате приспособлением 7 пересцепного кольца 5. После этого выключают движитель 10 и подают нап ряжение на электромеханизмы 21 и 22 захватного приспособления 1. Электромеханизмы 21 и 22 перемещают раздвижные губки 17 и 18 из исходного замкнутого положения (см. фиг, 8, пунктирные линии, фиг, 9) до полного раскрытия губок (см. фиг. 8, линии видимого контура), освобождая пересцепное кольцо
5. Под действием своего веса тело 4 после окончания переходного процесса занимает установившееся положение, указанное на фиг. 4. Дальнейшая транспортировка тела 4, а также его посадка, например труднодоступных местах, осуществляется с помощью дополнительного летательного аппарата 8, Все процессы наблюдаются телекамерами, Из фиг. 4 очевидно, что возможна безопасная обратная пересцепка с вертолета на самолет.
Предложенные способ аэропересцепки буксируемого тела с одного летательного аппарата на другой и устройство для его осуществления позволяют повысить безопасность и удобство пользования процес1781133 сом пересцепки за счет обеспечения захвата пересцепного кольца буксируемого тела со стороны его задней полуплоскости, что позволяет обеспечить многократную воздушную пересцепку буксируемого тела. 5
Кроме того. снижается до минимального значения возможность соприкосновения захватных приспособлений, а также гибкой связи и дополнительного летательного аппарата, что также увеличивает безопасность 10 пересцепки.
Значительно повышается и удобство при использовании предлагаемых способа и устройства для его осуществления за счет расширения области свободного простран- 15 ства для размещения дополнительного летательного аппарата и свободного перемещения его захватного приспособления.
Предложенные способ и способ для 20 аэропересцепки буксируемого тела с одного летательного аппарата на другой позволяют также осуществить многократную воздушную пересцепку за счет быстрой замены захватных приспособлений на земле при 25 наличии двух летательных аппаратов.
Формула изобретения
1. Способ аэропересцепки буксируемого тела с одного летательного аппарата на другой, заключающийся в перемещении 30 буксируемого тела на гибкой связи основным летательным аппаратом с его захватным приспособлением, синхронном с ним перемещении дополнительного летательного аппарата c его захватным приспособле- 35 нием на дополнительной гибкой связи, перемещении захватного приспособления дополнительного летательного аппарата к буксируемому телу, захвате буксируемого тела захватным приспособлением дополнительного летательного аппарата, отсоединении буксируемого тела от гибкой связи основного летательного аппарата, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения безопасности и удобства пользования процессом аэропересцепки, перемещение захватного приспособления дополнительного летательного аппарата к буксируемому телу осуществляют в направлении перемещения.
2. Устройство для аэропересцепки буксируемого тела с одного летательного аппарата на другой, содержащее захватное приспособление основного летательного аппарата, соединенное с ним гибкой связью, связанный с буксируемым телом узел пересцепки, выполненный в виде кольца с перемычкой и его стабилизатором по направлению потока, захватное приспособление дополнительного летательного аппарата. соединенное с ним дополнительной гибкой связью, и связанный с захватным приспособлением механизм подвода захватного приспособления к узлу пересцепки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения безопасности и удобства пользования процессом аэропересцепки, механизм подвода захватного приспособления к узлу пересцепки выполнен в виде движителя, установленного на захватном приспособлении дополнительного летательного аппарата.
17811 33 и8. 5 а . 4
1781133
1781133
1776033
1776033
1781133
Составитель Н.Мутилин
Техред М.Моргентал Корректор М.Максимишинец
Редактор
Заказ 4248 Тираж Подписное
ВЙИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101.