Оправка для заливки обмотки статора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: электротехника, технология изготовления электрических машин. Сущность изобретения: оправка содержит формообразующий элемент из эластичного материала, который имеет штуцер с вентилем для подачи сжатого газа. Формообразующий элемент выполнен в виде оболочки, имеющей в области размещения штуцера большую жесткость, чем на остальных участках , что упрощает конструкцию оправки и повышает качество статоров путем обеспечения равномерности заливки обмоток. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ социллистических
РЕСПУБЛИК (Я)5 Н 02 К 15/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТ8У (21) 4885007/07 (22) 22,11.90 (46) 15.12.92. Бюл. 1Ф 46 (71) Кузбасский политехнический институт (72) Г.И.Разгильдяев, С.Д.Баранов, Т.Ф.Малахова и В.И.Бедин (56) Волк. M. и др. Герметизация электрической и радиоэлектронной аппаратуры.- М.—
Л,: Энергия, 1966, с. 151-152. (54) ОПРАВКА ДЛЯ ЗАЛИВКИ ОБМОТКИ
СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при проектировании, изготовлении и ремонте электрических машин с распределенной обмоткой статора, в том числе взрывозащищенных асинхронных электродвигателей.
В целях повышения надежности электрических машин, ограждения электрической изоляции их обмоток от воздействия окружающей среды, улучшения диэлектрических, механических и тепловых характеристик в практике электромашиностроения применяется заливка обмотки статора изолирующими твердеющими материалами (компаундирование).
Для этих целей применяют специальные формы, изготавливаемые из материалов, дающих хорошую стабильность размером, в том числе из стали, алюминия, различных пластмасс.
Известна жесткая оправка для заливки обмотки статора электрической машины изоляционным материалом, содержащая, центрирующий элемент с сообщающимися осевым и радиальным каналами для подачи
„, ЯЫ,, 1781781 А1
2 (57) Использование: электротехника, технология изготовления электрических машин, Сущность изобретения; оправка содержит формообразующий элемент из эластичного материала, который имеет штуцер с вентилем для подачи сжатого газа. Формообразующий элемент выполнен в виде оболочки, имеющей в области размещения штуцера большую жесткость, чем на остальных участках, что упрощает конструкцию оправки и повышает качество статоров путем обеспечения равномерности заливки обмоток, 2 ил.. материала к обмотке, выполненная осевой в виде аксиально расположенных втулок. .. Перед заливкой, электродвигателя компаундом такая оправка должна покрываться адгезионным составом, чтобы исключить ее приклеивание в расточке статора.
Для исключения вытекания компаунда при заливке двигателя и до его отверждения в замковой части статора необходимо применять специальные уплотнения, Опыт применения жестких оправок показывает, что они имеют следующие недостатки
-сложность изготовления и высокая ма териалоемкость; — неравномерность заливки обмотки изэа невозможности точной фиксации оправки в расточке статора; — низкая производительность процесса компаундирования за счет сложности установки оправки в статор и удаление ее после отверждения изолирующего материала.
Известно техническое решение, в котором используется оправка из эластичного материала и виде "пузыря" (3).
1781781
30
"Пузырь" не обеспечивает герметизацию внутренней поверхности двигателя, поэтому для предотвращения вытекания компаунда весь двигатель обволакивают эластичной пленкой, лобовые части двига теля прикрывают пластмассовыми чашеобразными кольцами. Для прикрытия щелей используютсердечник, который затем заменяют на "пузырь". Процесс компаундирования с использованием такой оправки проводят под вакуумом.
В целом такой процесс компаундирования сложный и малопроизводительный.
Из-за невозможности точной фиксации
"пузыря" в расточке статора не обеспечивается равномерность заливки компаунда и, следовательно снижается надежность двигателя. Для заливки статоров больших двигателей такая оправка не пригодна.
Целью предполагаемого изобретения является упрощение конструкции и повышение качества заливки статора, размещенного в корпусе электрической машины, Поставленная цель достигается тем, что формообразующий элемент выполнен в виде оболочки из эластичного материала с штуцером и вентилем для подачи сжатого газа, которая в области размещения штуцера имеет большую жесткость, ем на остальных участках для меньшего выхода ее из двигателя при свободной заливке, а в области заглушки — меньшей толщины с целью наилучшего охвата лобовой части.
Оправка изготавливается с помощью специальной пресс-формы.
Поиск отличительного признака по патентной и технической литературе не выявил элементов в виде специально измененных толщин оправки.
На фиг,1 показана оправка после изготовления; на фиг.2 — в рабочем состоянии, т.е. после установления ее в двигатель и заполнения ее газом (например, воздухом).
Оправка состоит иэ формообразующего элемента 1 переходящего в заглушку, а также штуцера 2 и вентиля 3 для подачи сжатого газа. При этом в области размещения штуцера оправка имеет большую жесткость, чем на остальных участках.
Оправка вставляется в расточку статора
4 в горизонтальном положении двигателя 5 со стороны лобовой части 6 так, чтобы за-, глушка находилась в замковой части станины 8, Затем двигатель устанавливается в вертикальное положение на прозрачную подставку 7. Прозрачная подставка одновременно служит для сохранения формы оправки в рабочем состоянии и для визуального контроля за распрямлением заглушки.
Затем сжатый воздух через штуцер 2 и вентиль 3 подается в эластичный формообразующий элемент оправки 1. При этом стенки элемента плотно прилегают к внутренней поверхности статора, а часть элемента — заглушка растягивается до замковой части станины и принимает форму подшипникового щита, предотвращая вытекание компаунда.
Компаунд подается в пространство между станиной 8 и эластичным формообразующим элементом 1 и заливается до тех пор, пока не достигнет половины высоты лобовой части 6 с большим вылетом.
После процесса отверждения компаунда вентиль 3 открывается и полость формообразующего элемента соединяется с атмосферой, после чего оправка легко удаляется.
Предложенная оправка может быть использована для заливки статоров двигателей больших габаритов, при этом обеспечивается: — повышение производительности процесса за счет упрощения стадий подготовки статора к заливке (исключается стадия обволакивания пленкой, ввод сердечника, замена сердечника на "пузырь" и т.д.); — повышается равномерность заливки за счет автоматического центрирования оправхи и, следовательно, повышается надежность двигателя.
Эормула изобретения
Оправка для заливки обмотки статора эгактрической машины, содержащая форм-.образующий элемент иэ эластичного материала, снабженный штуцером с вентилем для подачи сжатого газа, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения качества статоров путем обеспечения равномерности заливки, формообразующий элемент выполнен в виде оболочки, которая в области размещения штуцера имеет большую жесткость, чем на остальных участках.
1781781
1781781
Po/Г Я
Составитель Т. Малахова
Техред М.Моргентал Корректор С. Юско
Редактор С. Кулакова
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 4279 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская йаб„4/5