Ледокольно-ледорезное судно ю.б.кашеварова
Реферат
Использование: относится к судостроению, в частности к судам ледового плавания. Сущность: носовая оконечность выполнена в виде двух поплавков, установленных с возможностью поворота относительно вертикальных осей 13. Под ними расположены гондолы 14 с двигателями, за двигателями курсовые рули 16. В верхней части расположены ледорезные пилы 12, а вся носовая оконечность установлена с возможностью поворота относительно горизонтальной оси. Ледорезные пилы в кормовой своей части закреплены жестко, а в передней и средней шарнирно. 3 з. п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к судостроению, в частности к судам ледового плавания. Известно ледокольно-ледорезное судно, содержащее корпус, на палубе которого установлены ледорезные пилы, а также носовое рулевое устройство. Целью изобретения является повышение мореходности судна и эффективности ледоразрушения. Для достижения этой цели носовая оконечность судна выполнена в виде двух параллельных поплавков, установленных с возможностью поворота относительно вертикальных осей и снабженных гондолами с двигателями, ледорезные пилы размещены в верхней части поплавков, а рулевое устройство включает в себя два курсовых руля, установленных под поплавками в корму от гондол, и руль глубины, расположенный между поплавками. Кроме того, носовая оконечность судна установлена с возможностью поворота относительно горизонтальной оси, а каждая из двух ледорезных пил жестко закреплена своей кормовой частью и шарнирно в носовой и средней части, причем носовой шарнир установлен неподвижно, а средний с возможностью продольного перемещения вдоль поплавков. На фиг. 1 изображено предлагаемое судно, вид в плане; на фиг. 2 то же, вид сбоку; на фиг. 3 узел I на фиг. 1 (увеличено); на фиг. 4 сечение по А-А на фиг. 3; на фиг. 5 сечение по Б-Б на фиг. 3; на фиг. 6 сечение по В-В на фиг. 3; на фиг. 7 сечение по Г-Г на фиг. 3. Ледокольно-ледорезное судно содержит катамаран 1, являющийся передней оконечностью всего судна, переднюю часть 2 корпуса судна, среднюю часть 3 и заднюю часть 4 кормовую оконечность судна. На передней 2, средней 3 и задней 4 частях корпуса судна находится надстройка 5. Передняя и задняя части корпуса судна имеют возможность поворота относительно средней его части в горизонтальной плоскости вокруг вертикальных осей 6 и 7. Катамаран 1 имеет два поплавка 8, кронштейн 9, надстройку 10, руль глубины 11 и пилы 12. Поплавок 8 имеет вертикальную ось вращения 13 относительно кронштейна 9, головку 14 с гребными винтами 15, руль курса 16 с вертикальной осью вращение 17. Края верхней плоскости поплавка 8 выполнены в виде горизонтальных ножей 18, предназначенных для скалывания неровностей нижней поверхности ледяного поля перед поплавком 8 и вдоль него. Гребной винт 15, насаженный на вал 19, вращается с помощью электродвигателя 20. Два поплавка 8 соединены между собой с помощью вала 21 руля глубины 11. Концы вала 21 жестко связаны с вертикальными осями 22 вращения поплавков 8, расположенными в нижней части гондол 14. В средней части вала 21 с ним жестко соединена червячная шестерня 23, с которой находятся в зацеплении с диаметрально противоположных сторон два червяка 24, электродвигатели их вращения установлены в корпусе руля глубины 11. Пилы 12, установленные на верхней поверхности поплавка 8, закреплены в шарнирных гнездах 25 и 26, с возможностью поворота полотна пил. При этом шарнирное гнездо 25 жестко скреплено с поплавком 8, а шарнирное гнездо 26 находится в ползуне, который может перемещаться вдоль поплавка 8. Кронштейны 9 могут вращаться вокруг горизонтальных полуосей 27, установленных по бортам передней части 2 корпуса судна, под воздействием волн и руля глубины 11. Работа судна осуществляется следующим образом. Движение судна через ледяные поля производится в результате прохождения под нижней кромкой ледяного поля поплавков 8 катамарана 1 с пилами 12, которые производят пропил льда снизу вверх. Нижняя поверхность ледяного поля выравнивается перед пилами с помощью бульдозеровидных выступов-ножей 18 поплавков 8. На распиленную полосу льда при движении судна наезжает носовая часть судна, раскалывая эту полосу на куски льда. Расколотые глыбы льда утапливаются при движении судна аппарелями 28 и вытесняются носовой частью корпуса 2 судна под кронштейны 9 катамарана и далее под края канала, пропиленного в ледяном поле. Для изменения курса движения судна производится одновременный поворот рулей в заданном направлении и поворот передней части 2 судна относительно средней части 3 в том же направлении.
Формула изобретения
1. Ледокольно-ледорезное судно, содержащее корпус, на палубе носовой оконечности которого установлены ледорезные пилы, а также носовое рулевое устройство, отличающееся тем, что, с целью повышения мореходности и эффективности ледоразрушения, в нем упомянутая носовая оконечность выполнена в виде двух параллельных друг другу поплавков, установленных с возможностью поворота относительно вертикальной осей и снабженных расположенными на их днищах гондолами с движителями, упомянутые ледорезные пилы размещены в верхней части поплавков, а вышеуказанное рулевое устройство включает в себя два курсовых руля, установленных под поплавками в корму от гондол, и руль глубины, расположенный между поплавками. 2. Судно по п.1, отличающееся тем, что носовая оконечность установлена с возможностью поворота относительно горизонтальной оси. 3. Судно по пп. 1, 2, отличающееся тем, что каждая из двух ледорезных пил жестко закреплена своей кормовой частью и шарнирно в носовой и средней части, причем носовой шарнир установлен неподвижно, а средний с возможностью продольного перемещения вдоль поплавков.РИСУНКИ
Рисунок 1